|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.3 История развития и современное положение Берлина и его пригородов.
Первоначально территория марки (маркой называется приграничная область). Бранденбург была заселена германским племенем земнонов. В середине X века сюда продвигаются германцы; при Оттоне I в 948 г. появляются епископства Бранденбург и Хавелланд. Конфликт между германцами и славянами в 1138 г. законился поражением последних и привел к территориальной экспансии Бранденбурга (6). К концу XII в. у переправы через реку Шпре возникли 2 немецких торговых поселения Кёльн и Берлин, который позднее составили историческое ядро современного Берлина, сегодня район "Мите". Кёльн впервые упоминается в летописных источниках в 1237 г., а Берлин - в 1244 г. В отличие от Кепиника и Шпандау, образовавшихся как крепости и имевших военно-стратегическое значение, Берлин и Кёльн развивались как торговые поселения. Таблица 13. Плотность и численность населения Берлинского региона.
Из двух городов-близнецов, оспаривавших между собой первенство, Берлин утвердил за собой ведущую роль в 1247 г., когда в епископских документах стало фигурировать название "Colonia iuxta Berlin" (Кёльн под Берлином). Уже в 1307 г. Берлин и Кёльн объединились для совместной защиты своих территорий. Удобное транспортное положение в центре земель, которыми тогда владели Бранденбургские князья, способствовало быстрому экономическому развитию города и становлению его как важного политического центра. В XV веке значение города несколько снизилось, так как территория марки была местом многих локальных войн и конфликтов. Земли Бранденбурга продавались и закладывались. И только с 1411 г. ситуация начала стабилизироваться, что связано с подъемом дома Гогенцоллернов (68). К 1600 г. численность населения Берлина достигла 10 тыс. человек, но из-за крупных потерь в годы войны к 1648 г. сократилась до 6 тыс. человек. В течение 40 лет экономика города стабилизируется и численность населения возрастает до 20 тысяч человек. Правда, это не шло ни в какое сравнение с другими европейскими городами, такими, как Париж и Лондон, численность населения которых тогда составляла уже более 500 тыс. человек. (27). Таблица 14. Динамика численности населения Берлинского региона в период (с 1995 по 2000г.) в тыс. человек.
В 1709 г. королевским указом Фридриха I, на тот момент королем Пруссии, Берлин и Кёльн, а также три новых пригорода были объедены в единый город - Берлин. Численность населения увеличилась и достигла 170 тыс. человек. "Второе рождение" и расцвет города в дальнейшем связан с его ролью столицы Прусского королевства - к концу XVIII века Берлин становится политическим экономическим духовным и культурным центром. Французский писатель Виктор Тиссо заметил: "Тот, кто не знает Берлин, не знает Германии. Берлин превратился в сердце и мозг Германии" (6). Рисунок 3. Изменения миграционного прироста населения Берлина и других частей Берлинского региона с 1995 по 2000 г.
В XIX столетии Берлин стал имперской столицей, число жителей в это время достигло 830 тыс. человек, а 20 лет спустя в нем проживало уже 1,5 миллиона человек. Берлин продолжал официально оставаться в своих, ставших уже тесными границах, фактически "выплеснулся" из них и слился с пригородными общинами. И на фоне стремительного роста Берлина значение собственно Бранденбурга продолжало падать. Развитие метрополии привело к наличию постоянного потока переселенцев, часть которых расселялась в нынешнем Бранденбургском районе - Берлин-Браденбург (Приберлинском кольце). (рис. приложение табл. ). Таблица 15. Сальдо миграций в Берлинском регионе в период (с 1998 по 1997 гг.) в тыс. человек.
С конца XIX века активно стал развиваться железнодорожный транспорт, связавший центр и пригородные районы. Это способствовало росту числа промышленных предприятий как в окрестностях города так и за его пределами. Низкие цены на землю, положения близ железнодорожных путей и водных транспортных артерий, имевшихся здесь, стали важными факторами расширения агломерации. Рисунок 4. Изменение естественного прироста населения в Берлине и других частях Берлинского региона с. 1995 по 2000 г.
В 1920 году по указу Прусского земельного собрания был образован Большой Берлин, в который были включены восемь городов (Берлин, Шарлоттенбург, Кепеник, Лихтенберг, Нойкельн, Шенеберг, Шпандаун и Вилмерсдорф), 59 сельских общин и 27 поместий. Таким образом, городская площадь Берлина расширилась с 6572 км? до 87810 км?, а численность населения увеличилась с 1900 тыс. до 3900 тыс. человек (11) Таблица 16. Изменения численности населения Берлинского региона по возрастным группам, в тыс. человек.
Берлин часто рассматривается как часть Берлинского региона, состоящего из федеральных земель Берлин и Бранденбург. При этом, в Бранденбурге выделяют область тесного взаимодействия Берлина и его периферии, так называемое "Приберлинское кольцо", состоящее из пограничных с Берлином районов федеративной земли Бранденбург и прочих более отдаленных от Берлина районов этой земли. Это более развитый регион земли Бранденбурга; близость и тесная его связь с бурно развивающимся Берлином ставит его в привилегированное положение относительно прочих регионов земли. При сохранении существующих сегодня тенденций развития, возрастает опасность дисгармоничного, "перекошенного" территориального развития земли Бранденбург не только теперь, но и в будущем. Заметим, что в 30-ые годы заселение окраинных районов и пригородной зоны охватило особенно большую площадь. Заселялись земли в стороне от деревень, вблизи от железнодорожных станций. Такие поселения были плохо обеспечены инфраструктурой и полностью зависели от Берлинского рынка труда. Число трудовых мигрантов с 1925 по 1939 года увеличился со 100 тыч. до 250 тыс. человек в год, что составило примерно 60% занятых в окрестностях Берлина (10). В эти же годы, правящий король германии Кайзер был смещен победившей на выборах в 1933 г. фашисткой партией под предводительством Гитлера. С приходом которого, город лишился своих автономных прав: 1934 году были ликвидированы выборные органы и создан назначаемый общинный совет. Но городом фактически управлял гауляйтер Геббельс. Во времена национал-социализма Берлин был городом острейших внутренних противоречий (23). По окончанью Второй Мировой войны, 2-го августа 1945 года по решению Потсдамской конференции глав Великих держав - членов антигитлеровской коалиции, Берлин был разделен на четыре сектора, а управление им и в том числе окружающими его землями было возложено на четырех - стороннюю межсоюзную комендатуру. Островное положение города породило совершенно специфические проблемы. В ноябре 1948 года был образован новый Магистрат, а глубокие политические и экономические разногласия между странами-победительницами привели в конечном счете к образованию в 1949 г. двух германских государств ФРГ и ГДР. В основном законе ФРГ 1949 г., например лишь констатируется, что "в землях, уездах и общинах народ должен иметь представительство, созданное всеобщими, прямыми, свободными, равными и тайными выборами" (68). Таблица 17. Занятость населения Берлинского региона в основных сферах труда на 1998 г.
В июне 1948 г. Советская власть блокировала все сухопутные связи между западными зонами ФРГ и Восточным Берлином. Снабжение города и пригорода электроэнергией и продовольствием из восточного сектора ГДР прекратилось. К этому времени согласно Контрольному совету союзников в феврале 1947 года Пруссия перестала существовать; была создана земля Бранденбург в прежних границах к западу от Одера со столицей в Потсдаме. Во времена ГДР традиционно аграрный Бранденбург (его называли еще "народной республикой Пруссией") получил резкое индустриальное развитие. В Коттбусе создаются огромные комбинаты, а так же в регионе Нижнего Лаузитца, в Людвигсфельде, Телтове, Вильдау, Шведте, Бранденбурге. Сельское хозяйство реформируется под девизом: "Юнкерские земли - в крестьянские". Земля Бранденбург была воссоздана после объединения Германии в июле 1990 года (6). После объединения Германии и изменения правовой, политической и социальной систем в её восточных землях изменилась и демографическая ситуация. Изменились социальные программы поддержки населения, растет безработица, меняются жилищные условия, ощущение неопределенности в будущем, - все это ведет к резкому снижению рождаемости и в конечном итоге к превышению смертности над рождаемостью. Демографическая ситуация в пределах Приберлинского кольца складывается более благоприятно, здесь число родившихся на 1000 женщин в фертильном возрасте в 1995 году составило 1110 против 650 в Берлине, что связано с тем, что в городе относительно большая часть людей, не ориентированных на семейную жизнь, а также студентов. Население Приберлинского кольца насчитывало 830 тысяч человек, а всего в Берлинском регионе проживало 4,3 миллиона человек (37). Число жителей в регионе с 1990 года возросло незначительно, несмотря на то, что в пределы Приберлинского кольца приехало 14 тыс. человек. По прогнозам миграционной службы Берлина, число внешних миграций будет расти и дальше. Так, для Западного Берлина сальдо внешних миграций с 1996 по 2015 годы составит 190 тыс. человек, среди которых 180 тыс. - иностранцы; для Восточного берлина 130 тыс. (иностранцы более 120 тыс.), а для Приберлинского кольца 58 тыс. (иностранцев 50 тыс. человек), что составляет миграционное сальдо из за границы 16 тыс. человек в год, а для всего Берлинского региона - 19 тыс. в год (10). Рисунок 2. Изменения численности Берлина от Средневековья до сегодняшних дней.
Миграционный приток в Берлинский регион в дальнейшем будет слабеть, в отличие от других федеральных земель. Переезд правительства из Бона в Берлин и ожидаемое в связи с этим оживление столицы, как местонахождения немецких и международных организаций, едва ли увеличит миграционный прирост населения в Берлинском регионе. Развитие функций городов, расположенных вокруг Берлина, а также региональных центров на пересечении железнодорожных трасс в дальней периферии региона способствует ослаблению потоков трудовых мигрантов и усиливает экономическую позицию окружающих территорий. Одновременно стабилизируется плотность населения в Берлине. Вся промышленность из Берлина была вывезена за его пределы. Это связано с возникновением вокруг Берлина сразу в послевоенный период ярко выраженного промышленного кольца с преобладанием трудового населения, занятого в производстве. Сложившаяся ситуация уменьшила функциональную нагрузку на город, а также поспособствовало улучшению экологической обстановки внутри города. В последние годы промышленное развитие в Бранденбурге имеет выраженную региональную специфику, так как наиболее благоприятная ситуация складывается в округах, примыкающих к Берлину. Именно в Приберлинское кольцо идет основной поток инвестиций (особенно в его южную и юго-восточную части), направленных на финансирование сооружений объектов рекреационной инфраструктуры, строительство дорогих коттеджей и вилл, многочисленных и разнообразных торговых центров для жителей соседнего Берлина, что увеличивает "занятость на месте" и снижает трудовые поездки в центр. Показатель ВВП на душу населения в Бранденбурге несколько выше по сравнению с другими федеральными землями. Это объясняет существование ускоренно развивающегося "жирового пояса" вокруг столицы (63). Таблица 18. Динамика численности населения Берлина (с 1500 по 2000 гг.)
С большой концентрацией промышленных объектов в Приберлинском кольце, осуществляется программа включающая мероприятия по сохранению и защите биосферных заповедников и природных ландшафтов. На территории Берлинского региона заповедники занимают 1734,9 км? (5,8 % территории), территория охраняемых ландшафтов - 45189 км? (3,3 % территории) и природные парки 205 км? (1,1 %). Заповедные территории международного значения занимают 124,6 км? и 11,2 км? - лесные заповедники (66). Отметим, что в Потсдаме и вокруг него простирается совершенно особый культурный ландшафт. Здесь создан и действует специальный фонд "Прусские замки и сады Берлин-Бранденбурга", на территории земли имеются около 100 музеев и 187 библиотек, что безусловно притягивает сюда как туристов, так и самих берлинцев. На протяжении всей свой истории Берлинские земли занимали особое положение в стране, регулируемое специальными законодательными актами - сначала собственными городскими уложениями, а при Гогенцоллерах - законами и распоряжениями королевской и императорской власти. Правящий бургомистр Берлина выполняет функции главы города и премьер-министра федеральных земель. Сенаторы одновременно являются министрами федеральной земли и членами правительства города (децернентами). Они избираются городским парламентом (69). Рисунок 10. Сальдо внешних миграций населения Берлинского региона с 1996 по 2015.
Под "организацией территорий" в Германии принято понимать совокупность методов оптимизации территориального развития, ограничения негативных аспектов действия стихии рыночной экономики и сближения условий жизни в разных частях страны с использованием определенных плановых начал (49). Основными инструментами организации территории являются земельные и региональные программы и планы развития, а также определенные процедуры оценок и согласования в государственных органах различных проектов, к примеру, о строительстве магистральных автодорог, промышленных предприятий и т.д. Первый толчок развитию территориального управления был дан в послевоенные годы в связи с разделом Германии и разрушительными последствиями войны; процесс активизировался в 60-е годы под влиянием кризисов в ряде отраслей промышленности, ростом миграции на селения из сельской местности в города. В 1965 году был принят закон об организации территорий, утверждавший необходимость обеспечения во всех частях страны "равноценных условий жизни". Все действия, оказывающие воздействие на территориальное развитие, должны быть согласованы с министром, ответственным за координацию деятельности по организации территорий; раз в четыре года правительство должно представлять бундестагу отчет, включающий сведения ходе и тенденциях развития на территории ФРГ, мероприятиях по обеспечению желаемого территориального развития страны. В 1969 году в Основной закон было включено положение "о совместных задачах", в числе которых была "совместная задача улучшения региональной хозяйственной структуры", ставшая основой региональной хозяйственной политики. Однако идею координации плановой деятельности всех органов реализовать не удалось (59). В 1981-1982 годах глубокий экономический кризис показал недостаточную эффективность региональной политики, и в 1985 году были опубликованы "Основные программные установки по территориальной организации"., в которых отмечалось возрастание региональных различий и было предложено обратить особое внимание на развитие инфраструктуры сельской местности, проблемы развития агломераций, важность обеспечения охраны среды обитания. Поскольку деятельность по территориальной организации общества распределена в ФРГ "по вертикали" между федеральными, земельными и коммунальными властями, а "по горизонтали" - между государственными ведомствами, что чревато неизбежными противоречиями, основную роль стал играть инструментарий "координации посредством информации", предполагающий наличие системы данных о развитии страны, региональных диспропорциях, оценки воздействия государственной политики на территориальное развитие. Создание и обеспечение этой системы поручено образованному в 1973 году Федеральному научно-исследовательскому центру изучения страны и организации территории (4). Рисунок 11. Сальдо внутренних миграций населения Берлинского региона с 1996 по 2015 г.
Правовое соглашение об участии федерации в городском планировании Берлина и в более узких масштабах в Бранденбурге, были достигнуты при заключении договора о кооперации деятельности между федерацией и землями Берлин и Бранденбург в августе 1992 года. Главным пунктом договора является соглашение, по которому у районов Берлина забирают территории для застройки города в пользу земельного правительства и в спорной ситуации по вопросам строительного планирования, земля Берлина отдает приоритет в принятии решений представителям федеральных органов власти. В этих случаях по договору Федерация обязана выплачивать Берлину стоимость ущерба, наносимого функциональному развитию города. Кроме того, была сформирована комиссия по решению вопросов градопланирования города с представителями обеих сторон (66). Одновременно разрабатываются проекты формирования единой федеральной земли Берлин-Бранденбург (Регион Берлин - Бранденбург помимо города Потсдам охватывает округа Ораниенбург, Бернау, Штраусберг, Фюрстенвальде, Кенигс Вустерхаузен, Цоссен, Потсдам-Ланд и Науен и они же образуют Приберлинское кольцо или пригородную зону Берлина). с целью повышения экономического потенциала этой территории. Во многих вопросах государственного и административного уровня без федеративного объединения и учета взаимных интересов возникают противоречия, (см. далее). При условии объединения численность населения федеральной земли Берлин-Бранденбург составляла бы около 6 мил. человек, а площадь была бы сопоставима с территорией земли Северный Рейн - Вестфалия, одним из самых развитых регионов Германии. Для населения уже сегодня реально объединение: многие бранденбургцы работают в Берлине и многие жители Берлина выезжают на отдых в Бранденбург или хотят жить за городом. Организации работодателей и профсоюзы находятся на территории обеих земель. Берлин и Бранденбург имеют общею службу земельной занятости. В мае 1992 года была основана Берлино-Бранденбургская академия наук, восстанавливающая традиции Прусской академии наук с XVIII века. В 1993 году была образована общая Академия искусств. Существуют многочисленные разработки и в других областях совместного функционирования земель, например, в развитии связей между средствами массовой информации и программы стимулирования экономического развития (27). Обсуждается вопрос о различных функциональных структурах города и земли и их часто противоречивых интересах. Бранденбургцы опасаются, что влияние большого города на его окружение будет слишком сильным, ведь в Берлине проживает почти на один миллион больше жителей, чем в Бранденбурге. Берлинцев беспокоит, что компенсация различий в уровнях благосостояния жителей Берлина и Бранденбурга потребует определенных финансовых жертв. Проект договора по объединению двух земель был рассмотрен в земельном парламенте в начале 1994 года и представлен не заключение земельному правительству. После ратификации договора (с конституционными изменениями на 23 большинства в обоих парламентах) было необходимо проведение референдума в обеих землях. Предварительный референдум показал, что большинство жителей Берлина и Бранденбурга не готово к объединению, хотя, в принципе, берлинцы более охотно приветствуют такое объединение. В июле 1995 года палата депутатов Берлина и ландтаг (Ландтаг - выборные законодательные органы земель (местные представительные органы). Бранденбурга одобрили государственный договор о слиянии земель к 2000 году. Тем не менее на референдуме 5 мая 1996 года большая часть населения опять проголосовала против этого проекта, что однако не исключает самое тесное сотрудничество между властями обеих земель. В дальнейшем планируется повторный референдум, выборы в общий земельный парламент и, возможно, окончательное объединение земель к 2002 году (66). Судьбой Берлинского региона была и остается политика. Более четырех десятилетий Берлин оставался местом, где разделение страны проявлялось более отчетливо и жестоко. Берлинский регион был одновременно "дырой" в герметической оболочки коммунистического Востока, его раздражителем, и последней точкой соприкосновения двух Германий. Сегодня общественные, политические и экономические вопросы и проблемы, связанные с объединением, находят здесь свое самое явное выражение. Берлинский регион - это сцена, на которой постоянно происходят различные действия, где от игры "актеров" зависит всё предвидимое будущее. Пригородная зона Берлина сегодня только находит свое новое лицо и пытается по-новому определить свою роль в Германии и в Европе. По состоянию Берлина можно сегодня определить "температуру" и состояние процесса объединения страны. Берлин - город сложный. "Berlin ist viele Staedte" ("Берлин - это много городов"), - как говорят в Германии.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|