На современном этапе вопрос о свободной торговле сводится к следующему убедительному выводу. Структура ресурсов и уровень технологический знаний каждой страны различны. Следовательно, каждая страна может производить определенные товары с разными реальными издержками. Каждая страна должна производить те товары, издержки производства которых, относительно ниже издержек в других странах, и обменивать товары, на которых она специализируется, на продукты, издержки производства которых в стране выше относительно других стран. Если каждая страна будет поступать, таким образом, мир может в полной степени использовать преимущества географической и человеческой специализации. То есть мир - и каждая свободно торгующая страна - может получить больший реальный доход от использования того объема ресурсов, которыми они располагают. В этом заключается классический принцип международного разделения труда, т.е. международная торговля саморегулируется "снизу", в основе лежит производство и экономическая эффективность, основанная на издержках.
Побочная выгода от свободной торговли заключается в том, что последняя стимулирует конкуренцию и ограничивает монополию. Возросшая конкуренция иностранных фирм заставляет местные фирмы переходить к производственным технологиям с более низкими издержками. Это также вынуждает вводить новшества и держать руку на пульсе технического прогресса, повышая качество продукции и используя новые методы производства, и таким образом содействовать экономическому росту. Свободная торговля предоставляет потребителям возможность выбора из более широкого ассортимента продукции. Причины, по которым следует отдать предпочтение торговле, в сущности, те же, по которым необходимо стимулировать конкуренцию. Поэтому нет ничего удивительного в том, что подавляющее большинство экономистов оценивает свободную торговлю как экономически обоснованное явление.
Протекционизм - барьеры на пути свободной торговли - уменьшают или сводят на нет выгоды от специализации. Если страны не могут свободно торговать, они должны перебросить ресурсы с эффективного их использования на неэффективное в целях удовлетворения своих разнообразных потребностей.
Несмотря на все положительные эффекты свободной международной торговли, многие государства стремятся избежать свободной торговли в "чистом виде" в той или иной степени. Это вовсе не значит, что они совсем перестают участвовать в мировой торговле, но скорее доказывает то, что свободная торговля, в классическом своем понимании "чистого" закона спроса и предложения, встречается довольно редко. По оценкам западных экспертов, протекционистскими барьерами прямо или косвенно "зарегулировано" в настоящий момент около половины объема всей мировой торговли. [6]
Почему же в мировой практике столь часто применяются протекционистские меры, если известно, что они препятствуют свободной торговле и таким образом снижают экономическую эффективность?
В то время как мировая экономика в целом выигрывает от свободной международной торговли, отдельные страны, а также их отрасли или группы поставщиков ресурсов могут оказаться в числе пострадавших. Подобный эффект называется "эффектом особых интересов".
"Эффект особых интересов" изменяет наш взгляд на подходы к оценке международной торговли, поскольку протекционизм влияет на нее "сверху", противодействуя принципу сравнительных преимуществ и в корне меняя географию торговли.
По данным Минторга РФ, на конец 1999 года против российского экспорта действовало 96 ограничительных процедур, ежегодный ущерб от которых для российской экономики превышает полтора миллиарда долларов. В Минторге считают, что Россия сегодня является одним из самых дискриминируемых государств в мире, занимая второе после Китая место. Абсолютным лидером по числу ограничений на ввоз являются черные металлы и изделия из них. Против этой группы товаров действуют 53 ограничительные процедуры, полностью или частично закрывающие ей доступ чуть ли не на весь мировой рынок. Остальные 43 процедуры ограничивают экспорт из России цветных металлов, удобрений, урана, продукции химической промышленности, текстиля, газетной бумаги и др. Для России же экспорт жизненно необходим для выплат по внешним долгам.
Россия - страна, обладающая гигантскими природными ресурсами, относительно дешевой и квалифицированной рабочей силой. Может ли Россия быть конкурентоспособной на мировых рынках? Теоретически - может, практически же следует учитывать, что около 65% территории страны расположено в крайне тяжелых природных условиях континентального Севера, что является крайне удорожающим фактором развития. С учетом огромных транспортных издержек и того, что основные запасы наших природных богатств находятся в труднодоступных районах страны, положительный ответ на поставленный вопрос уже не столь очевиден.
Следовательно, не стоит сходу отвергать возможность того, что России самой придется использовать протекционистские меры с целью защитить национального производителя (пока подобных примеров не очень много). В данных условиях представляется важным для нашей страны изучить целесообразность применения протекционизма во внешнеэкономической деятельности.
Насколько оправдан протекционизм в международной торговле? В каком направлении меняет структуру торговли давление "сверху" и кто выигрывает от использования торговых барьеров? На эти вопросы мы попробуем дать ответ в данной работе.