Автор
Содержание
Назад
Далее
Главная
Государственное регулирование инновационной деятельности

Февраль 99-го года стал сто седьмым месяцем беспрерывного роста продуктивности американской экономики. Это самый длинный период экономической экспансии, которую какая-либо страна осуществляла в мирное время. Возвращение Америки на первое место в структуре мирового хозяйства началось в 1988 году, когда в стране был проведен ряд реформ (в том числе реформа налогообложения), призванных вернуть Америке лидерство в индустриальной гонке с Японией. Кроме того, появились дополнительные средства за счет прекращения "холодной войны" и гонки вооружений. Созванный в 1998 году Американский Совет по Конкурентоспособности пришел к заключению, что страна не только полностью вернула себе прежнюю силу, но и далеко ушла вперед в технологическом плане практически во всех наиболее важных секторах экономики (за исключением ВПК). В то время как в Японии один кризис сменял другой, а развитие Европы было сильно заторможено высоким уровнем безработицы, Америка с 1991 года, преодолев кризис, создала 15 млн. новых рабочих мест. Продуктивность американской экономики неуклонно росла с начала 90-х годов. Если в начале периода прирост продуктивности составлял менее 1% в год, то с 92-93 г.г. ее ежегодный прирост составлял 2,5-3%. Большинство ведущих экономистов считает, что таких блестящих результатов американцам позволила достичь волна инноваций, захлестнувших страну.

Почему в одних местах инновационный процесс идет намного интенсивнее, чем в других, и есть ли какая-нибудь связь между политикой и интенсивностью инновационного процесса? Как показывают исследования, инновационный процесс зависит не только от уровня экономического и социального развития страны, от особенностей национального менталитета и национальной культуры ( в том числе культуры предпринимательства), но и от государственного стимулирования.

Необходимость государственного регулирования инновационных процессов в первую очередь вызвано их возрастающим значением для экономики и общества в целом. Экономический рост страны базируется на сочетании экстенсивных и интенсивных факторов. Под экстенсивными факторами понимается прирост массы используемых в производстве первичных ресурсов - трудовых, земельных и капитальных, под интенсивными факторами - повышение качества применяемых ресурсов и эффективности их использования. В современную эпоху возможности экономического роста за счет вовлечения в оборот новых первичных ресурсов сильно ограничены. Поэтому решающее значение для экономической динамики приобретают интенсивные факторы. В наиболее развитых странах вклад научно-технического прогресса в прирост валового внутреннего продукта составляет от 75 до 100%. Таким образом, первым аспектом общегосударственного значения инноваций является их решающее влияние на макроэкономические показатели. Помимо этого инновации влияют на структуру общественного производства, на институциональные экономические механизмы, на социальную стабильность, на окружающую среду, на интенсивность международного технического сотрудничества, на уровень национальной безопасности и, что самое главное, на конкурентоспособность национальной экономики в системе мирового хозяйства. Очевидно, что государство должно регулировать инновационный процесс, так как в настоящее время именно он определяет перспективы развития страны.

Механизмы государственного регулирования инновационных процессов могут быть следующими:

  • аккумуляция средств на научные исследования и инновации
  • координация инновационной деятельности, т.е. определение общих стратегических ориентиров инновационных процессов
  • стимулирование инноваций
  • создание правовой базы инновационных процессов
  • формирование научно-инновационной инфраструктуры
  • институциональное обеспечение инновационных процессов
  • регулирование социально-экологической направленности инноваций
  • повышение общественного статуса инновационной деятельности
  • региональное регулирование инновационных процессов
  • регулирование международных аспектов инновационных процессов (научно-технической и инновационной кооперации, а также международного трансфера инноваций)
Сложность объекта и широта спектра аспектов регулирования обуславливают необходимость разработки государственной инновационной политики - комплекса целей, а также методов воздействия государственных структур на экономику и общество в целом, связанных с инициированием и повышением экономической и социальной эффективности инновационных процессов. Меры государственной инновационной политики должны включать стимулирование конкуренции, информатизацию общества, стандартизацию и сертификацию продукции и услуг. Помимо этого, государство должно осуществлять поддержку инновационной деятельности. Эта поддержка может осуществляться прямыми и косвенными методами. К прямым методам относится финансирование НИОКР и инновационных проектов из бюджетных средств, защита прав участников инновационной деятельности (создание государственной патентно-лицензионной системы), формирование государственной инновационной инфраструктуры и рынка инноваций, подготовка квалифицированных кадров, а также моральная поддержка инновационной деятельности (вручение выдающимся ученым и новаторам государственных наград, присвоение почетных званий и т.д.). Значение косвенных методов государственной поддержки инноваций определяется прежде всего тем, что опосредованное стимулирование требует значительно меньших бюджетных затрат, чем прямое финансирование, что особенно актуально для современной России. Среди мер косвенного регулирования, прежде всего, следует выделить различные налоговые льготы, включая уменьшение НДС, налога с продаж, льготное налогообложение дивидендов, льготное налогообложение прибыли и так далее. Косвенная поддержка инновационной деятельности может также осуществляться за счет государственной поддержки финансового лизинга (ассигнование средств для выкупа машин и оборудования у производителя с последующей их передачей юридическим и физическим лицам во временное пользование за установленную плату) и франчайзенга (право на создание инновационных предприятий, предоставляемое на определенный период и зафиксированное в договоре). Весьма действенной мерой является государственное страхование венчурного предпринимательства, которое позволяет создать необходимую инвестиционную базу для поддержки малого и среднего инновационного бизнеса.

Автор
Содержание
Назад
Далее
Главная
Hosted by uCoz