Автор
Содержание
Назад
Далее
Главная
Экономика

По уровню экономического развития, определяемого, в первую очередь, уровнем ВВП, Мадрид и Барселона значительно опережают большинство регионов страны, однако структура ВВП в них различна. Тогда как Каталония, в первую очередь, Барселона, считается главным промышленным центром страны, Мадрид, будучи столицей и привлекая к себе максимум инвестиций, выделяется, прежде всего, как деловой и финансовый центр. (Рис.4) Такие функции городов сложились исторически. Барселона ещё в средние века достигла расцвета как крупный центр ремесла и торговли, а Мадрид, став столицей страны, начал выполнять роль центра, вокруг которого объединялись испанские земли. Таким образом, для Мадрида первостепенными были политико-административные функции, а затем и финансово-деловые. Вплоть до XIX в. хозяйство страны, в основном, ориентировалось на связи с колониями, что обусловило преимущественное развитие экономики, в первую очередь - промышленности, в прибрежных районах. Выгодное экономико-географическое положение Барселоны стало причиной создания портового комплекса, который и сейчас является крупнейшим в стране.

Рисунок 4:

Отмеченное выше отличие в структуре хозяйства (преобладание в Мадриде сферы услуг и большее значение промышленности в Барселоне) подтверждается структурой ВВП. (Табл. 4,5).

Таблица 4. Структура ВВП Мадрида и Барселоны по стоимости произведенной продукции, 1998 г., %

ОтрасльМадридБарселона
Сельское хозяйство и рыболовство0,30,6
Энергетика2,42,4
Промышленность14,224,9
Строительство8,05,9
Услуги75,166,2
Итого100,0100,0

Источник: http://www.ine.es

Таблица 5. Структура ВВП Мадрида и Барселоны по числу занятых, 1998 г., %.

ОтрасльМадридБарселона
Сельское хозяйство и рыболовство0,90,05
Энергетика1,11,1
Промышленность14,215,95
Строительство8,05,0
Услуги75,877,9
Итоги100,0100,0

Источник: http://www.ine.es

В Мадриде доля сферы услуг в ВВП, как по стоимости продукции, так и по числу занятых, очень велика - около 75%. В Барселоне в третичном секторе экономики занято почти 78% экономически активного населения, однако по стоимости он дает лишь 66,2%. При этом очевидно преобладание Барселоны в производстве промышленной продукции, которая составляет около четверти объёма ВВП. Общий же объём ВВП двух городов вполне соизмерим. Для Мадрида он составляет примерно 11,6 млрд. песет, для Барселоны - 10,2 млрд. (1998 г.) По среднегодовым темпам прироста ВВП Барселона несколько опережает Мадрид (9% и 7% за 1995-1998 гг. соответственно), также как Каталония выделяется на фоне остальных регионов Испании.

Тенденция к преобладанию Барселоны в производстве промышленной продукции сложилась ещё в средние века, когда здесь начала развиваться старейшая не только для Каталонии, но и для всей Испании отрасль промышленности - текстильная. Изначально развитию этой отрасли способствовали торговые связи каталонских купцов с остальной Европой и Востоком. Сейчас импорт сырья через порт Барселоны по-прежнему играет значительную роль. В Каталонии ("испанском Ланкашире") сосредоточено две трети предприятий отрасли. Большинство из них расположено в Барселоне и её спутниках - Таррасе, Сабаделе, Манресе. На местном сырье здесь развита льняная промышленность, а хлопчатобумажная и шерстяная - на привозном.Доля текстильной отрасли в структуре промышленности Барселоны составляет 12-14%. И хотя она постоянно снижается, Мадрид все равно уступает Барселоне примерно в два раза.

Наряду с традиционной текстильной промышленностью здесь развиваются передовые отрасли машиностроения, такие как радиоэлектроника, которая первоначально развивалась, в основном, в Мадриде, а теперь перемещается в промышленные парки Каталонии. В 2000 г. начал осуществляться проект создания индустриального парка Urba del Poblenou в одном из промышленных районов Барселоны - Poblenou. Этот парк будет занимать площадь около 25 км2, 18 из которых будет отведено под застройку. Здесь разместятся 24 предприятия, относящиеся к различным отраслям производства. Кроме того, на территории промышленного парка предусмотрено создание зеленой зоны площадью более 3 км2. В проект вложено около 2 млн. песет. [12] Ещё один многофункциональный парк предполагается создать в Сабаделе - спутнике Барселоны. Парк Fluvial Riu Ripoll представляет собой сочетание пяти элементов - культуры, промышленности, сельского хозяйства, рекреации и природы. В промышленной части предполагается разметить около 20-ти предприятий текстильной промышленности, а в использование природных условий позволит развивать на этой территории сельское хозяйство и рекреацию. [8] Также в Барселоне создан Национальный центр микроэлектроники. Помимо этот можно выделить бумажную промышленность, полиграфию и фармацевтику, также представленные и в Мадриде.

Таблица 6. Доля некоторых отраслей промышленности в ВВП Мадрида и Барселоны по стоимости произведенной продукции, %

Отрасль промышленностиМадридБарселона
1986 г.1992 г.1993 г.1994г.1995г.1986 г.1992 г.1993г.1994г.1995г.
Химическая13,314,214,812,212,716,215 ,115,416,616,6
Машиностроение и металлообработка27,729,729,430,430,524,024,023,223,824,4
Текстильная и обувная7,65,35,35,25,116,412,913,212,712,3
Пищевая и табачная14,714,814,013,412,715,918,117,816,916,3
Бумажная и полиграфическая11,314,214,914,214,46,77,78,07,97,8
Другие25,421,821,624,624,620,822,222,422,122,6
Итого100,0100,0100,0100,0100,0100,0100,0100,0100,0100,0

Источник: http://www.ine.es

Вообще структура промышленности Мадрида и Барселоны имеют много общего. Например, машиностроение, получившее большое развитие в Испании в последние десятилетия, ориентировано, прежде всего, на внутренний рынок. Поэтому крупнейшими центрами автомобилестроения являются именно Мадрид и Барселона, где сосредоточено большое количество потребителей и трудовых ресурсов. Кроме того, в Барселоне выгодно производить продукцию машиностроения на экспорт, так как здесь есть возможность для её транспортировки в другие страны, прежде всего, в Европу, морским путём.

Одной их ведущих отраслей испанского машиностроения является судостроение, традиционно тяготеющее к морю. На восточном побережье Барселона - один из крупнейших новых центров судостроения, наряду с Валенсией и Картахеной.

Химическая промышленность также получила развитие в обоих городах. Однако Испания не обладает достаточным количеством природных ресурсов для самостоятельного обеспечения сырьём данной отрасли. Из собственных месторождений промышленное значение имеют лишь запасы ртути (Альмаден), пиритов, железной руды, полиметаллических руд, калийных солей. Поэтому основополагающую роль для развития химии имеет импорт сырья из других стран, прежде всего - европейских. Порт Барселоны, таким образом, является фактором, определяющим развитие отрасли в этом городе и его окрестностях, тем более что удобство ввоза исходных материалов сочетается с наличием квалифицированных кадров и крупных потребителей (промышленность, сельское хозяйство). Для современного этапа развития химической промышленности Мадрида и Барселоны характерен переход к отраслям тонкой химии, в то время как органическая химия является наименее развитой (главными видами сырья для неё являются нефть и газ, которые Испания импортирует, в первую очередь, для покрытия дефицита топливных ресурсов). А преобладание конечных наукоемких малотоннажных производств - фармацевтики, парфюмерии и косметики, красителей, моющих средств, составляющих т.н. промышленность тонкохимического синтеза, является главной структурной особенностью всей западноевропейской химии.

Доля пищевой промышленности, размещение которой, в первую очередь, ориентировано на крупные центры потребления, в Мадриде и Барселоне составляет 13% и 16% соответственно. То, что она несколько больше в Барселоне, очевидно, объясняется более благоприятными условиями для ведения сельского хозяйства: влажный средиземноморский климат пригоден для выращивания разнообразных культур, в том числе и субтропических - винограда, оливок, цитрусовых. Ведущей отраслью сельского хозяйства Каталонии является высокотоварное плодоводство. Под многолетними насаждениями занято 50% обрабатываемой площади. Здесь сосредоточено свыше 25% всех садов Испании с очень разнообразным набором фруктовых и ореховых деревьев. Особенно развито виноградарство, специализирующееся на выращивании сортов, идущих на изготовление высококачественных вин для экспорта.

В районе Мадрида, где господствует сухой континентальный климат (среднегодовое количество осадков здесь не превышает 500 мм, а земледелие возможно лишь при орошении) наиболее целесообразным является выращивание зерновых (пшеница, рожь, ячмень, овёс) и технических культур (сахарная свекла). Обширные площади сухих степей, залежных земель и обезлесенные склоны гор используются для выпаса овец.

Помимо перечисленных отраслей промышленности, к числу развитых можно отнести и производство строительных материалов, получившее особенно бурное развитие в обоих городах, начиная с 60-х годов, когда резко возросли темпы урбанизации. Увеличение численности населения крупных городов стало причиной настоящего строительного бума, и Испания вышла на одно из первых мест в Европе по производству материалов для строительства.

Что касается сферы услуг, то, несмотря на примерно одинаковую её долю в ВВП Мадрида и Барселоны, её структура для двух городов различна. Тогда как в Барселоне большее значение имеют торговля и туризм, Мадрид исторически является национальным центром деловой активности. Так, в Барселоне в торговле занято 16,3% экономически активного населения. 6,7% - в транспорте и коммуникациях, и лишь 6,8% - в управлении. В Мадриде, где сосредоточены все органы общегосударственного управления, доля этого сектора в сфере услуг гораздо выше. Если говорить о туризме, то Мадрид, будучи столицей испанской монархии, безусловно, привлекает множество туристов. Однако этот вид услуг более характерен для Барселоны, расположенной на средиземноморском побережье.

Туризм стал причиной нового скачка в развитии экономики всех приморских районов востока и юга страны после демократизации и интеграции Испании в Европейское Сообщество. Каталония, больше других автономных областей выигравшая от этого процесса получила возможность максимально использовать свое экономико-географическое положение. Во-первых, резко возросло число иностранных туристов из стран Западной Европы и в последние годы оно также постоянно растет (Табл. 7)

Таблица 7. Количество туристов, посетивших Барселону в 1990-1996 гг.

Год19901992199419951996
Число туристов, чел.1 732 9021 874 7342 663 8873 089 9743 091 994

Источник: http://www.bcn.es

По данным официального сайта Барселоны она является единственным европейским городом, где за последние десять лет количество посещений длительностью более суток возросло вдвое. Сложившаяся тенденция позволяет прогнозировать дальнейшее увеличение числа туристов до 6 млн. человек к 2004 году (Рис.3).

Рис.3 Рост посещений Барселоны длительностью более суток, 1990-2004 гг.

Источник: http://www.bcn.es

Одним из показателей, подтверждающих привлекательность Барселоны в качестве туристического центра, являются данные о порте Барселоны, который можно считать лидером по числу морских круизов и туристических поездок (88,33% от всей Испании). Темпы экономического развития портового комплекса достигли высокого уровня, что позволяет утверждать, что Барселона - главный порт назначения на южном Средиземноморье. За последние 6 лет число пассажиров порта увеличилось на 240%, а количество судов, прибывших в порт, - в два раза. [10]

Однако портовый комплекс Барселоны имеет, прежде всего, не рекреационное, а экономическое значение. Структура промышленности города во многом определяется именно его удачным экономико-географическим положением и, как следствие, широкими возможностями для международной торговли. Порт Барселоны. Наряду с Бильбао, является крупнейшим по грузообороту многофункциональным портом Испании. При этом количество грузов и пассажиров, проходящих через него постоянно растет (Табл.8).

Таблица 8. Грузооборот порта Барселоны 1994-1998 гг.

ГодЧисло судовГрузооборот, тыс. т.
1994649420 390
1995685422 732
1996720023 571
1997738524 887
1998771224 725

Источник: Port de Barcelona

Ряд стран, с которыми происходит торговля морским путем, очень широк (Рис.5). Из европейских стран наибольший объём торговли приходится на Италию, Францию, Грецию, из африканских - на Алжир, Ливию, из азиатских - на ОАЭ, Турцию, Китай, Японию. Лидером по морской торговле с Испанией является США, а достаточно мала роль Латинской Америки. Из стран этого региона представлена только Аргентина, хотя исторически экономические связи с колониями должны быть достаточно сильными.

По составу товаров, проходящих через порт Барселоны можно получить достаточно полное представление об экспорте и импорте Испании (Рис. 6,7).

Рисунок 6:

Рисунок 7:

Порт Барселоны является крупным транспортным узлом, связывающим Испанию с другими странами. Этим Барселона выгодно отличается от Мадрида, не имеющего выхода к морю и сообщающегося с другими регионами с помощью развитой сети автомобильных и железных дорог. На обеспечение связей столицы с периферийными областями сориентирован весь рисунок транспортной сети Испании. Основные железнодорожные и автомобильные магистрали радиально расходятся от Мадрида во всех направлениях. Ввиду того, что центральные области страны не густо заселены, проблема скоростного транзитного сообщения Мадрида и основных региональных центров на периферии является для Испании очень актуальной. Хотя Мадрид и не связан с другими городами естественными водными путями (из всех рек страны судоходной является только Гвадалквивир - в нижнем течении), для создания транспортной сети положительным фактором стало то, что максимальная удаленность Мадрида от провинциального центра (Жироны) составляет 721 км. (Табл. 9,10 )

Таблица 9. Удаленность Мадрида и Барселоны от столиц некоторых провинций, км.

Центр провинцииМадридБарселона
Аликанте422490
Жирона721105
Бильбао395560
Валенсия352355
Толедо71655
Мурсия401590
Малага544980
Гранада434930
Кадис6631150
Кордова400905
Севилья5381030
Уэльва6321120
Бадахос401940
Понтеведра6231090
Корунья609940
Леон333720
Вальядолид193675

Таблица 10. Удаленность Мадрида и Барселоны от некоторых европейских столиц, км

Европейская столицаМадридБарселона
Лиссабон5801160
Париж16301050
Рим18601280
Лондон22301650
Берлин24001820
Берн1480900
Брюссель19201340
Вена22701690
Стокгольм32002620
Афины36103030

Развитие транспортных связей Мадрида стало важным ещё тогда, когда он был объявлен столицей, и, хотя первая в стране железная дорога в стране была построена в 1848 г. между Барселоной и её промышленным спутником - Матаро, обеспечение качественного сообщения Мадрида с главными периферийными городами имеет первостепенную важность. Так, вслед за Францией в Испании в 1992 году была введена в строй сверхскоростная железнодорожная магистраль Мадрид - Севилья (скорость движения - 250 км/ч). И сейчас существуют планы строительства новых подобных линий. Одной из важнейших магистралей является магистраль, связывающая Мадрид с Барселоной через Сарагосу и далее ведущая во Францию (Пор Бу). По этой дороге из Каталонии во внутренние области поступают машины, ткани, различные промышленные товары и импортное сырьё. В обратном направлении движутся сельскохозяйственное сырьё и продовольствие.

Таким образом, если учитывать только транспортное сообщение, можно сказать, что в Барселоне с её выгодным транспортно-географическим положением имеют большее значение международные связи, в то время как Мадрид ориентирован, прежде всего, на связи внутри страны. (Рис.10,11)

Однако при рассмотрении международных связей в целом, роль Мадрида оказывается очень значительной. Тогда как для Барселоны в структуре третичного сектора экономики преимущественное значение имеют торговые и туристические услуги, Мадрид - центр деловой активности, привлекает огромное количество инвестиций. После интеграции страны в общеевропейский рынок на Мадрид пришлась почти половина всех иностранных капиталовложений, направленных в Испанию после либерализации политического режима и вхождения страны в ЕЭС. Причем 66% инвестиций было направлено на развитие финансовых институтов и страхование. 9% - в торговлю и гостиничное хозяйство, что укрепило главенствующие позиции Мадрида в экономике, и в первую очередь, в сфере услуг. [5]

Подводя итог, можно сказать, что Мадрид и Барселона, безусловно, являются самыми крупными в экономическом отношении городами Испании. При этом характеристики их географического положения в большинстве своем противоположны. Главным противопоставлением, ещё со времени основания городов, стало их расположение на полуострове - Мадрида - в центре, а Барселоны на периферии. Это, а также климатические особенности, можно считать первопричиной того, что исторически города развивались совершенно разными путями: Мадрид - как столица испанской монархии, Барселона - как центр ремесла и торговли. В результате на современном этапе своего существования Мадрид и Барселона имеют различную структуру экономики, но оба города достигли практически одинакового очень высокого уровня экономического развития.

О большом международном значении городов можно судить по числу конгрессов и конференций, а также других мероприятиях мирового значения, которые в них проводятся. Так, по данным Международной Ассоциации Конгрессов и Конференций (ICCA) Барселона в 1997 г. стала лидером среди городов мира по числу проведенных здесь международных конгрессов (48), с числом делегатов более 2000 человек, обогнав Сидней, Лондон, Копенгаген и Гонконг. Эти мероприятия принесли городу 38400 млн. песет, что на 10% больше по сравнению с 1996 годом. В 1992 году в Барселоне проводились Олимпийские игры, а Мадрид был объявлен ЮНЕСКО одним из культурных центров мира.

Автор
Содержание
Назад
Далее
Главная
Hosted by uCoz