Подход М. Портера к понятию конкурентоспособности стран
В своей теории Портер вводит понятие конкурентоспособности страны. Именно национальная конкурентоспособность, с его точки зрения, определяет успех или неуспех в конкретных отраслях производства и то место, которое страна занимает в системе мирового хозяйства.
Национальная конкурентоспособность определяется способностью промышленности постоянно развиваться и производить инновации. Первоначально национальные компании добиваются конкурентного преимущества, изменяя основу, на которой они конкурируют. Удержать же им преимущество позволяет постоянное совершенствование товара, способа производства и других факторов, причем так быстро, чтобы конкуренты не смогли их догнать и перегнать. Конкуренция - это не равновесие, а постоянные перемены. Совершенствование и обновление отрасли - непрерывный процесс. Поэтому в основе объяснения конкурентного преимущества страны лежит роль страны базирования в стимулировании обновления и совершенствования (т. е. в стимулировании производства инноваций). Таким образом, оказывается, что процесс создания и поддержания конкурентоспособности чрезвычайно локализован. Различия в экономике стран, в их культуре, населении, инфраструктуре, управлении, национальных ценностях и даже в истории - все это в той или иной степени влияет на конкурентоспособность национальных компаний. Портер показывает, что, несмотря на все возрастающее значение глобализации, национальная конкурентоспособность определяется набором факторов, зависящих от конкретных, локальных условий.
Конкурентное преимущество страны на международном рынке определяет некий набор детерминантов, "национальный ромб", как называет его автор. Он включает в себя четыре компонента:
Факторные условия, то есть те конкретные факторы (например, квалифицированная рабочая сила или инфраструктура), которые нужны для успешной конкуренции в данной отрасли.
Условия спроса, то есть каков на внутреннем рынке спрос на продукцию или услуги, предлагаемые данной отраслью.
Родственные и поддерживающие отрасли, т. е. наличие или отсутствие в стране родственных и поддерживающих отраслей, конкурентоспособных на международном рынке.
Стратегия фирмы, ее структура и конкуренты, то есть каковы в стране условия, определяющие процесс создания управления фирм, и каков характер конкуренции на внутреннем рынке.
Существуют две дополнительные переменные, в значительной степени влияющие на обстановку в стране:
Случайные события, то есть те, которые руководство фирмы не может контролировать.
Государственная политика.
По мнению Портера, государства должно играть роль своеобразного катализатора конкурентоспособности. Государство при помощи своей политики может оказывать влияние на все четыре компонента национального ромба, но это влияние может быть как положительным, так и отрицательным. Поэтому чрезвычайно важно четко сформулировать приоритеты государственной политики. Общими рекомендациями являются: поощрение всяческого развития, усиление конкуренции на внутреннем рынке, стимулирование производства инноваций.
В комплекс правительственных мер по поддержанию и повышению конкурентоспособности страны должны входить:
1) Воздействие правительства на факторные условия
акцент на создании факторов (инфраструктуры, квалифицированной рабочей силы, научно-конструкторских разработок и т. д.);
грамотные политические решения в отношении рынков факторов и валютных рынков (налоговая и денежная политика, регулирование рынка энергоносителей и регламентирование процесса заключения коллективных договоров).
2) Воздействие правительства на условия спроса:
государственные закупки (стимулирование спроса на раннем этапе, внутренней конкуренции, производства инноваций);
регламентация изделий и процессов (создание четкой системы технических и технологических стандартов для вытеснения с рынка некачественной продукции);
воздействие на структуру отраслей, выступающих в роли покупателей (политика правительства в отношении государственной собственности);
стимулирование раннего или усложненного спроса (использование лизинговых механизмов и других форм непрямого кредитования);
предоставление полной и качественной информации покупателям;
введение технических стандартов (для обеспечения совместимости различных типов устройств);
зарубежная помощь и политические связи (классический пример - схема взаимодействия колония - метрополия)
3) Воздействие правительства на родственные и поддерживающие отрасли:
политика правительства в отношении СМИ;
образование кластеров (в трактовке Портера - создание вертикально-интегрированных структур, объединяющих в себе различных членов технологической цепи от поставщиков сырья до производителей готовой продукции);
региональная политика (стимулирование развития отстающих районов).
4) Воздействие правительства на стратегию, структуру и соперничество фирм:
интернационализация (поощрение международной ориентации и экспорта)
воздействие на цели как конкретных предпринимателей, так и целых фирм
регламентация соперничества внутри страны (антитрестовские законы, протекционизм и т. д.)
образование новых фирм
торговая политика (надо открыть доступ на рынки и не злоупотреблять протекционизмом)