Автор
Содержание
Назад
Далее
Главная
Глава 1: Основные подходы к классификации и типологии городов

В отечественной и зарубежной литературе в 1950-70-е годы довольно широко была освещена тема классификаций и типологий городов. Каждый автор пытался осветить данную проблему с точки зрения конкретного географического исследования. Целью данной главы является обобщение оснований и критериев различных классификаций и типологий городов и выявление тех, которые более всего подходят для анализа электоральных предпочтений.

Критерии и основания были самыми разнообразными, но важность некоторых из них признавалась практически всеми авторами и вносилась ими в их типологии. К таким критерием, в первую очередь, можно отнести людность городов. Отмечается, что от величины города зависят темпы роста, некоторые демографические показатели, функциональная структура.[17] Несмотря на то, что важность этого критерия признавалась многими, существуют некоторые различия в классификациях городов по людности. Так, одни авторы выделяли следующие группы городов: малые - до 20 тыс. чел., средние - 20-100 тыс. чел., крупные - 100-500 тыс. чел., крупнейшие - 500 тыс. чел. и выше, города-миллионеры[17]. Другие авторы выделяли помимо больших, средних и малых городов (с градациями: свыше 100 тыс. жит., 100-20 тыс. жит., менее 20 тыс. жит.) мелкие городские поселения (менее 5 тыс. жит.), а также крупные города. При этом отмечалось, что дробить города с населением свыше 100 тыс. жителей не имеет смысла, т.к. крупные города бывают подчас настолько индивидуальны, что их нельзя подвести под тот или иной тип [9].

В качестве еще одного примера может служить следующая классификация городов по их величине: малые города - до 50тыс. жителей, средние - 50-100, большие 100-500, крупнейшие - 500 - 1млн, города-миллионеры - свыше 1 млн.[13]

В данной курсовой работе будет использоваться последняя классификация. Она оказалась наиболее подходящей для анализа электоральных предпочтений.

Другим типологическим признаком, также наиболее часто используемым многими авторами, являются функции, выполняемые городом. Рассматриваются экономические, административные и культурные функции. В построении типологий городов по этому критерию разные авторы также не единодушны.

Например, по преобладанию тех или иных хозяйственных функций выделялись [4]:

  • 1. Города с крупными промышленными предприятиями, которые играют важную роль в территориальном разделения труда в пределах всей страны и в пределах всего экономического района.
  • 2. Города поселения с небольшими промышленными предприятиями областного и районного значения.
  • 3. Центры кооперативной промышленности.
  • 4. Транспортные центры.
  • 5. Курорты.

При этом отмечалось, что важно выделять одноотраслевые и многоотраслевые промышленные центры. Рассматривая одноотраслевые центры, были выделены следующие группы [5]:

  • 1. Центры горной промышленности.
  • 2. Металлургические центры
  • 3. Центры первичной обработки сельскохозяйственного сырья и пищевой промышленности
  • 4. Центры обрабатывающей промышленности (кроме металлургии и пищевой промышленности)
  • 5. Центры лесной промышленности
  • 6. Рыбацкие поселки, возникающие у рыбозаводов.

Другим примером может служить следующая функциональная классификация [15]:

  • 1. Столичные города (Москва, Санкт-Петербург). Здесь можно отметить исключительно высокую степень развития административно-политических, культурных и др. функций. Они играют важную роль не только внутри страны, но и на международной арене.
  • 2. Крупные экономические, аминистративно-политические, культурные центры - "комплексные" города.

    Здесь наблюдается значительное развитие разнообразной промышленности, транспорта и торговли, организационно-хозяйственных функций, но роль их на международной арене незначительна. Выделяются а) наиболее важные "комплексные" города (влияние надстроечных функций выходит за рамки административной области, центром которой является "комплексный" город); б) прочие (надстроечные функции не выходят за рамки области).

  • 3. Города - разносторонние индустриальные центры со специализацией на нескольких (двух и более) отраслях промышленности. Выделяются: а) центры тяжелой промышленности; б) центры легкой промышленности; в) "смешанные" центры (характеризующиеся сочетанием профилирующих отраслей обеих групп промышленности, либо промышленной специализации одной из групп и сильно развитых транспортных функций.)
  • 4. Города - индустриальные центры одной, профилирующей специализации. Здесь сильно развита одна отрасль, представленная одним или несколькими предприятиями. Также выделяются а) центры тяжелой промышленности, б) центры легкой промышленности. Возможна более дробная классификация с указанием профилирующей отрасли.
  • 5. Города с преимущественным значением непромышленных функций. Здесь можно выделить: а) города с преимущественным значением организующих центров сельскохозяйственных (и лесохозяйственных) районов, имеющих промышленность, ориентированную на первичную переработку местного сельскохозяйственного и лесного сырья; б) такие же города, с развивающимися другими отраслями промышленности или с сильно выраженными транспортными функциями, но не профилирующими; в) прочие непромышленные города ("города отдыха", транспортные центры, научно-экспериментальные и др.).
  • 6. Города-пригороды

В еще одной типологии по функциональному признаку были выделены 5 типов городов [17]:

  • 1. Многофункциональные, сочетающие административно-политические, культурные и экономические функции, имеющие развитую промышленность и транспорт. Это все краевые и областные центры и многие крупные города страны, в которых каждая из перечисленных функций имеет градообразующее значение.
  • 2. Города с резко выраженным преобладанием промышленных и транспортных функций межрайонного значения. Схематично города можно разделить на промышленные, транспортные, промышленно-транспортные. Наибольшее распространение имеют города, в которых объединились различные отрасли промышленности. Хотя при этом количество типов специализированных городов также велико.
  • 3. Города с преобладанием других функций (кроме промышленных и транспортных) - главным образом небольшие поселки городского типа, выполняющие функции местных центров, - административные и организационные центры низовых районов, национальных округов.
  • 4. Города-курорты.
  • 5. Города - научно-экспериментальные центры.

Кроме того, некоторыми авторами отдельно выделялась, например, культурная функция [1]. На основе ее города выделялись:

  • а) религиозные центры
  • б) университетские города
  • в) литературные и художественные центры
  • г) Города-музеи
  • д) города фестивалей и конгрессов

Отмечалось, что в построении функциональных типологий важное значение приобретают следующие признаки: а) степень развитости функциональной структуры. Здесь выделяются однофункциональные города, которые делятся на города, специализирующиеся на производственных функциях (в большинстве это промышленные, транспортные центры) и центры непроизводственных функций (центры науки, курорты). Также выделяются многофункциональные центры. б) характер связи между функциями; в) территориальное содержание функций; г) экономико-географическое положение как типологический признак [11] .

Экономико-географическое положение городов также рассматривается многими авторами. Типология по экономико-географическому положению позволяет определить общие черты экономической структуры и направления будущего развития, в зависимости от потенциальных возможностей территории. Здесь были выделены следующие типы городов [17]:

  • расположенные в узлах транспортных путей - например, Новосибирск, Красноярск, Нижний Новгород.
  • расположенные в крупных горнодобывающих районах
  • расположенные в районах крупной добывающей промышленности - например, Ярославль, Иваново, Серпухов.
  • распложенные в центрах интенсивного сельского хозяйства - например, Краснодар, Ставрополь

Кроме этого выделяются города, размещающиеся поблизости от больших городов, в так называемой пригородной зоне [5].

Еще одной из наиболее распространенных типологий является генетическая классификация городов. В основном такие типологии делались для сравнения советской сети городов с дореволюционным периодом. Например, выделялись [4]:

  • Iа - новые города, возникшие на "пустом" или "почти пустом" месте. Cюда включены прежде всего города, образовавшиеся вдали от старых населенных пунктов: в тайге, тундре, горах и т.п., например Норильск, Магадан и др. Если новый город возник вблизи старых населенных пунктов, но сохранился до сих пор сохранился, то его также относим к этому типу, например Магнитогорск, Электросталь и др.;
  • Iб - новые города, развившиеся из старых поселений: рабочих поселков, фабричных и кустарных сел, крупных сел;
  • II - "сильно обновленные" старые города - быстро возросшие;
  • III - старые города с более медленными темпами развития;
  • IV - старые города, численность населения которых уменьшилась.

При этом отмечается, существующие генетические типологии не раскрывают в достаточной степени современную роль городов [11].

Кроме приведенных выше разрабатывались и другие типологии. Например, типология городов по типам перспективного развития. Предлагался в качестве типологического фактора фактор столичности [1].

Как видно, несмотря на практически единые критерии, существует много вариантов типологий. Тем сложнее выбрать наиболее подходящую для анализа электоральных предпочтений избирателей. Думаю, что в первую очередь подойдет фактор людности. Крупные города обычно отличаются более высоким уровнем урбанизации, что чаще всего приводит к большей либеральности взглядов населения. В то время как малые города (удаленные от крупных центров) консервативны в своих предпочтениях и по образу жизни тяготеют к соседним деревням. В данной работе будет использована следующая классификация городов по людности: малые города - до 50тыс. жителей, средние - 50-100, большие 100-500, крупнейшие - 500 - 1млн, города-миллионеры - свыше 1 млн.[13]

Другим типологическим признаком, который будет использоваться в данной работе, являются поизводственные функции, выполняемые городом. На примере монопрофильных городов будет рассмотрено, как различаются результаты выборов в городах с одинаковой специализацей. Выбрана типология подразделяющая однофункциональные города на города, специализирующиеся на 1)производственных (промышленные центры) и 2)непроизводственных функциях (города-курорты).

Еще один фактор, который, на мой взгляд, интересно рассмотреть в рамках данной темы, это статус города (в первую очередь, фактор столичности). По сути дела результаты голосований в административных центрах должны могут быть иными, чем в прочих городах.

Кроме всего перечисленного, в качестве еще одного критерия был выбран уровень месячной среднедушевой заработной платы. Т.е. будет рассмотрено, как доходы населения влияют на его политические предпочтения. Этот показатель не использовался рассматриваемыми авторами, но любые классификации и типологии не являются универсальными, и каждая из них может быть доработана для конкретной задачи.

Таким образом, из рассмотренных типологий и классификаций была выбрана типология по людности, одна из функциональных типологий и фактор столичности для дальнейшего анализа электоральных предпочтений избирателей.

Автор
Содержание
Назад
Далее
Главная
Hosted by uCoz