Автор
Содержание
Назад
Далее
Главная
1.2. Общероссийские тенденции в изменении структуры земельного фонда

В ходе современной земельной реформы в Российской Федерации изменилась структура земельного фонда страны. В этой работе мною будут прослеживаться изменения за десятилетний период - с 1990 по 2000 гг, а в настоящем параграфе - изменения с точки зрения России в целом. Итогом и будет рассмотрение абсолютного или относительного изменения площадных характеристик различных категорий земель с кратким анализом причин этого процесса. Но упомянутый анализ провести сложно без рассмотрения соответствующих изменений и их причин по отдельным годам, что и предполагается в этом параграфе. Главным источником в данном случае являются государственные (национальные) доклады о состоянии и использовании земель Российской Федерации.

Общая площадь РСФСР в 1990 году составляла 1707577 тысяч га, или 1 млрд, 707 млн га. Столько же (1 млрд, 709 млн га) - и в 2000 году, что естественно.

Таблица 1. Общероссийские изменения в структуре земельного фонда с 1990 по 2000 гг (млн га)

Категории земельПлощадь, млн.га 1990г.Площадь млн.га 2000г.Изменение площади 2000 к 1990 г., млн.гаИзменение площади 2000 к 1990 г., %
РФ в целом1707,01709,0+2,0100,1
Земли сельскохозяйственногоназначения637,7440,1-196,669,0
В т.ч. с/х угодья210,0220,1+10,1104,8
В т.ч. пашни131,1125,0-6,195,3
Земли населённых пунктов7,518,6+11,1248
Земли промышленности и иного несельскохозяйcтвенного назначения15,517,4+1,9112,0
Земли лесного фонда895,01059,8+164,8118,3
Земли особо охраняемых природных территорий17,431,6+14,2181,6
Земли водного фонда4,027,7+23,7692,5
Земли запаса130,3114,4-15,987,8
Источник: данные Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству

Земли сельскохозяйственного назначения в 1990 году составляли 37,7% от общей площади. Большую площадь насчитывали лишь земли лесного фонда - более половины (52,4%). 7,6% - показатель земель запаса. Остальные земли (населённых пунктов, промышленности, особо охраняемых природных территорий, водного фонда) не набирали и одного процента.

На 31% уменьшились за десять лет земли сельскохозяйственного назначения (табл.1) и составили на 1 января 2000 года 440,1 млн га. Произошло, правда, увеличение площади сельскохозяйственных угодий в числе земель сельскохозяйственного назначения почти на 5% и уменьшение в числе сельскохозяйственных угодий площади пашни тоже на 5%. Глобальные относительные изменения претерпели также земли водного фонда (выросли почти в 6 раз). В абсолютных показателях более всего прибавилось земель лесного фонда - в 2000 году площадь земель этой категории перевалила за 1 млрд га. В два с половиной раза увеличилась площадь земель населённых пунктов, а также на 80% увеличилась площадь особо охраняемых природных территорий. Незначительно увеличилась площадь земель промышленности и иного несельскохозяйственного назначения. Произошло сокращение площади земель запаса. Итак, чем же были вызваны такие изменения?

За четверть века, предшествовавшую проведению земельной реформы, в использовании земельного фонда Российской Федерации произошли значительные изменения. Неуклонно уменьшалась площадь земель сельскохозяйственных предприятий: с 1965 года по 1990 год она сократилась на 47,3 млн га. Площадь, закреплённая за лесохозяйственными предприятиями, за этот период уменьшилась на 12,0 млн га. Произошёл рост земель под населёнными пунктами на 2,5 млн га. Земли промышленности увеличились за указанный период на 13,4 млн га, земли водного фонда - соответственно на 4,0 млн га.

Проведение земельной реформы в России непосредственно связано с изменением всей системы сложившихся земельных отношений на основе введения многообразия и равенства форм собственности и форм хозяйствования на земле, что отразилось на структуре земельного фонда.

Земли сельскохозяйственного назначения

Рассмотрим изменение площади земель сельскохозяйственного назначения.

Земли сельскохозяйственного назначения - это земли, предназначенные и предоставленные для нужд сельского хозяйства, за чертой населённых пунктов. Земли данной категории, выступающие как основное средство производства продуктов питания, кормов для скота, сырья, имеют особый правовой режим и подлежат особой охране, направленной на сохранение их количества, предотвращение негативных воздействий на них и на повышение плодородия почв.

Земли сельскохозяйственного назначения предоставляются сельскохозяйственным предприятиям, организациям для сельскохозяйственного производства, научно-исследовательских и учебных целей, а также гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса скота.

Земли сельскохозяйственного назначения выделяются родовым общинам, семьям коренных малочисленных народов, казачьим обществам. В число земель данной категории входят сельскохозяйственные угодья - земельные угодья, систематически используемые для получения сельскохозяйственной продукции. Сельскохозяйственные угодья подлежат особой охране, перевод их в другие категории для несельскохозяйственных нужд допускается в исключительных случаях.

Как было сказано выше, из всех категорий именно площади земель этой категории сократились больше всего и в абсолютных, и в относительных показателях. За первые два года реформ уменьшение их составило 18,8 млн га (с 639,1 до 620,3 млн га), что связано в основном с передачей земель в ведение сельских (поселковых) Советов народных депутатов, расширением городов, передачей неиспользуемых земель в запас.

За два года земельной реформы произошли значительные структурные изменения в данной категории земель. Площадь, занимаемая колхозами, сократилась с 139,5 млн га в 1990 году до 83,2 млн га в 1993 году, совхозов - с 467,3 млн га до 312,1 млн га. За счёт этого возросли площади земель занимаемых акционерными обществами, кооперативами, ассоциациями, прочими предприятиями (включая совместные) на 128,6 млн га. Площадь земель под крестьянскими и общинно-родовыми хозяйствами (включая крестьянские хозяйства, созданные на базе реорганизованных колхозов и совхозов) возросла более чем в 500 раз и составила 54,8 млн га.

Возросли площади земель, занимаемые личными подсобными хозяйствами, служебными наделами, индивидуальным жильём и дачно-строительными кооперативами. По состоянию на первое января 1993 года они составили 6,8 млн га. Под коллективное садоводство и огородничество за указанный период дополнительно выделено 0,7 млн га земель.

Через год (в 1994 году) было зафиксировано увеличение общих площадей сельскохозяйственных земель, связанных в основном с передачей им во временное пользование оленьих пастбищ из состава земель лесного фонда в некоторых регионах страны.

Территориальное преобладание земель сельскохозяйственного назначения наблюдается в средней полосе и южных регионах России. 66,1% в 1994 году пришлось на долю пашни во всей структуре сельскохозяйственных угодий. Продолжали передаваться неиспользуемые земли запаса в аренду сельскохозяйственным предприятиям, за счёт чего площадь сельскохозяйственных угодий выросла на 66,4 тыс га.

В 1995 году произошло увеличение на 1,7% земель сельскохозяйственного назначения (составило 667,7 млн га). Всего же с 1990 года площадь этих земель увеличилась на 28,7 млн га.

Несмотря на то, что землепользователи этой категории непосредственно занимаются сельскохозяйственным производством, доля сельскохозяйственных угодий в их общей площади составляет 27,9% (186,6 млн га (произошло уменьшение площади по сравнению с 1994 годом на 15%)), а пашни 18,4% (122,9 млн га (в 1994 - 131,6), то есть две трети сельскохозяйственных угодий.

Наблюдается постоянное сокращение сельскохозяйственных угодий по различным причинам. За последние три года резкое их уменьшение вызвано проведением земельной реформы и, в частности, передачей земель в ведение сельских органов власти и созданием фонда перераспределения земель. Наиболее существенные изменения в структуре земель сельскохозяйственного назначения в этот период связаны с трансформацией оленьих пастбищ, на долю которых приходится 37,9%.

Общая площадь земель сельскохозяйственных предприятий, организаций и граждан на 1 января 1996 года составила 656,7 млн га, то есть на 12 млн га меньше, чем на ту же дату предыдущего года. Это означает возвращение к уровню двухгодичной давности - в 1994 году площадь этой категории земель также исчислялась 656,7 млн га.

За последние пять лет их площадь в целом увеличилась на 17,6 млн га. Это произошло за счёт перераспределения земель между категориями и, в первую очередь, за счёт передачи земель в аренду для сельскохозяйственного использования из состава лесного фонда и госзапаса (оленьи пастбища).

В то же время была проведена работа по передаче земель в ведение сельских и поселковых органов власти, в результате чего площадь сельскохозяйственных угодий уменьшилась почти на 27,0 млн га, а пашни - на 9,5 млн га. Сокращение сельскохозяйственных угодий продолжается за счёт отвода их для несельскохозяйственных нужд. За период 1990-1995 гг для этих целей было отведено 435,0 тысяч га сельскохозяйственных угодий, в том числе 202 тысячи га пашни.

В следующем году происходили такие же процессы; площадь сельскохозяйственных угодий уменьшилась совсем незначительно.

В последующие два года (1998-1999 гг) в связи с изменениями в законодательстве Госкомстатом России утверждена новая форма учёта земель, что привело к значительным изменениям в структуре земельного фонда страны. В наибольшей степени это затронуло площади земель сельскохозяйственного назначения и лесного фонда.

В соответствии с этим, например, более 180 млн га земель под лесной растительностью, ранее учитываемых в категории земель сельскохозяйственного назначения, учтены в категории земель лесного фонда. Аналогичным образом в этой категории учтено около 17 млн га, ранее включаемых в категорию земель населённых пунктов с землями, переданными в ведение органам местного самоуправления. Итак, в 1999 году площадь земель сельскохозяйственного назначения составила 454,9 млн га.

Наконец, последние данные были получены год назад. Анализ данных государственной земельной отчётности показывает, что в 1999 году продолжалось перераспределение площадей всех категорий земель. Территориальные органы Госкомзема России проводили работу по приведению категорий земель в соответствие с лесным, водным и земельным законодательством. Кроме того, уточняются площади категорий земель по результатам их инвентаризации.

По сравнению с 1998 годом площадь земель сельскохозяйственного назначения сократилась на 14,9 млн га. Это сокращение объясняется прежде всего тем, что во исполнение лесного законодательства осуществлялся перевод участков леса, ранее находившихся в бессрочном пользовании сельскохозяйственных предприятий, в земли лесного фонда.

Следует отметить, что работы по переводу таких земель будут переводиться и в дальнейшем, и на сегодняшний день в составе земель сельскохозяйственного назначения присутствуют значительные площади, подлежащие передаче в лесной фонд. На сокращение площадей данной категории земель также повлиял процесс их перевода в категорию земель запаса.

В последние годы площади сельскохозяйственных угодий в Российской Федерации неуклонно снижались. По сравнению с 1998 годом в 1999 году они уменьшились на 10,5 тысяч га. Основная причина - неиспользование продуктивных земель и, как следствие, их зарастание кустарником, мелколесьем и лесом. Причиной вывода угодий из разряда продуктивных является также их полная деградация в результате нерационального применения и влияния негативных процессов, получивших широкое развитие в связи с резким сокращением мероприятий по защите ценных земель от водной и ветровой эрозии, подтопления, заболачивания и других процессов.

Земли лесного фонда

Следующей категорией земель, занимающей в Российской Федерации первое по площади место, являются земли лесного фонда. В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации леса, за исключением расположенных на землях обороны и землях населённых пунктов, а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные и нелесные земли), образуют лесной фонд.

В 1990 году эти земли составляли в общей структуре земельного фонда 52,4%. А в 2000 году доля земель лесного фонда увеличилась до 61,9%, составив 1 млрд, 60 млн га против 895 млн га в 1990 году. Однако не всё время в течение десяти лет росло это число. Что же происходило в этот период?

Вплоть до 1997 года площадь лесного фонда почти всегда неуклонно сокращалась (исключение - 1996 год) в среднем примерно на 20 млн га. Это связано прежде всего с выделением площадей данной категории земель для сельскохозяйственного использования.

Следует сказать, что, когда называется цифра в 843,3 млн га земель (или около того) или 49,3%, имеется в виду не весь лесной фонд, а земли, находящиеся в ведении лесохозяйственных предприятий. В весь же лесной фонд входит более 1 млрд га. Но для удобства (так как около 300 млн га используется нелесохозяйственными предприятиями, организациями и учреждениями), будем называть лесным фондом первую категорию.

По сравнению с 1992 годом площадь этой категории земель сократилась на 35 млн га. Основную долю этих земель составляют лесные площади - 74,1% в 1994 году (625,9 млн га). Из них покрыты лесом и несомкнувшимися лесными культурами 576,3 млн га, или 68,3% лесохозяйственных земель.

В следующем году (1995) снова наблюдалось небольшое сокращение площади. Нужно учитывать, что ежегодно при подсчётах площади земель лесного фонда не включаются в этот показатель земли этого вида, находящиеся во временном пользовании (аренде) и относящиеся таким образом временно к другой категории земель. А это примерно полторы стони миллионов га.

Многие лесные площади (около 50 млн га) за время земельной реформы были переданы в категорию земель особо охраняемых территорий (заповедники, национальные парки, лесопарки).

В 1998 году в связи с ранее упоминавшимися изменениями в законодательстве земли лесного фонда получили более 180 млн га и превысили 1 млрд га.

В 1999 году продолжились работы по передаче земель, подлежащих включению в лесной фонд, из других категорий земель. Во исполнение лесного и земельного законодательства предавались в категорию лесные участки, находящиеся в пользовании сельскохозяйственных предприятий. Заросшие лесом сельскохозяйственные угодья исключались из состава земель сельскохозяйственного назначения, пополняя лесной фонд. Осуществлялся возврат земель лесного фонда, предоставленных для нужд промышленности. На основании пересмотра границ населённых пунктов происходило включение в земли лесного фонда участков леса, располагавшихся ранее в черте поселений. В результате этих мероприятий площадь земель лесного фонда возросла на 13,5 млн га.

Работы по обследованию участков лесных площадей для последующего включения их в лесной фонд или, напротив, исключения из его состава будут продолжены. Так, по данным государственного земельного учёта, по состоянию на 1 января 2000 года в категорию земель сельскохозяйственного назначения входит более 50 млн га площадей, на которых для дальнейшей передачи в лесной фонд требуется провести лесоустройство. В черте городов, посёлков городского типа подлежат исключению из лесного фонда около 600 тысяч га. В состав земель лесного фонда входят большие территории, имеющие природоохранное и научное значение, которые могут передаваться в категорию земель особо охраняемых природных территорий.

Земли населённых пунктов

Площадь земель населённых пунктов до 1990 года в течение 25 лет постепенно росла и составила 7,5 млн га, что равнялось 0,4% земельного фонда Российской Федерации.

В эту категорию включены земли, расположенные в пределах городской и поселковой черты, а также черты сельских поселений.

Земельная реформа, проводимая в России, в значительной мере отразилась и на землях населённых пунктов. За 1991-1992 гг было передано в ведение сельских (поселковых) Советов народных депутатов и под расширение городов 28,8 млн га. Сельские (поселковые) Советы народных депутатов получили в своё ведение дополнительно 11,2 млн га сельскохозяйственных угодий.

В итоге в 1993 году площадь этих земель составила 36,2 млн га. За два года было включено земель в 12 раз больше, чем за весь 25-летний период. С тех пор вплоть до 1998 года эта цифра менялась лишь в пределах 1-2 млн га.

За 1993 год земли населённых пунктов возросли за счёт передачи в эту категорию земель сельскохозяйственных предприятий и сельскохозяйственных угодий лесного фонда.

Во исполнение Указа Президента РФ "О дополнительных мерах по наделению граждан земельными участками" от 23.04.93 № 480 органами Роскомзема проводится работа по инвентаризации земель, в том числе и переданных в ведение сельских администраций, с целью определения возможностей их предоставления гражданам для индивидуального жилищного строительства, садоводства, личного подсобного хозяйства и иных целей.

В 1998 году в связи с установлением новой формы учёта земель 17 млн га земель населённых пунктов перешло в категорию земель лесного фонда. Осталось 20,1 млн га. Земли же непосредственно городов и посёлков так и были в течение всех лет реформы на уровне 7,4-7,6 млн га.

В 2000 году площадь земель этой категории составила 18,6 млн га, или 1,1% земельного фонда РФ. Получается, что за рассматриваемый нами период (10 лет) площадь этих земель выросла в два с половиной раза. По сравнению с прошлым годом произошло сокращение площади всё по тем же причинам. Проводилась также инвентаризация земель.

Земли запаса. До 1990 года происходило увеличение также и площадей земель запаса. В эту категорию входят земли, не учтённые в других категориях. Они увеличились на 39,4 млн га и к концу 1990 года составили 130,2 млн га. Это связано в основном с передачей деградированных земель лесохозяйственных и сельскохозяйственных предприятий в данную категорию земель. За два года реформы площадь этих земель сократилась примерно на 10%, что было вызвано в основном переводом в категорию земель водного фонда крупных рек и озёр.

К 1994 году сокращение площади земель запаса было вызвано предоставлением их сельскохозяйственным предприятиям и гражданам для временного пользования.

Сокращение площади земель запаса происходило до 1995 года, когда она составила лишь 77,3% от уровня 1990 года. Затем происходил рост до 2000 года. В 2000 году эта цифра была примерно 87% от уровня 1990 года.

В 1995 году в данную категорию был включён фонд перераспределения земель, с чем и связан рост. В 2000 году наблюдалось снова падение площади, что связано из-за исключения из её состава в земли водного фонда 7,8 млн га. Но с 1994 года земли запаса безостановочно пополнялись сельскохозяйственными угодьями, то есть землями сельскохозяйственного использования.

Вообще, на этом целесообразно закончить разговор о землях запаса в рамках этого исследования, так как не вполне понятно, что они из себя представляют и какие земли в них входят, а выяснение этих обстоятельств не входит в задачи данной работы.

Земли промышленности, транспорта, связи и иного несельскохозяйственного назначения. Наименьшим изменениям за 10 лет подверглись земли промышленности, транспорта, связи и иного несельскохозяйственного назначения. Эти земли предоставляются предприятиям промышленности, энергетики, под транспортные артерии, для обеспечения обороноспособности страны, под объекты связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения. Земли данной категории расположены за чертой населённых пунктов.

В 1990 году они составляли 0,9% от всей площади. С 1965 по 1985 гг происходило увеличение земель промышленности и иного назначения (на 7,0 млн га) в основном за счёт роста площадей под заповедниками и заказниками. В 1990 году в соответствии с новым земельным кодексом 11,3 млн га, занимаемые в основном заповедниками, были переведены в новую категорию земель - предприятия, организации и учреждения природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, или земли особо охраняемых природных территорий.

До 2000 года эти земли почти не претерпевали никаких изменений.

Земли особо охраняемых природных территорий

На 80% за 10 лет увеличились площади земель особо охраняемых природных территорий (ООПТ), которые в 1990 году были примерно на уровне предыдущей описываемой категории (примерно 0,9% от общей площади).

Категория земель ООПТ включает участки земли, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое и оздоровительное значение. К ним относятся государственные природные заповедники, национальные и природные парки, государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты. Для этой категории земель установлен режим особой охраны.

Эта категория земель была впервые введена в 1990 году после принятия Земельного Кодекса. Ранее эти земли учитывались в категории земель промышленности. В этой категории земель в течение всех десяти лет наблюдался неуклонный рост. В целях их сохранения они изымаются полностью или частично из хозяйственного использования и гражданского оборота.

Последующий рост до 2000 года был вызван созданием новых заповедников и национальных парков, а также отводом земель других категорий в заповедники, национальные парки и другие объекты особо охраняемых территорий.

Земли водного фонда

Значительные изменения претерпели земли водного фонда, причем только за первые два года реформ они выросли на 350%, а затем, в течение неуклонного роста до 2000 года, они составили в этом году 700% от уровня 1990 года.

К землям водного фонда относятся земли, занятые водными объектами, а также земли, выделяемые под полосы отвода гидротехнических и иных сооружений, необходимых для использования водных объектов.

Земли данной категории используются для водохозяйственнных, сельскохозяйственных, рыбохозяйственных, транспортных и других государственных и общественных потребностей.

В первые годы рост земель водного фонда происходил преимущественно за счёт изъятия земель из состава лесохозяйственных и сельскохозяйственных предприятий и земель запаса, к ним были отнесены крупные водоёмы, гидротехнические и другие водохозяйственные сооружения, ледники, болота.

Затем вплоть до 2000 года площадь этих земель существенно не менялась. По данным государственного земельного кадастра площадь под водными объектами в целом по Российской Федерации составляет 211,1 млн га, из них на долю земель под болотами приходится 66%. Однако отсутствие земельного законодательства, регулирующего вопросы перевода земель из одной категории в другую, не позволяет, в настоящее время, включить их в состав земель водного фонда.

В 2000 году после проведения работ по определению площадей земель под водными объектами на территории Ямало-Ненецкого автономного округа проведена передача из категории земель запаса в водный фонд площади 7,8 млн га.

Автор
Содержание
Назад
Далее
Главная
Hosted by uCoz