|
|
|
|
| ||||||||||
1.2 Необходимость новых направлений развития туризма. Критерии устойчивого туризма С начала 1990-х гг. в развитии туризма весьма заметными стали две взаимосвязанные мировые тенденции. Во-первых, глобальное распространение высокотехнологичных стандартизованных туристских услуг и одновременно некоторая диверсификация спроса, проявляющаяся как закономерная контртенденция. Во-вторых, высокий темп роста в сравнительно новом сегменте рынка - экологическом туризме. Его рост по оценке ВТО составляет от 5-7% в год. [6] Экологический туризм - один из удачных примеров реализации принципов устойчивого развития в туризме. Устойчивый туризм - такое направление развития туризма, которое позволяет удовлетворять нужды туристов сейчас, учитывая интересы принимающего региона и позволяющего сохранить эту возможность в будущем. При этом предусматривается управление всеми ресурсами таким образом, чтобы экономические, социальные и эстетические потребности удовлетворялись с поддержанием культурной и экологической целостности, без нанесения вреда биологическому разнообразию и системам жизнеобеспечения[23]. Поэтому возникает вопрос о том, что сейчас по своей сути большинство видов туризма не соответствует критериям устойчивого развития, и необходим переход на новые принципы (см схему 1).
Схема 1: Направления перехода к устойчивому туризму [ЮНЕП] Необходимость устойчивого развития туризма с каждым годом становиться все заметнее, так как все очевиднее негативные стороны влияния сферы туризма, а положительные эффекты не так значительны, как были раньше. Остановимся на некоторых из них. Воздушный и автомобильный транспорт консолидируют 85% всех перевозок, при этом особо остро становятся заметны следующие проблемы: вред атмосфере, проблема выбросов СО2 и разрушения озонового слоя. По оценкам экспертов половина разрушительного воздействия на атмосферу земли в 2015 г. [22] будет связано с авиационным транспортом, помимо этого с точки зрения устойчивого туризма для уменьшения отрицательного воздействия на озоновый слой со стороны туристской индустрии необходимо не использовать или заменить некоторый типы ходильно-морозильных камер и кондиционеров. Парниковый эффект и связанные с ним последствия (повышения уровня мирового океана, подтопления прибрежных территорий, а следовательно нарушение многих курортных зон) также имеют определенное отношение к туризму, так в частности 2,5% выбросов СО2 сейчас связаны с воздушным транспортом, который развивается очень быстрыми темпами. ЮНЕП реализует программу по эффективности использования энергии, применении её альтернативных источников, сокращении вредных выбросов в окружающую среду, в том числе и на разных видах транспорта, непосредственно связанных с туризмом. Зависимость от изменений в окружающей среде в туризме может выражаться не только привлекательностью того или иного места, но и иметь более масштабные последствия. Так климатические изменения могут приводить к уменьшению снежного покрова на горнолыжных курортах, увеличению засушливости и повышению средних летних температур в некоторых азиатских и средиземноморских регионах. Большой Барьерный риф, который является весьма заманчивым природным объектом для туристов и исследователей, приносит туристской индустрии региона 620 млн. дол. в год, но загрязнение мирового океана наносит ему разрушающее воздействие в течение последних 20-ти лет. Туризм может превращать местные культуры в предметы потребления, религиозные ритуалы, традиционные этнические обряды и фестивали видоизменяются, чтобы соответствовать туристским ожиданиям. Приспособление местных и национальных особенностей под туристов одна из негативных тенденций. Поэтому в рамках устойчивого туризма сами туристы должны подстраивать себя и быть готовыми к восприятию местной кухни, культуры (обрядов, традиций) и образа жизни таким, какой он существует на протяжении многих лет. Необходимыми становятся элементы обучения и подготовки к различиям между "западным" и традиционным (местным) образом жизни, во многом ему противоположном. Столкновение культур людей из разных регионов мира, что является неотъемлемой частью туризма, не должно принимать острых форм, основанных на превосходстве одной из них, а тем более базироваться на различиях в национальностях, расах, религии, языках и уровне образования. Одна из целей устойчивого туризма культурный обмен. Был выведен индекс уровня раздражения, в основе которого лежит предположение, что раздражение, возникающее при контакте между туристом и местным жителем, неизбежно и его следует контролировать. Этот индекс охватывает четыре уровня реакции аборигенов [9].
В некоторых странах туристы игнорируют существующие моральные ценности, так во многих мусульманских странах, где женщины обязаны соблюдать ряд правил в одежде, европейцы одеваются в соответствии со своими представлениями (короткие юбки, шорты и т.п.). Но навстречу должны идти и местные власти, в целях привлечения туристов снимать или смягчать некоторые ограничения. Как правило, с ростом прибытий туристов идет распространение потребления алкоголя, наркотиков и табака (часто в развитых странах более строгое законодательство, возможность получить легкий доступ может служить одним из мотивов путешествия). Один из негативных экономических эффектов туризма - необходимость в большом количестве малоквалифицированных работников (горничных, официантов, садовников и т.п.), но которые за счет иностранных туристов получают нередко больше, чем более подготовленные сотрудники в других отраслях местной экономики, не связанных с индустрией туризма. Одно из подтверждений этому, Таман Негра, национальный парк в Малайзии, средняя заработная плата сотрудников парка составляла 120 ам. дол., тогда как другие малазийцы живущие поблизости (основной их сферой деятельности является с/х) лишь около 40. Хотя неправильно думать, что малоквалифицированный труд, использование подростков и женщин, высокая сезонность полностью характеризуют занятость в индустрии туризма, с точки зрения устойчивого туризма повышение квалификации работников, создание новых перспективных вакансий и возможности карьерного роста являются важными задачами. Так же как и повышение производительности труда и изменение стереотипов о работе в туризме. Внедрение современных систем, компьютеризация, повышение технологоемкости отрасли, быстрое развитие информационного обеспечения - ближайшие цели развития устойчивого туризма. При развитии туризма возникают конфликты в области использования таких ресурсов, как вода и земля. Наиболее остро такие проблемы стоят в прибрежных зонах, как основных по привлечению туристов, но где концентрируется большая часть населения, где туристские объекты могут препятствовать развитию местного рыболовства и сельского хозяйства. Так в среднем туристы в Средиземноморье (где водные ресурсы ограничены) расходуют 200 литров воды в день [21]. Весьма серьезной социально-экономической проблемой развития туризма является рост криминализации (наличие большого числа дорогостоящих предметов у туристов: камер, фотоаппаратов, телефонов, украшений при часто весьма бедственном положении местных жителей провоцируют ограбления и более серьезные преступления). Все выше перечисленные проблемы, связанные с развитием туризма и вынуждают говорить о необходимости перемен, новых направлениях. Устойчивый туризм видится одним из перспективных среди них, позволяющих уменьшить остроту или решить большой комплекс проблем. Теория устойчивого развития не только привлекает внимание научной общественности в последнее десятилетие (сотни конференций, тысячи монографий, учебников и пр.), но является вполне "практичной". [1] Цивилизованные страны выразили готовность следовать намеченному курсу, а государственные и международные документы оперируют понятием "устойчивое развитие" в качестве идеологической основы. В туризме принципы устойчивости были сформулированы ВТО и Всемирным советом по путешествиям и туризму (ВСПТ). Они сводятся к экологической, культурной, экономической устойчивости, а также устойчивости для местных сообществ. Концепция достижения устойчивого развития в 21 веке была обсуждена и получила одобрение на конференции ООН "Окружающая среда и развитие" в Рио-де-Жанейро в 1992 году. На этой исторической конференции бала создана Программа "Повестка дня на 21 век". Новая программа оказала большое влияние на многие слои нашего общества. Идея устойчивого развития стала политической целью и вдохновила многие программы природоохранных мероприятий на международном, региональном/ национальном и местном уровнях. В соответствии с программой "Повестка дня на 21 век" все отрасли промышленности должны взять на себя определенную долю ответственности за окружающую среду. Туристская отрасль, соответственно, должна самостоятельно стремиться к охране природы и культуры как основ своего бизнеса. Точно также органы управления, отвечающие за вопросы туризма, и клиенты несут ответственность за достижение указанных целей. В 1995 г. ВСПТ, ВТО и Совет Земли опубликовали совместный отчет "Повестка дня на 21 век" для Индустрии туризма и путешествий - Навстречу экологическому устойчивому развитию". В нем были перечислены 10 приоритетных направлений работы для отрасли туризма и путешествий с целью достижения устойчивого развития. На практике это означает, что все туристические компании должны осуществить предложенные мероприятия для достижения долгосрочного устойчивого развития. В Европе также велись работы с концепцией устойчивого туризма. В течение 1994-1997 годов Совет Европы опубликовал три рекомендации по вопросам политики устойчивого туризма: "Генеральный курс для устойчивого и экологически безопасного развития туризма", "Политика устойчивого развития туризма в природоохранных территориях", "Политика развития устойчивого и экологически безопасного туризма в прибрежных территориях" [17]. При создании элементов туристской инфраструктуры с учетом устойчивого туризма, а именно бережного отношения к окружающей среде, экономии ресурсов, использовании энергосберегающих технологий, надо, помнить, что он может обеспечивать дополнительный экономический эффект, и это необходимо учитывать при долгосрочном бизнес планировании. Итак, выделим главные принципы устойчивого развития туризма:
| ||||||||||||||
|
|
|
|
|