Автор
Содержание
Назад
Далее
Главная
Глава 1: Историко-географический анализ становления и развития научно-технической сферы в странах "мировой триады"

1.1 Особенности становления научно-технической деятельности в Западной Европе, США и Японии

Развитие и становление науки и научно-технической деятельности напрямую связано с развитием человеческого общества. Развитию знаний способствовали интенсивные контакты, обмен информацией между различными народами и цивилизациями.

Первые зачатки науки появились в Древней Греции в VI-V вв. до н.э., в средневековый период развитие в основном происходило в Средней Азии. Ученые не только сохранили, но и преумножили древнегреческие знания в некоторых областях науки. Современная же наука начала складываться в XV-XVI вв. под влиянием экономических и культурных факторов. Она была неразрывно связана с внедрением экспериментальных исследований и объединением математики и естествознания.

Центром зарождения мировой науки стала Европа. В этот период наблюдался значительный интеллектуальный подъем во многих европейских странах. Особое место в формировании науки занимали средневековые университеты. Их возникновение было связано с ростом потребностей в знаниях, которому соответствовали рост городов и зарождение городской культуры. Первый университет был создан в Каире в 950 г. В Европе они возникли позже. В 1088 г. появился Болонский университет, в XII в. открылись Парижский и Оксфордский университеты. К концу XV в. в Европе насчитывалось более 40 университетов, а к началу XVII в. - более 80. В них производились первые исследования в различных областях науки профессорами университетов.

Университеты возникали в столицах, крупных городах Европы. Вследствие этого появлялись предпосылки для концентрации и объединения ученых. В дальнейшем рост науки превратил города в основную территориальную форму организации научных исследований. Во многих столичных городах мира к середине XX в. концентрировалось до 60% всех научных кадров этих стран.

Научная деятельность, проведение исследований все больше входило в круг государственных интересов, особенно географические и другие естественнонаучные исследования. С каждым годом увеличивалась численность занятых в науке. С 1650 по 1700 гг. она выросла в 5 раз, в период 1700-1800 гг. в 20 раз.

В XVII в. зачатки научной деятельности в американских колониях были связаны с образованием колледжей. Их главной функцией было развитие образования и подготовка священнослужителей. Помимо этого в преподавались такие дисциплины, как классические языки, логика, древняя история и математика. Вплоть до конца XVIII в. колледжи готовили только светских людей далеких от прикладных и естественных наук.

Первым учебным заведением был Гарвардский колледж, основанный в 1636 г., который впоследствии стал знаменитым университетом. До конца XVII в. это был единственный колледж в колониях. В 1701 г. открылся Йельский колледж, а к середине XVIII в. было образовано еще несколько учебных заведений. Многие из созданных в колониальный период колледжей стали впоследствии крупными университетами.

Ускорение развития производительных сил, начавшееся в стране после войны за независимость, предъявляло возрастающие требования к подготовке специалистов для сельского хозяйства и промышленности, для учебных и научных учреждений. За 50 лет, с 1770 по 1820 г., было основано 29 новых колледжей - в три раза больше, чем за предыдущие 130 лет.

В первой половине XIX в. американская высшая школа продолжала сохранять преимущественно гуманитарное направление. До основания в 1802 г. Военной академии инженеры в США не готовились. В 1824 г. был основан первый политехнический институт (Ренселлеровский институт), начавший подготовку гражданских инженеров. Несмотря на довольно широкий размах экспериментальных исследований, в середине XIX в. развитие науки в Соединенных Штатах отставало от западноевропейских стран.

К 1900 г. численность занятых в науке мира составляла 100 тыс. человек. Следствием этого явилось увеличение сделанных в то время научных открытий и технологических изобретений. Период 1600-1900 гг. характеризуется абсолютным лидерством Западной Европы по количеству открытий и изобретений. 80% открытий данного периода были сделаны европейцами, 12% американцами, 8% русскими.

Рис.1

Источник: National Innovation System, 1993.

Важное значение в становлении научно-технической деятельности имело появление в середине XIX в. технических наук, связавшие знания естествознания с производством. Их развитие было связано с интенсивной индустриализацией общества, усиливающимся внедрением научных знаний в производство и непосредственного превращения науки в экономическую силу. Кроме того, объединение науки и техники сильно повлияло на инструментальное оснащение самой науки и способствовало ряду очень важных открытий.

Автор
Содержание
Назад
Далее
Главная
Hosted by uCoz