Автор
Содержание
Назад
Далее
Главная
Методы повышения эффективности использования научных разработок для создания инноваций

Многие блестящие идеи, рождающиеся в головах новаторов, не находят поддержки у дирекции. Например, фирма "Xerox" долгое время использовала менее половины продуктов труда своих исследований. Принадлежащий компании исследовательский центр Palo Alto Research Centre (PARC) "прославился" тем, что многие разработанные здесь проекты принесли славу и известность его соседям по Силиконовой долине и ничего ему самому. Это было связано с недальновидностью администрации компании "Xerox", которая рассматривала PARC только как исследовательскую лабораторию. Они также ошибочно считали, что идеи могут быть извлечены из этой самой лаборатории, когда это необходимо, и на их основе запущено новое производство.

На самом же деле термин "технологический трансфер" - это оксюморон. Перевод инновации из исследовательского центра в производственный цех не может осуществляться в виде патента, научной разработки или даже работающего головного образца. Чтобы иметь хоть какой-то шанс на успех, новые концепции на всех стадиях инновационного процесса - от стадии идеи до внедрения в производство - должны сопровождаться их автором. Идея, которая стала многомиллиардным бизнесом компании "Xerox" - лазерное копирование изображений - во многом обязана своему успеху тем, что во главе этого проекта от начала и до конца стоял Роберт Адамс, который является автором идеи, главным инженером, главным менеджером и главным маркетинговым специалистом проекта. Сейчас в этом бизнесе занято более девяти тысяч человек и объем продаж составляет около 2,7 млрд. $ в год.

Мистер Адамс известен не только как автор современной копировальной техники. Десять лет назад он первым обратил внимание на то, что многие блестящие идеи, разработанные в исследовательских лабораториях компании (PARC), используются конкурентами. Он разработал проект под названием Xerox Technology Ventures - компанию с бюджетом в тридцать миллионов долларов, главная деятельность которой направлена на использование разработанных в PARC проектов, которые не получили поддержки у руководства компании. Единственным условием, которое ставил Адамс своим исследователям, было продолжение совершенствования их идей в PARC до тех пор, пока не будет сделан работающий прототип или схема получения доходов. После идея "переезжала" из исследовательской лаборатории в производственный цех. Для дальнейшего успешного развития проекта в помощь его автору присылался профессиональный менеджер. Автор идеи получал 20% в новом бизнесе.

За десять лет работы проекта мистера Адамса было основано огромное количество новых фирм, которые использовали идеи, забракованные руководством Xerox'а. Некоторые из этих новых компаний стали акционерными обществами и успешно работают до сих пор, другие были проданы, третьи до сих пор не добились успеха. Фирма AWP стала одним из немногих исключений. Она разработала компьютерную плату, которая при стоимости в 400$ делала доступными для пользователя ПК все функции рабочей станции Xerox, которая стоила 13 тысяч долларов. Xerox был вынужден заплатить 15 млн. долларов, чтобы купить компанию AWP обратно, дабы получить контроль над производством ее продукции.

Способ, благодаря которому Xerox получал прибыль от невостребованных поначалу идей, вдохновил многие другие компании. Лаборатории компании Lucent Technologies (Bell Labs) достигли еще более блестящего результата. За десять лет их существования они получили одиннадцать нобелевских премий за такие открытия как транзистор, лазер, солнечная батарея, волоконная оптика, спутниковая связь и многие другие. В настоящее время Bell Labs являются обладателем настоящей сокровищницы из 25 тысяч патентов и продолжают производить более трех патентованных инноваций каждый рабочий день (это составляет лишь половину патентов, производимых компанией IBM, мировым лидером по их производству).

В истории Bell Labs тоже были дорогостоящие ошибки. Работники Bell Labs до сих пор не могут забыть, как более пятидесяти лет назад их коллега Вильям Шоклей использовал идею транзисторов для создания собственного бизнеса, который теперь называется Intel. Сегодняшний руководитель лаборатории Bell Labs утверждает, что больше ни одному "Intel"'у не удастся выйти из-под влияния компании. Начав работать в этой должности около двух лет назад, сегодня Томас Ульман координируют девять бурно развивающихся проектов в областях от интернет-телефонии и цифрового радио до гальванопокрытия и общественной безопасности.

После двенадцати лет работы в Силиконовой Долине, мистер Ульман приобрел качества почти идеального босса. Любой сотрудник его фирмы (Lucent Technologies) может разработать некий собственный проект и представить его на суд Ульмана. Если проект тому понравится, то под его осуществление будет выделен начальный капитал в размере 100 000 $ на составление бизнес-плана. Если проект окажется перспективным, то его автор может рассчитывать на значительно большие (до 400 000 $) инвестиции на создание головного образца и проведение маркетинговых исследований. Проекты, успешно преодолевшие и эту стадию, инвестируются уже в полном объеме, для создания на их основе самостоятельных производств. Автор идеи становится совладельцем новой компании, продолжая при этом получать зарплату в Lucent Technologies, правда, без обычных премиальных.

На сегодняшний день боле 400 сотрудников компании Томаса Ульмана работают в составе "Группы Новых Предприятий" (New Venture Group), существующей под патронажем Lucent Technologies. То есть более 400 исследовательских проектов были воплощены в жизнь. Одним из наиболее успешных без сомнения является Veridicom - система идентификации отпечатков пальцев для корпоративных сетей. Эта фирма недавно заключила крупный контракт с Intel, а на следующий год запланирован выпуск акций.

Неизвестно смогут ли Bell Labs произвести на свет других Intel'ов, но можно сказать наверняка: компания Lucent Technologies не упустит больше ни одного перспективного начинания, так как благодаря существованию "Группы Новых Предприятий" она может выкупить их обратно в любой момент. Однако, с точки зрения мистера Ульмана, не это главное. Гораздо важнее, что существование подобной группы и пример их более удачливых коллег воодушевляет всех остальных сотрудников Lucent Technologies, заставляет их лучше делать свою работу, надеясь, что и им однажды повезет. Еще одно важное преимущество Lucent Technologies - максимальное упрощение всех бюрократических процедур. Именно это качество позволило компании поставить рекорд скорости по переводу новшества в инновацию. Проект Elemedia, связанный с интернет-телефонией, превратился из идей на столе разработчика в самостоятельную фирму всего лишь за девять месяцев!

Автор
Содержание
Назад
Далее
Главная
Hosted by uCoz