Благодаря свободной торговле, базирующейся на принципе сравнительных издержек, мировая экономика может достигнуть более эффективного размещения ресурсов и более высокого уровня материального благосостояния. Протекционизм является одним из основных барьеров на пути свободной торговли, однако его присутствие в торговой политике экономически оправдано лишь в редких случаях. Протекционизм довольно дорого обходится государству, а потому частое использование протекционистских мер может причинить огромный вред стране, не обладающей мощными экономическими резервами и политическим влиянием в мире.
Международное торговое законодательство не вполне соответствует законам свободного рынка, а потому его применение может оказывать огромное влияние на мировые торговые потоки. Можно сделать вывод, что конкурентоспособность стран на мировых рынках выражается не только в мощной ресурсно-производственной базе, выгодном экономико-географическом положении и низких издержках производства, но и в умении оперировать теми законодательными и политическими инструментами, которые широко используются в мировой торговле. Развитые страны, как основатели и главные проводники правил и методов регулирования свободной международной торговли умеют с выгодой для себя использовать эти инструменты.
Особенности рынка стальной продукции в принципе способствуют падению цен на нее, особенно в условиях снижающегося спроса. Поэтому присутствие демпинга, как формы недобросовестной конкуренции, имеет свои предпосылки. Тем не менее, мы показали, как современный подход к демпингу и антидемпинговым ограничениям позволяет регулировать цены на внутреннем рынке, что приводит к дискриминации развивающихся стран.
Развивающиеся страны активно требуют пересмотра существующих международных норм в области антидемпингового и компенсационного законодательства. Развитые страны в ответ ставят вопрос о выравнивании уровня заработных плат рабочих в различных отраслях, целью которых является лишение развивающихся стран одного из немногих конкурентных преимуществ - дешевой рабочей силы. Подобные конфликты являются серьезными препятствиями для процессов либерализации международной торговли и глобализации.
Таким образом, при изучении географии международной торговли необходимо учитывать институциональные особенности государств (законодательные, экономические, политические), тщательно исследовать региональные экономические и политические союзы и устройство международных организаций т.к. это оказывает колоссальное воздействие "сверху" на международное разделение труда.