Материалы швейцарского института IMD, использовались мною для проведения собственной исследовательской работы. Задачей этого исследования являлось выявление зависимости между конкурентоспособностью страны и экспортностью ее обрабатывающей промышленности. Для этого был подсчитан коэффициент ранговой корреляции Спирмена между:
1) положением стран в рейтинге конкурентоспособности и положением тех же стран в рейтинге по экспортности обрабатывающей промышленности
2) положением стран в рейтинге конкурентоспособности и положением тех же стран в рейтинге по экспортности обрабатывающей промышленности и сферы услуг (вместе)
Оба раза значение коэффициента составило 0,37 (см. табл. 10). Это означает, что корреляция есть, но она незначительна. По всей видимости, это связано с тем, что далеко не все отрасли обрабатывающей промышленности являются высококонкурентоспособными в системе мирового хозяйства. Гораздо больше должны коррелироваться конкурентоспособность страны и экспортность инновационных отраслей ее промышленности (биоиндустрия, электронная промышленность). Для подтверждения этой гипотезы был рассчитан коэффициент ранговой корреляции Спирмена между рангом стран по доле затрат на НИОКР в ВВП и рангом этих стран в рейтинге конкурентоспособности (см. табл. 11). На этот раз значение коэффициента составило 0,72, что свидетельствует о значительной скореллированнности этих двух показателей. Поскольку при расчете коэффициента корреляции использовались данные Международного Института Менеджмента (IMD), можно сделать вывод, что, несмотря на всю сложность используемой методики подсчета рейтинга конкурентоспособности стран (включающую в себя сложный многоуровневый анализ 290 показателей по каждой стране), итоговый ранг страны в рейтинге конкурентоспособности в значительной степени определяется интенсивностью ее инновационной деятельности. Остается верна формула конкурентоспособности предложенная М. Портером уже более 15 лет назад: Национальная конкурентоспособность определяется способностью промышленности постоянно развиваться и производить инновации. [23].
Определяющая роль НТП в формировании международной конкурентоспособности страны и обеспечении ее экономического роста может и должна стать важнейшим фактором повышения конкурентоспособности России.
После десятилетия революционных реформ состояние российской экономики характеризуется беспрецедентным сокращением производства и экономической активности, пятикратным снижением производственных капитальных вложений [7], дезинтеграцией экономики и денежного обращения. Технологические сдвиги приобрели явно регрессивный характер и за прошедшие пять лет выразились в быстрой деградации технологической структуры промышленности. При этом наиболее серьезный регресс охватил самые современные производства и выразился в "откате" России по уровню их развития на 10-25 лет. Большинство современных высокотехнологических производств практически свернуто, произошло практически полное их вытеснение с внутреннего рынка импортными аналогами.
При нормальном течении структурного кризиса сокращение экономической активности не должно приводить к свертыванию прогрессивных производств нового технологического уклада, имеющих потенциал роста на рынке и способных стать локомотивами будущего экономического развития страны. Наоборот, в условиях экономического спада и депрессии, периодически случающихся в странах с развитой рыночной экономикой, обычно наблюдается рост производства принципиально новых товаров, подъем инвестиционной и инновационной активности в перспективных направлениях. Происходит переток капитала из устаревших производств в новые, так как продолжение инвестиций в сложившихся направлениях оказывается более рискованным, чем инвестиции в нововведения.
Нынешняя экономическая ситуация в России кардинально отличается от классической депрессии по всем показателям. Спад производства в высокотехнологичных отраслях оказался намного больше среднего по промышленности. При этом фактически наблюдается аномальная тенденция: темпы спада производства возрастают с повышением технического уровня отрасли. Более чем на порядок сократились расходы на НИОКР, составляя сегодня 0,7% ВВП.[7] Резко снизилась инновационная активность предприятий. Если в конце 80-х годов доля промышленных предприятий, ведущих разработку и внедрение нововведений в СССР, составляла около 70%, то ко второй половине 90-х годов она снизилась до 22,4 (в развитых странах эта доля обычно превышает 70%).[7] Существенно упало значение показателей общей эффективности экономики: производительность труда снизилась на треть, на эту же величину увеличилась энергоемкость производства.[7] Таким образом, в случае современной депрессии российской экономики мы наблюдаем явную патологию, характеризующуюся хаотическим распадом экономической системы, ее деградацией и упадком.
Однако еще не все потеряно. Возможности выхода из нынешнего патологического состояния связаны с грамотным использованием закономерностей современного экономического роста при формировании и проведении государственной экономической политики.
Так, важной закономерностью современного экономического роста является его неравномерность, обусловленная периодическим процессом последовательного замещения целостных комплексов технологически сопряженных производств - технологических укладов. В ходе каждого структурного кризиса мировой экономики, сопровождающего процесс замещения доминирующих технологических укладов, открываются новые возможности экономического успеха. Страны, лидировавшие в предшествующий период, сталкиваются с обесценением капитала и квалификации, занятых в отраслях устаревающего технологического уклада, в то время как страны, успевшие создать заделы в формировании производственно-технологических систем нового технологического уклада, оказываются центрами притяжения капитала, высвобождающегося из устаревающих производств. Каждый раз смена доминирующих технологических укладов сопровождается серьезными сдвигами в международном разделении труда, обновлением состава наиболее преуспевающих стран.
Соответственно, страны, заблаговременно наращивающие свой научно-технический и производственны потенциал в перспективных направлениях формирования нового технологического уклада, приобретают принципиальные конкурентные преимущества. Их реализация в фазе структурного кризиса, сопровождающего в мировой экономике переход от устаревающего технологического уклада к новому, позволяет таким странам и предприятиям выйти на опережающую траекторию экономического роста. Они получают шанс "перегнать не догоняя", развивая на основе расширяющихся конкурентных преимуществ высокие темпы экономического роста.
Именно такая задача стоит сегодня перед российскими органами государственной власти. Пока имеющийся научно-технический, производственный и интеллектуальный потенциал достаточен для освоения перспективных производств нового технологического уклада. Для этого необходимо сконцентрировать экономическую политику государства на наращивании конкурентных преимуществ на освоении его ключевых технологий.
Несмотря на колоссальные разрушения, российская экономика все еще обладает мощным научно-техническим потенциалом, достаточным для преодоления кризиса за счет мобилизации внутренних возможностей и конкурентных преимуществ. Это прежде всего:
- высокий уровень образования населения и духовные традиции, ориентирующие людей на созидательный творческий труд, социальную справедливость и партнерство, самореализацию личности в интересах общества;
- богатые природные ресурсы, обеспечивающие большую часть внутренних потребностей в сырье и энергоносителях;
- огромная территория и емкий внутренний рынок, обеспечивающие широкое разнообразие жизнедеятельности и потребностей населения;
- наличие квалифицированных трудовых ресурсов;
- большой объем несвязанных сбережений, вовлечение которых в экономический оборот способно утроить уровень инвестиционной активности;
- развитый научно-технический потенциал, наличие серьезных технологических разработок по ряду перспективных направлений (энергосберегающие технологии, биоиндустрия);
- наличие собственных научных школ и уникальных передовых технологий, практическое приложение которых сможет обеспечить развитие конкурентоспособных производств в масштабах мирового рынка;
- значительные масштабы свободных производственных мощностей, позволяющие быстро увеличить производство продукции с относительно незначительными издержками;
- исторические традиции великой державы и заслуженный мировой авторитет, заставляющий мировое сообщество считаться с российскими национальными интересами.
Смысл экономической политики государства должен заключаться в актуализации этих возможностей, создании механизмов их реализации, что должно найти выражение в системе конкретных мер по повышению конкурентоспособности национальной экономики и переходу к устойчивому экономического росту.
У нас есть не более двух-трех лет для перелома тенденций деградации на основе активизации существующего еще научно-технического потенциала и последующего выхода на траекторию устойчивого роста с опорой на опережающее освоение перспективных технологий нового технологического уклада. Для этого наряду с переориентацией макроэкономической политики государства на оздоровление финансового положения производственной сферы и нормализацию условий воспроизводства в реальном секторе экономики, преодолением его дезинтеграции должна быть развернута целенаправленная политика развития.
Основными направлениями политики развития должны стать:
определение приоритетов долгосрочного социально- и технико-экономического развития;
сохранение и развитие научно-производственного потенциала страны;
стимулирование инновационной активности;
восстановление управляемости развитием экономики.
У нас есть все необходимые элементы для успешного социально-экономического развития. Но сами по себе эти элементы в целостную политику не складываются. Необходимо объединить знания ученых, ответственность политиков, опыт технологов, чтобы набрать критическую массу созидательной энергии, способной направить власть на осуществление необходимой обществу политики развития, которая поможет России преодолеть экономический кризис и позволит занять достойное место в системе мирового хозяйства.