|
|
|
|
| ||||||||||
1.2 Итоги инвестиционной деятельности СССР на Кубе Благодаря взаимодействию с СССР на острове было построено более 400 хозяйственных объектов. В общем объёме экономического содействия Союза на долю ведущего сектора Кубинской экономики - агропромышленного комплекса - пришлось 16,5%. Суммарная ёмкость построенных при участии Советского Союза водохранилищ превысила 6,2 млрд. куб. м. Половина площадей орошалась с использованием техники советского производства. При участии советской стороны на Кубе было построено три завода химических удобрений совокупной мощностью более 1 млн. т продукции в год. При советском техническом содействии в 1971 году был создан тростниковоуборочный комбайн, а в 1977 году построен и пущен в эксплуатацию завод по его производству. За 12 последовавших лет было выпущено около 6 тысяч машин, что способствовало повышению степени механизации уборки сахарного тростника до 71% по сравнению с 45% в 1980 году). За годы сотрудничества была проведена реконструкция 156 сахарных заводов, причём в 1981-1987 годах было построено 9 новых заводов общей мощностью 1 млн. т в год. Увеличивавшаяся масса побочных продуктов, как следствие роста масштабов переработки сахарного тростника и цитрусовых заставила СССР и Кубу приступить к организации производства на кубинской территории ряда нетрадиционных дорогостоящих продуктов. Это прежде всего завод по выпуску фурфурола, получаемого из багасо и используемого в химических производствах, в частности резинотехническом, мощностью 5 тыс. т в год. К концу 80-х годов были подготовлены проекты заводов по выпуску лизина и лимонной кислоты мощностью 5 тыс. т в год каждый, а так же завершились подготовительные работы по созданию на острове производства по выпуску пектина. Масштабные преобразования претерпел топливно-энергетический комплекс Кубы, одно из "уязвимых мест" экономики острова. Так в электроэнергетике за тридцатилетний период сооружены электростанции суммарной мощностью 2,2 млн. кВт. В целом мощности, возведённые при советском техническом содействии обеспечивали 45% производства электроэнергии острова. Так же создана единая национальная энергосистема (2 тыс. км ЛЭП, трансформаторные станции и т.д.) В топливном секторе особенно активно взаимодействие развивалось в 89-е годы. В результате появились НПЗ в Сьенфуэгосе, комбинат смазочных масел в Сантьяго-де-Куба, причальные сооружения с установками по приёму нефти и отгрузке нефтепродуктов в вышеупомянутых городах, морские сооружения пункта слива-налива мазута с наземными базами в бухтах Нипе и Матанзас, рассчитанные на приём супертанкеров. Сотрудничество велось и в области цветной металлургии. В начале 80-х годов была проведена реконструкция и капитальный ремонт никелевых заводов в Никаро и Моа. В 1986 году была пущена первая линия построенного при содействии Cоюза никелевого завода в Пунта-Горда. В это же десятилетие началось строительство никелевого комбината Лас-Камариокас мощностью 30 тыс. т. Взаимодействие с СССР по сути привело к созданию чёрной металлургии на острове. Если в 1960 году производство стали на Кубе равнялось лишь 28 тыс. т, то к 1985 году оно возросло почти в 15 раз, составив свыше 400 тыс. т. Советская сторона принимала активное участие в исследовании сырьевой базы кубинской промышленности путём проведения широкомасштабных геологоразведочных работ. . До 1959 года территория Кубы в геологическом отношении была изучена лишь на 5%. К 1989 году этот показатель увеличился до 44%. Техническое содействие СССР привело к созданию на Кубе относительно развитого машиностроительного комплекса. Построенные при советском участии предприятия выпускали широкий спектр необходимых для функционирования кубинской экономики машин и механизмов. За годы инвестиционного сотрудничества были введены в строй крупнейший в регионе текстильный комбинат в Сантьяго-де-Куба, хлопкопрядильная фабрика "Баланс", реконструированы 7 текстильных предприятий. К 1990 году на советском оборудовании выпускалось 55% пряжи и 60% тканей, произведённых на острове. СССР оказывал техническое содействие в области транспорта и связи: было проложено около 800 км железнодорожных путей, свыше 1,7 тыс. км кабельных линий связи. Так же проводились работы в сферах морского и воздушного транспорта. В целом длительное сотрудничество с кубинцами содействовало экспорту и закреплению на Кубе советских технологий и стандартов. При этом удалось достичь неплохих результатов в налаживании производства нехарактерной для нас продукции. Технический менталитет значительной части кубинских инженеров, техников, рабочих так же складывался под нашим влиянием.
| ||||||||||||||
|
|
|
|
|