Автор
Содержание
Назад
Далее
Главная
Венчурные фонды и их роль в создании инноваций

За последние пять лет произошло значительное повышение интенсивности инновационной деятельности. Во многом это связано с тем, что финансирование фирм, занимающихся инновациями, стало намного привлекательнее для государственных и частных инвесторов, коммерческих организаций и даже для отдельных физических лиц. Средняя величина инвестиций в этой области выросла в Америке с 3,5 миллионов в 1992 году, до более чем 7 миллионов сегодня. Общий объем инвестиций (включая начальный капитал плюс первичное и вторичное финансирование) вырос с 9,5 миллионов семь лет назад до 24 миллионов сегодня. Мировым лидером по общему объему капитала, вложенного в фирмы, занимающиеся инновационной деятельностью, лидируют США.

До недавнего времени традиционным путем для частных исследователей, пытающихся коммерциализировать свое изобретение, было формирование небольшой компании, работающей над этой идеей, пока не будет создан головной образец (работающий прототип). После этого двое или трое участников этой группы могут оставить свои работы, чтобы доработать продукт до ума, в то время как остальные участники компании по-прежнему остаются занятыми на основных работах, чтобы оплачивать счета. Наконец, когда компании удается получить несколько контрактов или, по крайней мере, писем с намерением заключить контракт от потенциальных клиентов, будущие предприниматели представляют свой бизнес-план в какую-нибудь венчурную (идущую на риск) инвестиционную компанию. Если их проект получает одобрение, то им предоставляется начальный капитал в обмен на достаточно большую долю в их компании. Приблизительно за 250 тыс. долларов начального капитала венчурные инвесторы обычно хотят треть чистой доли в средствах, за что они заслужили прозвище "хищных инвесторов".

На самом деле, это несправедливо. Венчурные фонды идут на такой риск, на который вряд ли согласится любая другая инвестиционная компания. По статистике лишь одно изобретение из сотни оказывается действительно стоящим и лишь одно из тысячи становится успешной инновацией, приносящей инвесторам прибыль. Венчурные фонды оказывают финансируемому проекту не только денежную помощь, они также помогают новой фирме в маркетинговых исследованиях, находят потенциальных клиентов, присылают собственных менеджеров, чтобы наладить работу фирмы. Когда новое предприятие уже полностью стало на ноги и может функционировать самостоятельно без помощи венчурного инвестора, перед последним встает проблема выбора "выходной стратегии" - способа получения обратно вложенного капитала. До последнего времени наиболее распространенной "выходной стратегией" был метод изначально открытого предложения - IPO (первая продажа акций компании широкой публике). Как показывает практика, чрезвычайно маленькое количество новых фирм доживают до стадии выпуска собственных акций. Несмотря на это, появляется все больше и больше венчурных предпринимателей, желающих вложить свои деньги в такие рискованные предприятия. В случае успеха они могут получить значительную прибыль. Например, малоизвестная фирма Sequoia Capital вложила два миллиона долларов в Yahoo!, самую популярную на сегодняшний день поисковую систему для сети интернет. Сейчас их доля в этой компании стоит около 4,4 млрд. долларов, то есть их капиталовложения окупились в 2.200 раз.

За последний год метод коммерциализации идеи принципиально изменился. Теперь организация самостоятельной фирмы и выпуск акций не являются приоритетным направлением развития для небольших инновационных фирм. Это связано с тем, что крупные компании, доминирующие на рынке, стали отдавать предпочтение не созданию собственных лабораторий, занимающихся НИОКР, а приобретению молодых инновационных фирм. Поэтому многие предприниматели, создающие собственную инновационную фирму, ставят своей целью продать свое детище какой-либо крупной компании. За последний год в Америке количество фирм, применивших стратегию IPO, уменьшилось в два раза по сравнению с 1998 годом. Изменение "жизненной стратегии" инновационных фирм привело и к изменению природы инноваций. Они больше не направлены на создание подрывных технологий, которые вызывали глобальные изменения на рынке и свергали существующих лидеров (как Intel сделал с Fairchild и Микрософт с Word Perfect). Теперь инновации направлены в основном на заполнение пустующих ниш на рынке и интересы новаторов и доминирующих на этом рынке компаний практически не пересекаются.

Горстка фирм, являющихся лидерами в области телекоммуникаций, полупроводников, компьютеров, фармацевтики и медицинского оборудования - наиболее популярных областей инновационной деятельности сегодня - сами еще недавно боролись за выживание. Поэтому такие компании как Cisco, Intel и Микрософт прекрасно понимают, какую угрозу их владычеству на рынке представляют молодые перспективные компании, поставляющие на этот рынок новые технологии, и они готовы заплатить большую цену за сохранение своего господства. Недавно Микрософт потратил 425 миллионов долларов на WebTV и около 400 миллионов долларов на Hotmail, чтобы укрепить свои позиции на рынке программного обеспечения для интернет. Приоритетом инновационной деятельности стало получение быстрых доходов за счет эксплуатации свободных пока ниш на рынке и создание принципиально новых продуктов и технологий, тогда как улучшение уже существующих становится все менее и менее престижным.

Автор
Содержание
Назад
Далее
Главная
Hosted by uCoz