3.1 Становление и развитие Москвы как столицы Российского государства.
По древним скандинавским источникам, дошедших до нашего времени, Русь именуется "страной городов". Поскольку из многих известных развитых городов, несших на себе военные и торгово-ремесленные функции, именно Москва стала столицей Русского государства, стоит отдельно рассмотреть её историческое значение в этом качестве.
Становление Москвы как города - центра русских земель, обусловлено исключительно благоприятным макроположением её в узле сухопутных дорог Волго-Окского междуречья. Расположение Москвы на Москва-реке выгодно, поскольку река удобно связывала город с Окой, выходя к рязанским землям, с Верхней Волгой (на севере) системой притоков и волоков, которые, в свою очередь, вели на северо-запад к Новгороду, к верховьям Десны и Днепра, в смоленские, черниговские, киевские земли. Впадая в Москва реку, р. Яуза небольшим волоком у Мытищ связывала Кремль с р. Клязьмой, в те времена судоходной, полноводной рекой, ведущей к ростовским, суздальским и ярославским землям. Похожее макроположение прослеживается в истории образования Парижа, Лондона, Берлина.
Таблица 19. Численность и плотность населения Московского столичного региона.
Структурные зоны | Численность населения тыс. чел. на 1 янв. 2000 г. | Площадь тыс. км. На 1 янв 2000 г. | Плотность населения чел/км На 1 янв 2000 г. | Кол. адм. Районов На 1 янв 2000 г. |
1990 | 1995 | 2000 |
Москва | 9003 | (8834) | 8537.2 | 994 (1000) | 9057 | 10 |
1-й пояспригородов ЛПЗП состав | 1700 | 1300.8 | 1220.1 | 3000 | 944 | 7 |
2-й пояспригородов состав | 2500 | 1552.3 | 3258.3 | 10500 | 238 | 9 |
3-й пояспригородов состав | 3203 | 1435.1 | 1660.6 | 33506 | 978 | - |
Московская область | 15712 | 6611.1 | 6547.4 | 47000 | 334 | 39 |
Вся эта объединяющая система путей способствовала более плотному заселению земель вдоль рек и развитию торговли между Востоком и Западом, а так же с Севером и Северо-Западом. Купцы из Средней Азии и стран Востока плыли волжским путём (более древним чем путь по Днепру "из варяг в греки") к Москве и в земли Русского государства, используя множество сухопутных дорог, которые образовывались около волоков, пересекавшихся с водными путями.
Ключевое макроположение Москвы на Волго-Волжском междуречье хорошо сочеталось с её микроположением. С трех сторон защищенный водой, на удобном для обороны холме был основан некогда Московский Кремль. У волока на р. Неглинной образовалось естественное торжище, где рано стали селиться ремесленники и крестьяне, занимавшиеся извозом, и всякий торговый люд. Сухопутные дороги в местах соединения образовывали торгово-транзитные узлы: Боровицкий, Никольский, Варварский и главный узел получивший название "Арбат" (от арабско-тюркского "рабат" - место коновязи) (37,38).
На зоре развития Москвы все указанные благоприятные черты экономико-географического положения города смогли проявиться лишь под влиянием исторически складывающихся условий. Это многовековое противостояние татаро-монгольским нашествиям, упорная борьба с многочисленными другими недругами России. Такое положение, которое тормозило естественное эволюционного развитие в России, отсутствовало в Европейских странах, что давала им соответствующие преимущество в свободном развитие жизни людей.
С самого начала территориальное развитие Москвы определялось необходимостью постоянной и надежной обороны с юга от набегов кочевых орд. По мере роста Москвы это требовало сооружений все новых укреплений и поясов стен таких, как Китай-город, Белый город, Земляной и Камер - Коллежский валы. Направление сходящихся к крепостным воротам дорог и определило радиально-кольцевую структуру планировки города, сохранившейся и до сего времени, что аналогично складывалось в столице Франции - Парижа. После победы русских на Куликовом поле могущество Московского государство быстро растет. В XV-XVI вв. в Москве создаются сооружения, отвечающие величию огромного государства. Строится монументальный Успенский собор (1475-1625г.) - место коронации московских царей и завершается пояс Кремлевских стен и башен (1499 г.). Таким образом, в конце XV-го в. был возведен грандиозный комплекс сооружений Кремля - исторического ядра города Москвы (50).
Во времена царствования Петра I столицей московского государства стал построенный на Неве город Петербург. И только через 200 лет благодаря особенностям макроположения Москвы и событиям революции 1917-го года Москва возвращает вновь свое исконно заслуженное место.
Отметим, что в отличие от изучаемых нами столиц европейских государств, политика городского планирования в Московском Столичном Регионе был полностью сориентирована на создание новых концепций по разработке экономических и социальных реформ для улучшения управления как Москвой, так и Пригородной зоной.
Москва как центр политического и экономического управления занимала привилегированное положение по сравнению с другими регионами страны. Поэтому большое внимание уделяется её планировочной структуре. Не смотря на многовековую историю Москвы, как, впрочем, Парижа, Лондона и Берлина, её урбанистическое развитие гораздо современней. Кроме его исторического ядра (с радиально - кольцевой структурой , как и в историческом ядре европейских столиц), остальная часть города сформировалась после революции 1917 года.
Предпосылки первой концепции планирования Москвы и её окружения, появившиеся в начале 20-х 30-х годов , связывают с развитием плана ГОЭРЛО. Он включал в себя проекты расселения, предусматривающие кольца городов - спутников вокруг; в том числе развитие Большой Москвы с пригородами. Была рассмотрена концепция линейного развития городов - "парабола" - , наметившая рост Москвы в северо-западном направлении, и многие другие планы, которые рассматривались до 1935 года. Все планы, разработанные в этот период, касались переустройства Москвы, но, как ни странно, не отражали её дальнейшее развитие (38).
В 20-ые годы в Советской системе в рамках теоретической дискуссии рождались проекты комплексного обустройства Москвы. Аналогично складывалась ситуация в Лондоне и Берлине. В 20-ые годы, со строительством метрополитена и развитием радиальных дорог, вводится внеплановое кольцеобразное расширение, которое должно помешать дальнейшему расширению городов. Но в Париже в течение этого периода урбанистическое планирование заключалось лишь в создании законодательной базы.
Первый Генеральный план развития Москвы был утвержден в 1935 году., он служил долгое время ориентиром в развитии Москвы (1). Однако недостатком этого плана было отсутствие задач по решению формирования пригородной зоны Москвы, тем не менее, Генеральный план 1935 имел и положительные черты, реальные задачи, воплощенные в жизнь, как то:
- Утверждение радиально - концентрической структуры, традиционной для Москвы, что позволило сохранить здания исторического значения;
- Строительство сети дорог, связывающих центр с периферийной частью города, обустройство сети улиц и площадей;
- Строительство сети линий метро;
- Развитие центра в юго-западном направлении, от исторического центра к Ленинским горам;
- Необходимость ограничения развития Москвы (население не более 5 млн. человек на конец расчетного срока), предполагалось компактное расширение территории до 60 тыс. га за счет пригородов;
- Создание зелёного защитного пояса (ЛПЗП).
Создание первых генеральных планов в четырех столицах совпадает по времени, однако масштабы планируемых мероприятий практически не сравнимы .
Параллельно в этот период в Лондоне утверждается план разработки вокруг города на удалении от центра в 40 км "зелёного пояса" шириной 8 км. В Берлине все силы чиновников в основном направлены на развитие и расселение окраинных районов и пригородной зоны города, так называемого Приберлинским кольцом, что не прослеживается в Москве. В Париже Генеральный план Г. Проста, разработанный на год раньше Московского, занимается изучением почти тех же проблем, что и другие сравниваемые нами столицы Генеральный план развития Москвы 1935 года не был реализован в намечаемые сроки, главным образом, из-за войны, но многие из его положений остались ориентиром для воплощения его в более поздние годы (1960-70 -х годах), а во Франции План Проста был подвергнут коренному пересмотру.
В послевоенные годы был разработан Генеральный план реконструкции Москвы на 1951-1960 гг. , имевший в основе положения Генеральный план 1935г. (Единственным дополнением к этому плану было строительство семи высотных зданий на основных проспектах, строительство жилых массивов "хрущевок"). Аналогичная ситуация была и в Европейских столицах, вся Европа "залечивала раны" после Великой Отечественной войны (15). В Париже происходила реконструкция жилых кварталов и строительство новых (с 1953 г. по 1976 г. было построено 38 тыс. новых зданий). П. Арбикольд в 1944 году предусматривал создание вокруг Лондона десятка новых городов расположенных за пределами "зелёного пояса". И в дальнейшим в программах акцентируется внимание на развитие городов в пригородной зоне Лондона К 1951 г. окончательно устанавливаются границы конурбации.
Таблица 21. Численность населения административных районов структурных поясов Московской области в тыс. человек на 1 января 2000г.
Административные районы | Численность населения в тыс чел. | Площадь территории тыс. км |
1 - ый пояс пригородов |
Балашихинский р-н | 149719 | 214 |
г. Железнодорожный | 86274 |
Красногорский р-н | 144862 | 220 |
Лененский р-н | 111283 | 479.26 |
г. Лыткарино | 41082 |
г. Щербинка | 22522 |
Люберетский р-н | 199181 | 183 |
Жуковский | 77766 |
Бронницы | 14000 |
Мытищенский р-н | 184939 | 490 |
г. Лобня | 53069 |
Одинцовский р-н | 250034 | 1300 |
г. Звенигород | 13216 |
Химкинский р-н | 140572 | 117.26 |
г. Долгопрудный | 61160 |
2-ой пояс пригородов |
Дмитровский р-н | 148412 | 216 |
Домодедовский р-н | 121700 | 805 |
Истринский р-н | 96863 | 1149 |
Наро-Фоминский р-н | 146233 | 2626 |
Нагинский р-н | 240325 | 1005 |
Подольский р-н | 154238 | 1062 |
Пушкинский р-н | 158456 | 634 |
Раменский р-н | 68821 | 1559 |
Солнечногорский р-н | 125634 | 1149 |
Составлена по материалам полученным в адм. Мос. Обл.
Комплексное изучения территориального управления и развитие регионального планирования Берлином и его окружением в период с 1945-х по 1990-ые г. весьма затруднительно, так как город после войны был разделен на четыре зоны, контролируемые странами победившего блока союзников (СССР, Америкой, Англией и Францией).
Для дальнейшего развития Москвы и её пригородной зоны в 1960-х гг. было принято постановление о расширении границ города до Московской кольцевой автомобильной дороги (МКАД), территория столицы увеличилась до 875 км?, а население до 6,2 млн. человек (на 01.01.61). Одновременно были уточнены границы ЛПЗП, территорию которого увеличили до 175250 км?. В1966г. Совет Министров СССР одобрил технико-экономические основы (ТЭО) нового Генплана развития Москвы. Окончательный варианты Генплана и схема районной планировки Московской области были разработаны институтом Генерального плана Москвы и Утверждены Советом Министров СССР в 1971 и 1973 гг (50). Главной особенностью Генплана по сравнению с 1935 г. является то, что город рассматривается не изолированно, а совместно с его окружением, аналогичная ситуация наблюдается и в Генплане Парижа . Развитие Генплана обустройства и урбанизации Парижского региона во Франции, появление 5-ти новых городов определяет наивысшую точку системы урбанистического планирования, начиная с плана Проста. Цель программы - строительство новых городов, наилучшая организация Парижских пригородов. Такая же ситуация сложилась и в Лондоне. Строительство новых городов в пределе Метрополитенского пояса явилось крупнейшим градостроительным экспериментом за всю историю Англии. Отметим появления в это же время многочисленных городов во круг Москвы. Но их появление отвечает, прежде всего, экономической необходимости.
Содержание Генерального плана (1973,1989гг.) включает следующие основные задачи (50):
Разделение территории в пределах административной границы на восемь планировочных зон с населением 0,7 - 1,0 млн. человек;
- Подразделение территории Московской области в градостроительном отношении на две основные планировочные зоны: пригородную площадью 12 тыс. км?, включая Москву, и внешнюю зону Московской области площадью 34 тыс. км?.
- Ограничение дальнейшей концентрации производительных сил в пригородной зоне (в радиусе 50-60 км от Москвы);
- Внешняя зона Московской области рассматривается как зона возможного размещения производства и населения;
- Совершенствование исторически сложившейся звездообразной структуры города Москвы с развитием широких зелённых клиньев и полицентрической системы центра.
- Развитие и совершенствование вокруг города ЛПЗП, объединенной с системой крупных клиньев озеленения города;
- Осуществление комплексное жилищное строительство.
Однако многие предложения этого плана не были выполнены, как обычно, и подверглись критике во многих отношениях. Недостаточное внимание уделялось экологическим проблемам, что и происходит поныне. Строительство промышленных предприятий на территории города и его окружения привело к ухудшению состояния окружающей среды.
Как известно, намеченная численность населения превысила 1 млн. человек, главным образом за счет иногородней рабочей силы. Так появились наспех построенные районы (Строгино, Крылатское, Бюрюлёво, Раменки и т.д.).
В 1980-90-х гг. в Москве, Лондоне, Париже появляются новые положения по развитию и организации 3-х агломераций. Эти предложения главным образом, базируются на предыдущих планах и, не имея официального признания, остаются в теоретических рамках.