Автор
Содержание
Назад
Далее
Главная
Глава I: Протекционизм в международной торговле

1.1 Мотивация и виды протекционизма [5]

Существует ряд аргументов, которыми участники мировой торговли обычно пользуются, объясняя присутствие протекционизма в своей торговой политике:

  • 1. Необходимость обеспечения обороны - аргумент скорее военно-политический, нежели экономический: защитные меры нужны для сохранения и усиления отраслей, выпускающих стратегические товары и материалы, которые необходимы для обороны или ведения войны. Утверждается, что в нестабильном мире военно-политические цели должны брать верх над экономическими. Таким образом, усиление национальной безопасности, с одной стороны, и ослабление производственной эффективности, с другой, сопровождаются перераспределением ресурсов в пользу стратегических отраслей, что связано с некоторыми экономическими издержками. Объективных критериев для оценки эффективности этого процесса не существует.

  • 2. Увеличение внутренней занятости - социальный аргумент, который становится все более популярным, по мере того как экономика приближается к спаду. Считается, что увеличение совокупных расходов (за счет роста чистого экспорта) в результате сокращения импорта оказывает стимулирующее воздействие на внутриэкономическое развитие, поскольку влечет за собой резкий рост доходов и занятости. Однако подобная политика имеет серьезные недостатки:

  • Очевидно, что все участники мировой торговли не в состоянии одновременно достичь успеха при введении импортных ограничений, поскольку экспорт одной страны является импортом для другой. Таким образом, желание достигнуть полной занятости в стране, может быть выполнено только за счет разорения торговых партнеров. Страны, пострадавшие от импортных ограничений, скорее всего, предпримут ответные меры, что задушит международную торговлю, лишив ее участников всех выгод.

    "Например, в свое время ЕС ввел ограничения на ввоз говядины из США, аргументировав это тем, что потребление мяса американских коров, выращиваемых с применением стимуляторов роста, может привести к печальным последствиям. Американцы спорить не стали, а просто ввели квоты на пять сельскохозяйственных товаров из ЕС. С ними очень быстро договорились о снятии торговых барьеров" - [11]

    Между тем, увеличение импорта, хотя и приводит к сокращению некоторого количества рабочих мест, но, в то же время, косвенно создает и новые рабочие места, за счет ликвидации устаревших и возникновения новых отраслей. Экономисты утверждают, что хотя импортные ограничения и меняют структуру занятости населения, они способны лишь в незначительной мере повлиять на ее уровень.

  • 3. Диверсификация ради стабильности - часто используется странами, с моноотраслевой экономикой. Доходы высокоспециализированных экономик сильно зависят от международных рынков. Войны, циклические колебания, негативные изменения в структуре промышленности вызывают крупномасштабные и зачастую болезненные процессы перестройки таких экономических систем. Отсюда стремление оградить внутреннюю экономику от влияния внешних факторов, обеспечив большую внутреннюю стабильность. В качестве примера можно привести "нефтяные" государства Ближнего Востока. Отчасти, применение подобных мер оправданно, но существуют также серьезные ограничения и недостатки. Во-первых, этот аргумент имеет слабое отношение к развитым странам. Во-вторых, экономические издержки диверсификации могут быть значительными; например, в монокультурных экономиках обрабатывающая промышленность может оказаться крайне неэффективной.

  • 4. Защита молодых отраслей - временная защита молодых национальных фирм от жесткой конкуренции более зрелых и поэтому на текущий момент более эффективных иностранных фирм позволяет нарождающимся отраслям окрепнуть и стать эффективными производителями. Здесь необходимо сделать следующие оговорки. Во-первых, подобные аргументы не имеют отношения к индустриально развитым странам. Во-вторых, в слабо развитых странах очень сложно определить, какая из отраслей является той, который способна достичь экономической зрелости и поэтому заслуживает защиты. В-третьих, защитные пошлины могут не исчезнуть, а скорее склонны сохраняться, даже когда промышленная зрелость достигнута.

  • 5. Защита от демпинга - когда продажа товаров на экспорт ниже сравнимой цены, устанавливаемой в процессе торгового обмена на национальном рынке страны экспортера, приводит к ущербу для производителей конкурирующих товаров в стране импортера или к объективной угрозе такого ущерба [6]. Однако в сравнении с общим объемом импортируемых товаров зарегистрированных случаев применения демпинга немного. В действительности некоторые иностранные фирмы порой производят определенные товары с более низкими издержками, чем их конкуренты в стране-импортере. То, что на первый взгляд может быть рассмотрено как демпинг, на деле зачастую является результатом действия принципа сравнительных преимуществ (более выгодного экономико-географического положения, дешевых ресурсов и т.д.).

Аргументов в пользу протекционизма много, но большинство из них неосновательно. В соответствующих условиях аргумент о защите молодых отраслей промышленности выступает как справедливое исключение, имеющее экономическое оправдание. Аргумент в пользу самообеспеченности может использоваться для обоснования протекционизма с военно-политических позиций. Однако оба эти аргумента заслуживают серьезной критики. Оба они игнорируют возможность использовать альтернативные средства для поощрения промышленного развития и военной самообеспеченности. Они игнорируют простую истину, что, в конечном счете, страна должна импортировать для того, чтобы экспортировать.

Существуют следующие основные формы торговых барьеров:

  • 1. Тарифные барьеры (пошлины) - являются акцизным налогом на импортные товары; они могут вводиться с целью получения доходов или для защиты. Фискальные пошлины, как правило, применяются в отношении изделий, которые не производятся внутри страны. Как правило, ставки фискальных пошлин не велики, их целью является обеспечение федерального бюджета налоговыми поступлениями. Протекционистские пошлины предназначены для защиты местных производителей от иностранной конкуренции. Они ставят иностранного производителя в невыгодное конкурентное положение при торговле на внутреннем рынке, хотя, как правило, недостаточно высоки для полного прекращения импорта.

  • 2. Нетарифные барьеры - системы лицензирования, создание неоправданных стандартов качества продукции и его безопасности или просто бюрократические запреты в таможенных процедурах. Так, многие европейские страны требуют от импортеров получения лицензий. Ограничивая выпуск лицензий, можно эффективно ограничивать импорт. Именно так поступила Великобритания, запретив импорт угля.

  • 3. Импортные квоты - устанавливают максимальные объемы товаров, которые могут быть импортированы за какой-то период времени. Зачастую импортные квоты выступают более эффективным средством сдерживания международной торговли, чем пошлины. Несмотря на высокие пошлины, определенное изделие может импортироваться в относительно больших количествах. Низкие же импортные квоты полностью запрещают импорт товара сверх определенного количества.

  • 4. Антидемпинговые, компенсационные (антисубсидиарные - применяются для защиты от субсидированного импорта) и защитные (чрезвычайные, заградительные - устанавливаются в отношении всех стран-экспортеров конкурирующих товаров на срок, не превышающий 4 года) пошлины следует выделить в особую группу, так как данные инструменты торговой политики представляют собой сложное сочетание тарифных и нетарифных барьеров. Дело в том, что ставка данных пошлин (кроме защитных) устанавливается для каждого конкретного случая отдельно, т.е. носит персонифицированный, индивидуальный характер, и может изменяться в зависимости от лиц, являющихся экспортерами (производителями) облагаемого товара. Также стоит отметить, что законодательные формулировки Всемирной Торговой Организации (ВТО), оговаривающие применение данных видов пошлин, различны для развитых и развивающихся стран (см. Приложение 1).

  • 5. Добровольные экспортные ограничения (ДЭО) - являются относительно новой формой торговых барьеров. В основном используются при регулировании торговой политики Соединенными Штатами Америки. Представляют собой многолетние соглашения страны-импортера со странами-поставщиками, оговаривающие объемы поставок и цены на поставляемую продукцию. Особенностью ДЭО является то, что страны-поставщики принимают эти ограничения, как правило, под угрозой использования страной-импортером других видов торговых барьеров (импортных квот, антидемпинговых пошлин и т.д.).

    Из этого списка наиболее громко и часто используется в последнее время четвертая группа торговых барьеров. В 1993-1997 годах были инициированы 812 расследований по обвинению в демпинге (США - 262, ЕС - 94, Австралия - 112). В те же годы начаты 125 расследований в отношении субсидий с целью использования компенсационных пошлин (США-85 раз). Защитные меры применялись гораздо реже - с 1950 по 1997 год - всего 151 раз (США-22, Канадой-22, ЕС-21 раз) [6]. В условиях процессов глобализации и либерализации международной торговли использование антидемпинговых расследований для защиты от нежелательного импорта стало одним из основных барьеров на пути международной торговли.

    Поэтому, понимая, что комплексное исследование протекционизма представляет собой очень сложную и объемную задачу, в этой работе мы сосредоточимся на исследовании антидемпинговых пошлин, и их влияния на международную торговлю.

Автор
Содержание
Назад
Далее
Главная
Hosted by uCoz