Автор
Содержание
Назад
Далее
Главная
Глава 2: Роль ТНК в формировании конкурентоспособности стран мира

2.1 Влияние ТНК на конкурентоспособность принимающих стран

Влияние ТНК на конкурентоспособность принимающих экономик очень многосторонне и далеко не всегда оно бывает положительным. Это связано с тем, что отношения между принимающими странами и ТНК - сложны, что обусловлено частым несовпадением интересов, а также асимметрией власти. Такая асимметрия ощущается сразу же, как только обе стороны пытаются максимизировать свои выгоды. ТНК, как правило, экономически намного сильнее, чем большинство принимающих их стран. Они нередко стараются использовать свою мощь, чтобы оказывать давление на местные правительства, принуждая их минимизировать свои налоговые обязательства или добиваясь получения особых льгот в финансовой сфере, инфраструктуре, защите рынка и т.д. В качестве ответных акций многие страны применяют запреты и ограничения, а также национализацию и экспроприацию собственности (особенно активно эти меры использовались после второй мировой войны).

Все же в большинстве случаев (в особенности при наличии целевой программы развития отношений с транснациональными корпорациями) принимающая страна выигрывает от присутствия ТНК. Трудящиеся и поставщики, обслуживающие новые предприятия, наряду с местными властями, получающими налоги, выигрывают больше, чем теряют конкурирующие местные инвесторы. Широкое привлечение иностранного капитала при помощи ТНК способствует снижению безработицы в стране. С организацией производства в стране тех изделий, которые раньше ввозились, отпадает необходимость в их импорте. Компании, выпускающие конкурентоспособную на мировом рынке продукцию и ориентированные в основном на экспорт, в значительной степени способствуют укреплению внешнеторговых позиций страны и повышению ее конкурентоспособности в системе мирового хозяйства.

Положительные эффекты от присутствия ТНК в экономике принимающей страны в первую очередь обусловлены притоком прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Расширение притока иностранного капитала в значительной мере способствует модернизации национальной промышленности, интенсификации экспорта (т.е. увеличение в нем доли высокотехнологичных продуктов обрабатывающей промышленности) и повышению конкурентоспособности целых отраслей национальной промышленности. Эксперты ОНН считают [46], что вне зависимости от уже существующего уровня связей между иностранными филиалами и местной экономикой их можно расширить и углубить в целях наращивания потенциала и конкурентоспособности отечественных фирм. Для принимающей страны такие связи могут послужить стимулятором экономической активности, а там, где местные ресурсы замещают импортируемые, улучшить состояние платежного баланса. Укрепление позиций местных поставщиков может, в свою очередь, привести к перетоку осязаемых и неосязаемых активов в остальную часть экономики принимающей страны и способствовать динамичному развитию предпринимательского сектора.

Однако не стоит забывать, что в своих действиях ТНК руководствуются в основном желанием максимизировать прибыль и минимизировать издержки, далеко не всегда считаясь при этом с интересами принимающих их государств, поэтому для получения максимальной выгоды от притока ПИИ в страну правительство должно выработать четкую программу взаимодействия с иностранными инвесторами для расширения их связей с национальными производителями. Одной из стран, которая доказала эффективность разработки подобной программы является Венгрия.

После распада социалистического лагеря перед Венгрией, как и перед другими странами - бывшими членами СЭВ, остро встала проблема реформирования экономики, для наиболее эффективного участия страны в международном разделении труда и интеграции в мировую хозяйственную систему. Правительство страны сделало ставку на активное привлечение ПИИ и развитие связей иностранных предприятий с национальными производителями и поставщиками. Результаты говорят сами за себя. Спустя десять лет после начала реформ Венгрия является одной из наиболее динамично развивающихся пост-социалистических экономик и первым кандидатом на вступление в Евросоюз среди стран Восточной Европы. В апреле 2000 г. Венгрия и ЕС приняли решение о вступлении страны во 2-й этап переходного периода, предусмотренного Соглашением об ассоциировании Венгрии с Евросоюзом. Как заявил премьер-министр Венгерской Республики В. Орбан, с окончанием 2000 г. в экономике Венгрии завершился переходный период, и с января 2001 г. начался новый этап, когда страна приступила к реализации "Плана Сечени" (план национального развития, названный по имени венгерского реформатора XIX в.), рассчитанного на 6 лет.

В Венгрии сформировалась структура экономики западноевропейского типа: промышленность и строительство обеспечивают более 30% произведенного ВВП, сельское хозяйство - около 5%, а сфера услуг - более 60%. Уровень развития венгерской промышленности оценивается как средний; в последнее время для промышленности страны характерны динамизм, высокая экспортная квота, опережающий рост производства машиностроительной продукции.

В 2000 г. Венгрии удалось сохранить за собой одно из лидирующих мест среди стран региона (Восточной Европы) по темпам экономического роста - 5,5% при среднем среди государств Центральной и Восточной Европы темпе прироста в 4,2%. ВВП Венгрии, по оценке, достиг почти 55 млрд долл., а в расчете на душу населения - 5447 долл., что, с учетом покупательной способности венгерского форинта, соответствует 50% среднего аналогичного показателя Европейского союза; прирост ВВП составил примерно 5,5% [26-2].

Высокие темпы экономического развития Венгрии были во многом достигнуты благодаря иностранному капиталу, принимавшему активное участие как в приватизации государственной собственности, так и в учреждении новых предприятий, полностью или частично принадлежащих иностранным инвесторам. К концу 2000 г. иностранные инвестиции, накопленные в экономике Венгрии, превысили 23 млрд долл.; предприятия с участием иностранного капитала производят в настоящее время 40% ВВП и не менее половины всей добавленной стоимости страны, а также обеспечивают около 3/4 ее экспорта.

В 2000 г. иностранный капитал участвовал в каждом десятом венгерском предприятии. В настоящее время из 200 крупнейших венгерских компаний не менее 150 находятся в частичной или полной иностранной собственности иностранных инвесторов. Более половины всех инвестиций в экономику страны в последние годы также обеспечивает иностранный капитал.

Доминирующую роль в освоении венгерской экономики иностранными инвесторами сыграли транснациональные корпорации (ТНК). Из 100 крупнейших ТНК мира прочное место на венгерском рынке занимают 48. На долю ТНК приходится 75 - 80% иностранных инвестиций в экономику Венгрии, их дочерние предприятия и филиалы, учрежденные на территории Венгрии, обеспечивают до 30% ВВП страны и 65% венгерского экспорта материалов и продукции обрабатывающей промышленности. В области финансового бизнеса в настоящее время в руках ТНК находится 63% суммарного акционерного капитала венгерских банков. Форсированный приток иностранного капитала привел к коренному изменению структуры венгерской экономики. За неполные 10 лет отраслевая структура произведенного ВВП в Венгрии приблизилась к пропорциям, характерным для Испании в год ее вступления в ЕС.

Благодаря иностранному капиталу, прежде всего ТНК, в Венгрии были созданы такие новые для нее отрасли промышленности, как производство легковых автомобилей, бытовой электроники, мобильных телефонов. Венгерское автомобилестроение, например, обеспечивает в настоящее время почти 8,5% ВВП страны, а вместе со всеми смежными видами производства - 10 - 11%. Ряд ТНК основал на территории Венгрии свои производственные центры. Все это позволило сохранить за венгерской обрабатывающей промышленностью роль важного источника экономического роста, а внутри нее обеспечить опережающее развитие наиболее перспективных отраслей.

Иностранные инвесторы, используя зарубежные сети реализации продукции, преодолевают узость венгерского рынка и обеспечивают высокие темпы прироста экспорта, которые в последние 3-4 года колеблются в пределах 10 - 20% в год. В 2000 г. экспорт Венгрии достиг 30 млрд долл., при этом около 45% его объема представлены продукцией высокой степени обработки. На продукцию машиностроения приходится почти 60% венгерского вывоза, более 80% экспорта страны реализуется на рынках промышленно развитых стран.

В то же время данная модель экономического роста в Венгрии постепенно исчерпала свои ресурсы: в стране завершается приватизация, между странами ЦВЕ обострилась конкуренция за получение иностранных инвестиций (причем более выгодные позиции заняли сегодня Республика Чехия и Польша, где активно идет процесс приватизации), стала усиливаться тенденция к репатриации иностранными инвесторами своих прибылей и как результат замедлился или даже стал снижаться годовой объем иностранных инвестиций в экономику Венгерской Республики.

Ресурсы дешевой рабочей силы также остались только в отсталых (восточных и северных) регионах страны. Между тем ТНК стали переносить в Венгрию более высокие звенья производственно-хозяйственного цикла (реализация, маркетинг, НИОКР), предъявляя спрос на служащих, имеющих высшее образование. Отчасти в связи с этим в последние два года Венгрия стала тратить на образование большие суммы (до 11% госбюджета), чем ранее. Если 10 лет назад высшее образование получали 8% молодежи, то в настоящее время - 33 - 34% [26-2].

Все вышеуказанные факты побудили венгерское руководство внести существенные коррективы в модель экономического роста (по словам венгерских экономистов, "чтобы осуществить смену этой модели"). В основе нового подхода по-прежнему стоит привлечение иностранного капитала, но уже на базе высококвалифицированной рабочей силы и инновационной деятельности. На новом этапе предусмотрено, в частности, использование венгерских малых и средних предприятий в качестве смежников и субпоставщиков для венгерских филиалов ТНК.

Как показывает пример Венгрии, расчетливая и прагматичная политика государства по привлечению ПИИ позволили стране значительно улучшить свое положение в системе мирового хозяйства и повысить конкурентоспособность своей экономики. В настоящее время Венгрия занимает 27 место [42] в рейтинге конкурентоспособности (рядом с Японией, Францией и Республикой Кореей) швейцарского Института Менеджмента и Развития (Рис. 6), тогда как в начале 1990х гг. она в него вообще не попадала, а в середине 1990-х гг. занимала в нем лишь 40 место. Из стран - бывших членов СЭВ выше нее в рейтинге находится только Эстония, которая впервые попала в этот рейтинг в 2001 г. и сразу заняла в нем 22 место (честно говоря, не очень понятно почему). Для сравнения: Россия в этом году несколько улучшила свое положение и поднялась с 47 на 45 место.

Положительное влияние ТНК на экономику принимающих стран не ограничивается только количественными показателями притока ПИИ в страну. Важной является и качественная составляющая. ТНК приносят в страну передовые решения в области менеджмента и маркетинга, способствуют внедрению новейших научно-технических разработок путем трансферта технологий, интенсификации инновационного процесса в принимающей стране. Помимо этого, интегрируя рабочую силу разных стран и предъявляя ей повсеместно одни и те же требования, ТНК играют важную роль в распространении международных стандартов подготовки квалифицированных кадров. Все это приводит к качественному росту промышленности принимающей страны и как следствие - росту производительности труда. А именно производительность труда является сегодня одним из ключевых факторов, определяющих конкурентоспособность национальных производителей на мировой арене и конкурентоспособность государства в системе мирового хозяйства.

Немаловажным является и то влияние, которое представили ТНК оказывают на местную администрацию, с целью улучшения налогового режима или дебюрократизации отдельных процедур (например, связанных с инвестированием). Зачастую именно мощное лобби со стороны представителей ТНК является катализатором для начала реформирования бюрократического аппарата, пересмотра различных законодательных актов, регулирующих правила инвестирования и налогообложения в стране, в сторону их оптимизации и либерализации. В результате прозрачность экономики страны повышается и соответственно повышается ее привлекательность для иностранных инвесторов, что позволяет привлекать в страну дополнительные капиталовложения.

Хотя в целом деятельность ТНК положительно сказывается на экономическом развитии и конкурентоспособности принимающей страны, тем не менее существует много проблем, связанных с той деятельностью ТНК, которая противоречит интересам принимающих стран. К таким проблемам относятся:

Внутрикорпоративная торговля и манипуляции в ценообразовании.

Рост торговых взаимоотношений между отделениями одной корпорации привел к появлению так называемой "внутрикорпоративной" торговли. В торговле природными ресурсами такая особенность была характерна для ТНК еще с 1914 г., но в сфере торговли промежуточными продуктами и в сфере предоставления услуг такой феномен стал известен только в последние десятилетия. К 1960 г. одна треть всего мирового товарооборота приходилась на внутрикорпоративную торговлю, этот показатель остается таким и в наши дни [4], но абсолютные показатели значительно выросли с того времени. К сожалению, оценить фактические объемы внутрикорпоративной торговли чрезвычайно сложно, поскольку эта информация является закрытой. Показательным, тем не менее, является следующий пример: по подсчетам американских ученых, в 1998 г. 73% всех международных выплат за использование технологий сделаны на основе внутрикорпоративной торговли[26-1].

Проблемы, появляющиеся из-за внутрикорпоративной торговли, касаются способности ТНК получать максимальную прибыль, избегая рыночных механизмов регулирования и государственных законов, касающихся ценообразования: - такой механизм известен как "перенос цен". Это широко распространенный механизм, который действует следующим образом: ТНК, занимающаяся импортом товара в данную страну, закупает этот товар через компанию в безналоговой зоне (например, через компанию, зарегистрированную на Багамских островах), а потом уже по высокой цене продает товар своему филиалу в принимающей стране. Такой несложный трюк позволяет снизить налог на прибыль, который ТНК выплачивает принимающей стране, почти до нуля (вся разница осталась на Багамах).

Практически все взаимоотношения внутри корпорации, включая консультационные услуги и страхование, можно рассматривать как сделки по определенной цене, также как и использование торгового знака компании, накладные расходы головного офиса корпорации, затраты на проведение исследований и маркетинг. Используя свою балансовую систему, ТНК может регулировать цены своих филиалов и, тем самым, перемещать капитал по всему миру, избегая налогов.

В странах, где правительства не имеют возможности контролировать подобную деятельность корпораций, они вынуждены снижать налоги, чтобы привлечь инвестиции или добиться того, чтобы корпорация оставалась на рынке страны. Налоговые отчисления в бюджет, таким образом, теряются. В странах, где правительство контролирует ценовую политику корпораций, устанавливая определенный лимит на цены, (т. е. где цены не должны превышать определенный % от стоимости импортируемых товаров или от себестоимости товара), в таких странах корпорации повышают цены на импортируемые товары, тем самым, повышая цены и на свои товары. Кроме того, ТНК завышают цены на импортируемые товары и занижают на экспортируемые, чтобы избежать реинвестирования полученной прибыли, как того требует закон, следовательно, бюджет государств, в которых действует ТНК, теряет значительные суммы. Например, если у основной компании есть прибыльная дочерняя компания в определенной стране, в которую основная компания не хочет реинвестировать свою прибыль, то компания повышает цены на товары, импортируемые в эту страну.

Несоблюдение ТНК экологических стандартов и проблема Greenwash.

Деятельность ряда ТНК подвергает опасности окружающую среду и здоровье людей. Вследствие, промышленной деятельности ТНК в атмосферу попадает более половины от всех выбросов, вызывающих "парниковый эффект", (глобальное потепление климата). ТНК контролируют 50 % нефтеперерабатывающей, газовой, угольной промышленности. Кроме того, ТНК являются практически единственным производителем хлористых фторуглеродов (СFС) и других химических веществ, вызывающих разрушение озонового слоя [4].

ТНК контролируют основные отрасли горнодобывающей промышленности, а также 80 % земель по всему миру, используя их для производства сельскохозяйственных культур, идущих затем на экспорт. Часто земли используются в ущерб интересам внутреннего сельскохозяйственного рынка. Двадцать ТНК контролируют 90 % рынка пестицидов. Кроме того, именно на ТНК лежит ответственность за производство большей части генетически измененной сельскохозяйственной продукции, возможные негативные влияния которой на организм человека до сих пор до конца не изучены. ТНК являются основными производителями хлорсодержащих веществ многие из которых токсичны, не разлагаются со временем и способны накапливаться в человеческом организме, (ДДТ, диоксины, фураны и т. д.).

ТНК лидируют в экспорте и импорте продукций и технологий, которые запрещены в отдельных странах, вследствие их потенциальной опасности для здоровья людей. Поскольку в развитых странах за нарушение экологических норм на виновного налагаются многомиллионные штрафы ТНК переносят загрязняющие и потенциально опасные производства в страны развивающиеся, где экологические нормы не так строги. Например, в конце 80-х годов 25 % всех экспортируемых пестицидов, поставлялись американскими компаниями, в то время как в самой Америке эти препараты были запрещены [4].

Деятельность ТНК, наносящая ущерб окружающей среде тесно связана с понятием Greenwash. На русский язык этот термин можно перевести как "Зеленая отмывка". Greenwash - это ложная информация, распространяемая ТНК, для создания экологического имиджа в глазах общественности.

Явление Greenwash имеет много форм: от дорогостоящих рекламных кампаний, подчеркивающих важность сохранения экологического равновесия на планете, до участия ТНК в конференция по проблемам защиты окружающей среды и экологических форумах. Эти усилия ТНК направлены на то, чтобы позиционировать себя в глазах общественности как друга и защитника природы и уйти от государственных и международных санкций за загрязняющую деятельность и нарушение экологических стандартов.

Greenwash появился в развитых странах в 1970-е годы. Особую популярность эта стратегия приобрела тогда, когда начался рост общественного экологического сознания. К тому времени, когда Организация Объединенных Наций проводила конференцию по защите окружающей среды и развитию (UNCED) в Рио-де-Жанейро в июне 1992 г., Greenwash стал уже глобальным явлением. Сорок восемь руководителей ведущих деловых структур мира принимали участие в конференции UNCED. Эти руководители сформировали Деловой Совет за Устойчивое развитие (BCSD), которому Генеральный Секретарь UNCED Морис Строг поручил обеспечение деловой перспективы конференции. BCSD (Деловой Совет) совместно с более традиционной группой лоббирования - Международной торговой палатой (ICC), имел беспрецедентный доступ к Секретариату UNCED и экстраординарное влияние на составление и принятие ключевых резолюций конференции, включая конвенции по биологическому разнообразию и климату и "Повестке Дня 21века" (программа ООН по экологии).

Очевидно, что погоня за прибылью зачастую заставляет ТНК игнорировать возможные негативные последствия их деятельности для окружающей среды. Рыночные механизмы не являются достаточно эффективным средством ограничения деятельности глобальных компаний, наносящей ущерб окружающей среде. Поэтому экологические нормы и стандарты должны охраняться законодательством принимающих стран, а за их нарушение к виновным должны применяться самые строгие санкции.

Попытки давления на национальные правительства, с целью лоббирования своих интересов.

Особенно остро эта проблема проявляется в развивающихся странах, где ТНК пытаются влиять на жизнь страны, используя членов правительства, участвуя в создании комитетов по экономическим и политическим вопросам, финансируя политические партии, проводя политику взяточничества. Было немало случаев, когда транснациональные корпорации вмешивались в политику местных властей, начинали кампанию по формированию новых правительств, которые бы лучше реагировали на их требования.

Возможно, самым скандально известным примером влияния ТНК на суверенные государства стал случай, произошедший в начале 1970-х годов, когда компания "International Telephone and Telegraph" (ITT) предложила ЦРУ профинансировать акцию против кандидата в президенты Сальвадоре Альенде в Чили, желая предотвратить его приход к власти. Хотя данное предложение было отклонено, Альенде пришел к власти демократическим путем, ITT не оставляла попыток давления на правительство США и другие американские корпорации, с целью свержения режима Альенде, используя экономическое влияние, включая отказ в кредитах и поддержку политических противников Альенде. После того как медные рудники корпорации "Kennecott and Anaconda" были национализированы, правительство США предприняло определенные шаги, основанные на рекомендациях компании ITT, с целью свержения режима Альенде.

Чтобы избежать подобных проблем в будущем, ООН разработала три основных кодекса (рекомендательного характера), регулирующих деятельность глобальных игроков интернационализированного сектора мировой экономики:

  • универсальный кодекс;

  • кодекс поведения в области передачи технологий;

  • свод принципов и правил для контроля за ограничительной деловой практикой (в сфере конкурентных отношений).

Универсальный кодекс дает ориентиры поведения ТНК по широкому кругу вопросов. В частности, ТНК рекомендуется всячески содействовать реализации на своих зарубежных предприятиях задач, поставленных принимающими государствами, по обеспечению соответствующего участия в акционерном капитале местных производителей, эффективному контролю со стороны местных партнеров, а также отдавать предпочтение при найме на работу и продвижении на управленческие должности национальным кадрам. В валютно-финансовой сфере ТНК призваны консультироваться и сотрудничать с правительствами принимающих стран для смягчения проблем, связанных с состоянием их платежных балансов и финансов. В сфере налогообложения выдвинуто требование не использовать транснациональную корпоративную структуру для изменения базы начисления налогов в принимающих странах.

Международный кодекс поведения в области передачи технологий содержит, во-первых, список обязательств, которые предписано брать на себя продавцам технологий при заключении и реализации сделок с покупателями. Во-вторых, перечень приемов ограничительной практики, от которой продавцам технологий предложено воздерживаться. Это, в частности, навязывание покупателю обязательств по покупке товаров в качестве условия приобретения искомой технологии, ограничение свободы покупателя в отношении заключения соглашений с другими продавцами по поводу аналогичных (конкурирующих) технологий или товаров и др.

Свод принципов и правил для контроля за ограничительной деловой практикой направлен против монополистических злоупотреблений главным образом в международной торговле и на национальных рынках.

Таким образом сегодня у принимающих стран имеется достаточно разнообразный набор эффективных инструментов контроля за деятельностью ТНК в их экономике. При наличии продуманной программы взаимодействия с транснациональными игроками удается минимизировать негативные последствия их деятельность и максимально эффективно использовать себе во благо все те выгоды, которые приносит приток ПИИ и связанные с ним качественные изменения в национальной промышленности.

При всей противоречивости и многосторонности воздействия ТНК на экономики принимающих стран, в конечном итоге эффект обычно оказывается положительным и присутствие в экономике страны транснациональных корпораций положительно влияет как на ее макроэкономические показатели, так и на конкурентоспособность в системе мирового хозяйства.

Автор
Содержание
Назад
Далее
Главная
Hosted by uCoz