Автор
Содержание
Назад
Далее
Главная
2.3 Законодательство

Для защиты рынка от демпинга используется антидемпинговое законодательство. Одним из первых его обладателей стали США, которые во многом повлияли на современные формулировки демпинга и вид применяемых против него защитных мер. Первый антидемпинговый закон был принят в Канаде в 1904 году, однако родоначальником современных антидемпинговых законов можно считать Антидемпинговый акт 1916 года, принятый в США, подразумевавший гражданскую и уголовную ответственность. Тем не менее, он практически не использовался на практике. Принятый в 1921 году Антидемпинговый акт использовался как базовый при утверждении VII статьи Закона о Тарифах США принятого в 1930 году. В дальнейшем она была предложена американцами во время переговоров о создании Международной торговой организации, и стала основой VI статьи Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) (VI статья ГАТТ стала международной правовой базой для регулирования национальных антидемпинговых законодательств).

Генеральное соглашение по тарифам и торговле было подписано в 1947 году как временное соглашение, регулирующее торгово-политические отношения государств-участников до вступления в силу Устава Международной Торговой организации, которую предполагалось создать в рамках ООН. Участниками ГАТТ стали 23 государства, которые достигли договоренности о взаимных тарифных уступках, т.е. о снижении ставок пошлин по согласованным товарным позициям.

Правовую основу статьям Соглашения придали Протокол о временном применении ГАТТ, подписанный 23 государствами-учредителями одновременно с текстом Соглашения, а также соответствующие протоколы о присоединении к ГАТТ новых стран. ГАТТ лишено политических аспектов. Прием в ГАТТ был открыт для всех государств, соблюдающих в своей экономической политике нормы и правила независимо от их общественного устройства. В основу ГАТТ был положен режим наибольшего благоприятствования в торговле. Первое широкомасштабное решение о снижении таможенных тарифов было принято в ходе переговорного процесса, известного как Кеннеди-раунд (1962-1967 годы). В 1967 году сторонники свободной торговли санкционировали применение антидемпинговых тарифов. Между тем, данная статья ГАТТ фактически никода не применялась в США. В 1968 г. Конгресс принял поправку, оговаривающую главенство законодательства США над этим соглашением во всех сферах применения.

Токийский раунд переговоров (1973-1979 годы) завершился договоренностью о снижении как тарифных (на 33% на промышленные товары), так и нетарифных барьеров. Последний Уругвайский раунд (1986-1993 годы) многосторонних торговых переговоров явился основой для создания Всемирной торговой организации, которая начала функционировать с 1 января 1995 года. По мере проведения очередных раундов переговоров после Кеннеди-раунда, в Антидемпинговый акт США вносились некоторые изменения, которых требовали достигнутые договоренности.

В результате появилось современное американское антидемпинговое законодательство. Его основой служат определения демпинга и материального ущерба отрасли:

Демпинг - продажа товара по цене ниже "справедливой", в случае если такие продажи причинили материальный ущерб промышленности страны-импортера или создали угрозу такого ущерба. Согласно закону "справедливой" ценой является: цена "нетто франко завод" в стране экспортера, по которой товар предлагается внутренним покупателям; или цена, по которой экспортер осуществляет поставки товара в третьи страны, если данный товар на внутренний рынок не поставляется.

Материальным ущербом, или угрозой материального ущерба называется объем импорта из страны, против которой проводится расследование, равный или превышающий 3% общего импорта данного товара в страну. В случае если расследование проводится против группы стран, объем суммарного из этих стран импорта должен превышать 7% от общего для признания материального ущерба.

В целом национальные антидемпинговые законодательства не сильно отличаются от международного, поэтому мы не будем подробно их рассматривать. Многие страны просто заимствовали антидемпинговое соглашение ВТО. Несмотря на это, есть и некоторые различия:

Например, особенностью применения антидемпинговых мер в Европейском союзе является то, что компетенция по данному вопросу принадлежит не государствам - членам ЕС, а Европейскому союзу в лице уполномоченных органов. Это положение вытекает из общих принципов Римского договора о создании ЕЭС. В то же время в отличие от США, для принятия жалобы к рассмотрению необходима ее поддержка представителями промышленности, на долю которой приходится более 50% общего объема производства аналогичного товара. По законам США, напротив жалоба может быть подана практически любой заинтересованной стороной, от производителей, до поставщиков и представительской группы рабочих отрасли.

В законодательстве России, например, не предусмотрено обжалование решения о наложении антидемпинговых пошлин, в отличие от ЕС и США. Также в различных странах различаются сроки, отводимые для проведения расследования (в США - до 280 дней, в ЕС до 18 месяцев).

Законодательство ВТО предусматривает наложение антидемпинговых пошлин на срок не более 5 лет, после чего решение подлежит пересмотру и пошлины либо снимаются, либо продлеваются. В случае если введенные ограничения не повлияли на поведение страны-поставщика должным образом, ставка пошлины может быть повышена.

Особый интерес представляет собой определение нерыночного демпинга. Страной с нерыночной экономикой считают, например в случае России, ту, где цены и и уровень издержек не отражают экономических реалий, а определяются государством. Поэтому и нормальную цену в ходе антидемпингового расследования они вычисляют не на основании внутренних цен, а на базе цен, сложившихся в третьей стране (причем, как правило, в качестве третьей страны берется страна с рыночной экономикой). В итоге естественные конкурентные преимущества России (доступность сырья, дешевая рабочая сила, невысокие, по сравнению с западными, транспортные тарифы и т.д.), благодаря которым и достигаются низкие экспортные цены на российские товары, попросту игнорируются.

Когда против крупнейшего российского экспортера калия "Международной калийной компании" (МКК) было возбуждено антидемпинговое расследование, Комиссия европейских сообществ (КЕС, главный исполнительный орган ЕС, в чью компетенцию входит решение торговых вопросов) определяла цену калия так. Из цены российского калия "в порту" вычли транспортную составляющую, рассчитанную весьма своеобразно. Расстояние от портов Черного моря до предприятия "Уралкалий" (2000 км) было вместо российского транспортного тарифа помножено на канадский. В результате, по словам заместителя генерального директора МКК Алексея Литвякова, "получилась смехотворная цифра, ведь канадские транспортные тарифы намного выше. Но КЕС это в расчет не приняла". Если действовать таким образом, то, по его мнению, факт демпинга можно очень просто доказать в отношении любого российского товара. Поскольку государство имеет в Газпроме и РАО "ЕЭС России" значительную долю акций, в ЕС считают, что в России цены на газ и электроэнергию формируются не на свободном рынке, а напрямую контролируются государством [11].

Однако государственное регулирование энергетических тарифов встречается и в развитых странах. Так, французская "Электриcите де Франс", где контрольный пакет принадлежит государству, проводит дифференцированную тарифную политику в отношении отдельных категорий потребителей (подход отнюдь не рыночный). И никто не объявляет Францию нерыночной страной.

Вообще, сами определения "справедливой цены" и "материального ущерба" предоставляют полную свободу действий, при использовании их в качестве защиты от импорта. Предположим, доля страны не превышает 3% в общем объеме импорта данного вида продукции. Ничто не мешает привлечь к ответственности за якобы существующий демпинг группу из 10 или 15 стран, которые в сумме поставляют более 7% общего объема импорта. И вовсе не обязательно вводить пошлины против всех пятнадцати, ведь почти наверняка крупный поставщик привлечет к себе внимание Комиссии.

В принципе, зачастую хватает одной угрозы введения пошлин. США, например, ввели во второй половине 80-х гг. практику "добровольных экспортных ограничений". Т.е. США подписывают с крупнейшими поставщиками многолетние соглашения, квотирующие количества, и устанавливающие цену поставляемой продукции. В январе 2000 года закончилось антидемпинговое расследование против производителей холоднокатаного проката из Японии, Бразилии, Аргентины, Таиланда, ЮАР и России. Американская комиссия по международной торговле признала, что поставки в США в 1996-1998 гг. холоднокатаного проката из этих стран не наносили ущерба американским металлургам. Правда, к тому времени соглашения о "добровольных экспортных ограничениях" были подписаны со всеми перечисленными странами. Россия подписала соглашение одной из последних, за месяц до решения комиссии, в результате поставки из России сократились по сравнению с 1998 годом более чем в пять раз [7].

Автор
Содержание
Назад
Далее
Главная
Hosted by uCoz