|
|
|
|
| ||||||||||
2.2 Влияние ТНК на конкурентоспособность материнских стран Транснациональные корпорации (ТНК), по мнению экспертов ООН, являются "двигателями мировой экономики". Именно так был назван один из докладов ООН по транснациональным корпорациям. Действительно, на сегодняшний день ТНК являются такими же равноправными субъектами международных экономических отношений, как и собственно государства, а некоторые крупнейшие ТНК даже значительно сильнее в экономическом плане, чем многие государства мира. Благосостояние страны, ее участие в международном разделении труда, степень интегрированности в мировое хозяйство, и в конечном итоге ее международная конкурентоспособность все в большей степени зависят от того, насколько успешна деятельность ТНК, базирующихся в ее экономике. Несмотря на то, что фактический контроль над корпорацией обычно сохраняется за страной базирования, отношения ТНК и материнских стран достаточно сложны и неоднозначны. Это связано с тем, что действия ТНК, направленные на максимизацию собственных прибылей, далеко не всегда соответствуют стратегическим интересам материнской страны, приоритетам ее внешней и внутренней политики. Ярчайший тому пример - многочисленные антимонопольные разбирательства, происходящие сейчас по всему миру. Монопольное положение на рынке чрезвычайно выгодно для компании: раз нет конкурентов, нет необходимости постоянно совершенствовать свой товар, снижать на него цену, повышать качество. В этом случае в проигрыше оказывается потребитель, вынужденный приобретать товары низкого качества или по более высокой цене просто потому, что альтернативы им нет. Важнейшей же функцией государства является забота о благосостоянии своих граждан, поэтому оно обязано разрешать подобные ситуации путем насильственного разделения компании-монополиста, для создания в отрасли честной конкуренции. Именно это и происходит сейчас с компанией Microsoft. Крупнейший в мире производитель ПО стал фактически монополистом на рынке операционных систем для персональных компьютеров по вполне объективным причинам - созданная им операционная система Windows была настоящим прорывом в области компьютерного ПО и стала со временем де-факто стандартом. Однако в последние годы, по мнению большинства специалистов, монопольное положение Microsoft только тормозило дальнейший прогресс в отрасли, так как качество программных продуктов постоянно ухудшалось, а созданным другими производителями инновационным программным продуктам выход на рынок был закрыт. К тому же в антимонопольный комитет США и суды разных инстанций поступало множество исков от более мелких корпораций - потенциальных конкурентов Microsoft - обвиняющих компанию в нарушении правил честной конкуренции. В связи с этим по постановлению Верховного суда США Microsoft вынуждена будет расстаться с частью своих филиалов, на базе которых будут образованы независимые компании, что приведет к оздоровлению отрасли, появлению в ней нормальной конкурентной среды. Нет никаких сомнений в том, что события будут развиваться по вышеописанному сценарию, поскольку похожий прецедент уже происходил в США. Монополист на рынке предоставления услуг связи компания AT&T, в которой в середине ХХ в. работало порядка 1 млн человек и суммарные активы которой достигали 150 млрд долл. (цифра впечатляет даже сегодня), была разукрупнена по решению правительства США в рамках антимонопольного закона. Из ее состава было выделено около десятка региональных телефонных компаний, компаний дальней связи и т.д. Однако и после этого AT&T осталась одной из крупнейших компаний связи в США и в мире, хотя и утратила былую мощь и монопольное положение на рынке [1]. Вышеприведенные примеры показали, что материнская страна в большинстве случаев сохраняет контроль над базирующимися в ее экономике ТНК, поскольку помимо экономических мер воздействия в ее руках сосредоточены такие мощные рычаги влияния, как законодательная власть и многочисленные фискальные институты. Однако во многих случаях интересы материнских стран и ТНК совпадают, поэтому страны принимают целые комплексы мер для поощрения развития уже существующих ТНК и создания новых. Наиболее успешные, по мнению экспертов ООН, комплексы подобных мер будут рассмотрены ниже, а сейчас обратимся к вопросу определения тех преимуществ, которые несут ТНК для материнской страны. Во-первых транснациональные корпорации позволяют стране базирования осуществлять доступ и приобретать определенный контроль над природными ресурсами принимающих стран. Доступ к природным ресурсам различных стран мира позволяет стране базирования обеспечить гарантированное снабжение своих предприятий сырьем. Так, на базе зарубежных инвестиций США получают все импортируемые страной фосфаты, медь, олово, 75% марганцевой и железной руды; Япония - 40% бокситов, 50% никеля, 60% медной руды. При этом поставки с зарубежных предприятий ТНК осуществляются по трансфертным ценам, уровень которых ниже мировых. Во многом именно благодаря контролю американских компаний над нефтяными месторождениями Персидского залива (из "7 сестер" - семи компаний, контролировавших добычу нефти в Персидском заливе в 1950-60гг., пять были американскими: Exxon, Mobil, Chevron, Texaco и Gulf) и соответственно фактору дешевой нефти, США удалось вырваться вперед в своем развитии в первые десятилетия после второй мировой войны и стать "локомотивом мировой экономики". Позже этот фактор развития утратил свое значение, поскольку после создания организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) эти месторождения были постепенно национализированы, однако он сыграл важнейшую роль в усилении экономической мощи США. Во-вторых, при освоении зарубежных источников сырья на основе прямых инвестиций учитываются различия в экологических нормах и стандартах между странами. При освоении ресурсов развивающихся стран некоторые ТНК используют более экологически опасные, но зато и более дешевые технологии, что опять же удешевляет стоимость этих ресурсов для материнских стран и положительно сказывается на возможностях их дальнейшего экономического развития. Для принимающих стран это означает рост экологических рисков и вероятности техногенных катастроф. Подобный случай произошел в мае 1998 г. в Киргизстане, когда на берегу реки Барскоон, впадающей в высокогорное озеро Иссык-Куль, в восьми километрах от одноименного поселка потерпел аварию грузовой автомобиль золотодобывающей компании "Кумтор оперейтинг", которая является дочерним предприятием канадской корпорации "Камеко". Машина перевозила двадцать тонн цианида натрия. В результате аварии около двух тонн яда оказалось в реке. Официальное расследование, проведенное МВД Киргизстана, пришло к выводу, что авария произошла из-за элементарного несоблюдения мер безопасности сотрудниками компании, осуществлявшими транспортировку опасного груза [25]. В-третьих, капиталовложения в иностранную экономику - активное средство стимулирования спроса на отечественную продукцию. Это достигается за счет того, что, с одной стороны, за рубежом создаются новые рынки, а с другой стороны, часть экспорта ТНК постоянно идет в адрес их зарубежных филиалов, и эта гарантированная доля составляет свыше 1/3 экспорта Канады, Германии, Франции, Швеции, до 1/2 экспорта США. Инвестиции, будучи размещенными внутри хозяйственной территории иностранных государств, позволяют национальной фирме обойти тарифные и нетарифные барьеры. Таким образом, для материнской страны открывается доступ к новым емким рынкам, прежде для нее недоступным [23]. С точки зрения человеческих ресурсов, транснациональный характер деятельности ТНК позволяет переносить простые, но трудоемкие операции в страны с более дешевой рабочей силой, а стране базирования - делать акцент на подготовке высококвалифицированных кадров. Важнейшее значение имеет и переток квалифицированных кадров (так называемая "утечка мозгов"), осуществляемый в рамках ТНК, так как в этом случае страна базирования, в которую привлекаются специалисты из принимающих стран, не несет многомиллионных затрат на образование специалистов, а получает их уже готовыми. Кроме того, приобщение к международным стандартам ведения бизнеса повышает уровень подготовки национальных кадров, а по словам Лестера Терлоу [35], профессора экономики Нью-йоркского университета, "в XXI веке образование и квалификация рабочей силы станут доминирующим орудием международной конкуренции". Это связано с тем, что в условиях современного динамического развития общества, усложнения технической и социальной инфраструктуры информация становится таким же стратегическим ресурсом, как и традиционные материальные и энергетические ресурсы. Соответственно, уровень использования информации является одним из существенных факторов успешного экономического развития и конкурентоспособности страны на международной арене. Помимо уровня использования информации важнейшим фактором является ее качество и количество. За счет доступа к информационным ресурсам других стран ТНК позволяют стране базирования приобретать новые знания и технологии, а так же продлевать срок жизни и повышать отдачу от собственных инновационных технологий. Важнейшим фактором приобретения и создания новых знаний за границей является интернационализация инновационной деятельности ТНК (процессы, происходящие в этой области, описаны во втором параграфе первой главы), а также приобретение результатов инновационной деятельности (РИД), которое может осуществляться в следующих формах:
Лицензирование является сегодня наименее привлекательной формой приобретения новых технологий на мировых рынках. Можно выделить следующие недостатки такой формы:
Таким образом, лицензирование будет предпочтительнее других форм интернационализации инновационной деятельности в отраслях, в которых может быть обеспечена эффективная патентная защита (отрасли, у которых химическая формула является центральным элементом изделия: фармацевтика, промышленные органические химикаты, пластиковые материалы, синтетические волокна). Другим каналом доступа к информационным ресурсам принимающих стран являются прямые иностранные инвестиции в конкретный инновационный проект. В этом случае инвестирующая ТНК (и как следствие, страна базирования) получает или часть исключительных прав на создаваемые в ходе проекта объекты интеллектуальной собственности (ОИС), или определенную долю от продаж продукции, производимой впоследствии по полученной технологии. Такая форма предоставляет инвестору значительный контроль над процессом создания новой технологии и его результатом при небольшой опасности утечки технической или коммерческой информации. Создание совместных предприятий является еще одним способом приобретения нового знания за границей. Такие предприятия предоставляют возможность совместной эксплуатации блоков технологического оборудования и ОИС в рамках целостных, функционально связанных участков производства. Совместные предприятия также позволяют фирмам-партнерам "развязать" их патентные портфели путем передачи партнеру неиспользуемой части его компонентов. Таким образом, подобное сотрудничество может обеспечить национальным ТНК более быстрый и менее дорогостоящий доступ к необходимым инновационным технологиям. Такие формы сотрудничества особенно распространены в молодых отраслях: биотехнологии, генной инженерии и робототехнике. Однако эта форма приобретения новых знаний имеет и свои недостатки:
Наиболее прогрессивной формой приобретения новых знаний сегодня считается слияние компаний. Согласно докладу о мировых инвестициях (World Investment Report) 2001, подготовленному специальным подразделением ООН (UNCTAD), объем международных сделок слияний и поглощений вырос за последнее десятилетие ХХ века со 151 млрд долл. до 1144 млрд долл., а общее число слияний, произошедших в 2000 году, достигло 175, что явилось максимальным показателем за все годы. В мире по числу таких сделок сегодня лидирует Западная Европа, на долю которой приходится 73% мирового объема слияний [45]. Для продления жизни и повышения уровни отдачи от национальных технологий ТНК используют трансферт технологии. В рамках такого трансферта ТНК снабжает собственные аффилированные предприятия и филиалы за рубежом практически всей необходимой документацией из центра. При такой форме взаимодействия все стратегически значимые элементы НИОКР осуществляются в стране базирования, а зарубежные филиалы получают право проводить лишь отдельные этапы исследований. Подобная форма повышения эффективности использования национальных технологий позволяет стране базирования ТНК проводить, совместно с этой компанией, агрессивную политику захвата рынка принимающих стран. При этом положительное влияние на экономическое развитие и конкурентоспособность принимающей страны оказывается весьма ограниченным, поскольку ТНК формируют такую корпоративную политику, которая обеспечивает компании (и стране базирования ТНК) контроль над финансовой, технологической, производственной и сбытовой деятельностью аффилированных предприятий. Важнейшим элементом такой политики является использование ограничительной деловой практики при передачи технологии. Существует множество видов такой практики, однако к наиболее действенным следует отнести следующие:
Таким образом, страна базирования извлекает максимальную выгоду из использования произведенной в ней инновационной технологии, минимизирует свои риски и максимизирует прибыль, что весьма благоприятно сказывается на ее конкурентоспособности. Очевидно, что материнская страна, ввиду сохранения определенного контроля над деятельностью ТНК, базирующихся в ее экономике, предпринимает ряд мер, направленных на максимизацию положительного эффекта от деятельности интернационализированного сектора своей экономики. Помимо различных действий по стимуляции инновационной деятельности ТНК, поощрению трансферта технологий и привлечения высококвалифицированной рабочий силы, материнская страна принимает ряд мер по стимулированию и направлению потоков ПИИ, осуществляемых ТНК, в своих интересах. В классификации ООН [39], пакет таких мер, принимаемых страной базирования, получил название Меры страны базирования (Home Country Measures). По определению ООН [39], Меры страны базирования (МСБ) - это комплекс решений, принимаемый странами, в которых базируются экспортеры ПИИ, по стимулированию и направлению потоков зарубежных инвестиций. Для разработки и применения комплекса таких мер правительство страны базирования ТНК, экспортирующих ПИИ, может привлекать как правительства принимающих стран, так и сторонние коммерческие структуры. Применение комплекса МСБ позволяет правительству материнской страны решить следующие проблемы:
Таким образом, пакет МСБ способствует более интенсивной интеграции материнской страны в систему мирового хозяйства и повышению ее конкурентоспособности на международной арене. Взаимоотношения ТНК и страны базирования могут быть весьма сложны и даже конфликтны, однако сегодня именно наличие крупных конкурентоспособных на международном уровне корпораций определяет степень участия страны в международном разделении труда, ее интегрированность в структуру мирового хозяйства. Большинство стран мира поощряет и стимулирует процессы транснационализации национальных корпораций, понимая, что достижение конкурентоспособности на международной арене возможно лишь при наличии развитого и экономически сильного интернационализированного сектора национальной экономики.
| ||||||||||||||
|
|
|
|
|