Автор
Содержание
Назад
Далее
Главная
Роль образования в формировании национальной конкурентоспособности

400 лет назад английский государственный деятель и философ Фрэнсис Бэкон написал, что информация означает власть. Сегодня его слова приобретают особый смысл.

Информационная революция (под которой понимается стремительный технологический прогресс в компьютерной области, в сфере коммуникации и программного обеспечения, который, привел к колоссальному снижению стоимости обработки и передачи информации) сделала информацию общедоступным глобальным ресурсом. Об этом свидетельствуют следующие факты [3;9]:

  • Стоимость нового компьютера с 1954 года падала на 19% ежегодно, а новые инвестиции в Соединенных Штатов в сферу информационных технологий поднялись с 7% до 50%
  • Вычислительные мощности компьютеров в последние тридцать лет удваиваются каждые 18 месяцев. Сейчас их стоимость составляет лишь 1% от стоимости начала 70-х годов.
  • Объем курсирующей в Интернете информации удваивается через каждые сто дней.
  • Скорость передачи коммуникации быстро растет, а стоимость постоянно снижается. В восьмидесятые годы медные телефонные кабели обладали передающей способностью на уровне одной страницы информации в секунду; сегодня тонковолокнистый стеклянный кабель способен "прокачивать" объем более 1.000.000 страниц в секунду.

Однако наиболее ярко выраженной характеристикой информационной революции является не скорость передачи данных, которыми обладают лучшие узлы связи: уже более 130 лет назад стала возможной практически прямая коммуникация между Европой и Северной Америкой. Суть информационной революции состоит в том, что очень сильно снизилась стоимость передачи информации. В настоящее время стоимость передачи данных стала величиной несущественной, отсюда количество информации, которая может передаваться по всему миру, ограничена не технологией коммуникации, а способностью отдельных людей получить доступ к информации или производить и обрабатывать ее, и способностью других эту информацию принимать. Управление информацией и знаниями становится все важнее, содержательные сведения необходимо отделять от "информационного мусора". Поскольку информационный поток нарастает и поскольку мир становится все сложнее, то значение образования, как фактора позволяющего человеку осуществлять грамотное управление информацией, повышается. При этом речь идет не только том, чтобы накапливать специальные знания, но и о том, чтобы учиться думать аналитически, системно, уметь видеть взаимосвязи. И если на бытовом уровне данная проблема - личное дело каждого человека, то на уровне государства образованность населения, его способность осуществлять менеджмент информации, становится одним из важнейших конкурентных преимуществ на международной арене.

То что роль образования в формировании национальной конкурентоспособности постоянно возрастает, подтверждается многочисленными исследованиями. По словам Лестера Тюрлоу, профессора экономики нью-йоркского университета, "в XXI веке образование и квалификация рабочей силы станут доминирующим орудием конкуренции" [16]. Это связано с тем, что в условиях современного динамического развития общества, усложнения технической и социальной инфраструктуры информация становится таким же стратегическим ресурсом, как традиционные материальные и энергетические ресурсы. Современные информационные технологии, позволяющие создавать, хранить, перерабатывать и обеспечивать эффективные способы представления информационных ресурсов потребителю, стали важным фактором жизни общества и средством повышения эффективности управления всеми сферами общественной деятельности. Уровень использования информации становится одним из существенных факторов успешного экономического развития и конкурентоспособности страны на международной арене.

Филипп Бомард, профессор нью-йоркского университета, считает, что за последнее десятилетие ключевым фактором национальной конкурентоспособности стала экономическая образованность - умение использовать знания в качестве экономического преимущества [17]. В то время как во всем мире геоэкономика выходит на первый план в сфере международных отношений, потеснив геополитику, важнейшим конкурентным преимуществом стран становится их способность оперативно управлять стратегической информацией во всех сферах общественно-политической и экономической жизни страны.

Итак, образование становится важнейшим фактором обеспечения конкурентоспособности экономики государства, капиталом, который концентрируется развитыми государствами для удержания монополии в геополитическом пространстве. Роль образования в обеспечении устойчивого социально-экономического развития, роста конкурентоспособности государств и укреплении их позиций на мировом рынке и в мировом экономическом сообществе постоянно возрастает. Так Консультативный комитет по промышленным исследованиям и развитию Комиссии Европейского Союза в обстоятельном исследовании квалификационного уровня рабочей силы в Европе пришел к следующему выводу: "Без конкурентоспособной системы образования не может быть конкурентоспособной рабочей силы, а без последней - конкурентоспособной экономики." [27]

Возникает естественный вопрос, какую систему образования можно считать конкурентоспособной? По мнению Йозефа С. Нейя, профессора школы управления им. Кеннеди, Гарвардского университета, хорошее образование должно выполнять три главные задачи [9]:

  • во-первых, оно должно вырабатывать у человека способность превращать полученные сведения в знание;
  • во-вторых, оно должно создавать основу для того, чтобы человек умел отделять важное от несущественного;
  • в-третьих, оно должно пробуждать любознательность, интерес к новому, умение получать удовольствие от процесса обучения. Это служит предпосылками для того, чтобы эффективного учиться в дальнейшем - в течение всей жизни.

Для поддержания или повышения конкурентоспособности системы образования любой страны ее нужно привести в соответствие к требованиям все быстрее меняющегося мира профессионалов:

Средняя школа должна стать плацдармом для дальнейшего образования человека, должна реально помогать ему определиться с выбором сферы своих профессиональных интересов. С этой точки зрения, идеальным является российское среднее образование, которое при всех его недостатках дает человеку самые разносторонние сведения об окружающем мире и помогает в формировании личности.

В сфере высшей школы необходимо создать гибкую систему образования, которая облегчала бы смену университета (или другого Вуза) и создавала бы мотивацию как для обучения студентов за границей, так и для приглашения иностранных студентов в страну, а также делала возможным получение международно признаваемых свидетельств (аттестатов, дипломов) о прохождении отдельных ступеней образования.

В развитых странах совершенствование образовательной системы уже давно идет по описанному выше пути. В Европе и Америке существует огромное количество различных фондов, предоставляющих студентам стипендии для обучения за рубежом, и организующих стажировку иностранных студентов в стране. Это обусловлено тем, что мировой рынок рабочей силы тоже стал глобальным и борьба за высококвалифицированных сотрудников ведется в глобальном масштабе. Выпускники европейских вузов конкурируют со специалистами в Пекине, Сиднее и Сан-Франциско. Сегодня в результате глобального подключения к Интернету эксперты осуществляют сотрудничество в международных коллективах - каждый у себя на родине и вместе с тем совместно над одним проектом. То есть уровень подготовки специалистов становится одним из важнейших факторов, определяющих степень экономической конкурентоспособности и ее интегрированности страны в систему мирового хозяйства.

Этот факт особенно важен для нас, граждан России, так как для сохранения своего геополитического влияния и интеграции в мировое сообщество развитых государств России необходимо значительно повысить свою экономическую конкурентоспособность

Располагая первоначально очень ограниченным инвестиционным ресурсом, Россия должна выбрать образовательный сектор в качестве одной из национальных точек роста. Образование, инвестиции в повышение качества человеческого капитала являются условием развития всех секторов российской экономики.

В краткосрочной перспективе (2002-2007 гг.) необходимо сделать Россию привлекательной для инвестиций и обеспечить воспроизводство и развитие инновационного потенциала экономики. Это потребует:

  • 1) Формирования адекватной современным технологиям кадровой инфраструктуры основных отраслей промышленности и сферы услуг; обновления профессионального образования, повышения его качества и соответствия структуре потребностей рынка труда; опережающего развития начального и среднего профессионального образования, способного обеспечить повышение культуры производства.
  • 2) Обеспечения условий для развития научных школ в фундаментальном и инженерном образовании, в сфере информационных технологий. Инновационного характера развития университетской науки и на ее основе - венчурных подразделений и предприятий.
  • 3) Резкого повышения качества профессионального образования в области экономики и управления производством и смежных "активных социальных наук' (права, социологии), в том числе через введение соответствующего содержания в общее образование.

В среднесрочной перспективе (2007-2012 гг.) решающим становится уровень общей образованности населения. Сегодня мы еще конкурируем с развитыми странами по этому показателю, но уже через 10 лет, когда основную роль в экономике станут играть представители поколений, получившие образование в 90-х и 2000-х годах, России угрожает перспектива потерять конкурентоспособность. Сегодня абсолютное большинство развитых и развивающихся стран дает своим гражданам 12-13-летнее полное среднее образование, по сравнению с 10-11 годами такого образования в России. Конечно по интенсивности преподавания наши учебные курсы сильно отличаются от иностранных, но в настоящее время реформирование средней школы направлено, к сожалению, на упрощение программы обучения, что на мой взгляд совершенно нецелесообразно. Качество человеческого капитала будет одним из самых главных препятствий экономического развития в долгосрочном плане.

Интеллектуальные профессии становятся массовыми и теряют присущую им раньше исключительность. Растущие информационные потоки и высокотехнологичные производства требуют не исполнителей узкой специализации, а специалистов с высоким базовым уровнем образованности, способным переключиться с одного вида деятельности на другой, с обширными коммуникативными умениями и навыками. Уровень профессиональной подготовки специалиста, его образованность, становится важнейшим фактором обеспечения конкурентоспособности на всех ее структурных уровнях: от конкурентоспособности товара, до конкурентоспособности страны.

Автор
Содержание
Назад
Далее
Главная
Hosted by uCoz