Автор
Содержание
Назад
Далее
Главная
1.2 Развитие научно-технической деятельности в период второй промышленной революции (с 1870 г. до середины 1950-х гг.). Формирование государственной научно-технологической политики

Одна из наиболее существенных черт отличия инновационной системы США - это ее огромный масштаб. Национальные инвестиции в послевоенное время значительно превысили инвестиции в область инноваций капиталовложения других стран. Роль университетов, промышленности и федерального правительства также значительно различается с ролью этих учреждений в инновационных системах других стран. Еще одним структурным различием между США и другими странами является важность новых фирм в продвижении на рынок новых технологий. Они играли очень важную роль в развитии и распространении микроэлектроники, компьютеров, программного обеспечения, биотехнологий и робототехники в течение прошлых 4 десятилетий. Их роль была более существенной в экономике США, чем в других странах. В различия в инновационной политике внесли вклад антимонопольные уставы США и высокая доля капиталовложений в разработки военных технологий. В США считали, что военные технологии являются источником коммерческой силы в областях высокотехнологичной промышленности. По некоторым показателям, таким как количество нобелевских премий и количество публикаций, США очень успешно проводили инновационную политику, но в период до 1973 года США отстали как в росте реального дохода, так и в росте производительности от других индустриальных стран. Основным источником отставания явилась национальная инновационная система. Американские фирмы были медленнее, чем фирмы других государств при принятии новых производственных технологий, а также они не использовали эти технологии на полную мощность как другие фирмы. Кроме того, была затруднена поставка новых технологий на рынок. Все это связано с инновационной системой США.

Национальная инновационная система США до 1945 года.

В конце XIX и начале XX столетия в Америке начались производственные действия огромного масштаба. Но они были основаны не на основе научных изобретений, а на механических навыках. Рост промышленной производительности был достигнут через развитие "американской системы производства". Все производство работало на новых иностранных технологиях и квалифицированных специалистах. Новшества, которые поддерживали рост производительности в США и доходы на душу населения, превышающие уровень Великобритании, основывались на небольшом количестве учреждений, занимающихся разработками. Система "фордизма" препятствовала применению новых технологий и улучшению качества продукции.

Постепенно в новых больших фабриках, были организованы лаборатории и привлечены ученые для исследований в определенных областях. Эти лаборатории расширялись и образовывали центральные лаборатории, направленные на более глубокое и длительное изучение. Это явилось ответом на изменения в организационной структуре фирм.

На эти изменения повлияла антимонопольная политика, запретившая соглашения среди фирм о контроле над ценами и выпуском продукции и решение Nothern Securities. Для увеличения доходов и снижения конкуренции фирмы все больше стали прибегать к промышленным исследованиям и нововведениям. Использование патентов помогало сохранить рыночную власть без столкновения с антимонопольным законом. Эти ранние научно-исследовательские фирмы не только сосредотачивались на внутренних изобретениях, но и покупали новые технологии, через закупку патентов или фирм.

В довоенный период промышленные исследования в основном сосредотачивались в области химической промышленности и связанных с ней отраслей, а также в электротехнической промышленности. Лаборатории этих отраслей составляли почти 40% от всех, основанных за период 1899-1946 гг. В 1921 в химической, нефтяной и резиновой отрасли концентрировалось более 40% всех ученых и инженеров, ведущих исследования в промышленности. Кроме того, важную роль играли исследования в отраслях механизмо- и приборостроения. В 1921 доля ученых и инженеров в них составляла 10%, а к 1946 году этот показатель увеличился более чем до 20%. Доля ученых и инженеров в химической промышленности возросла от 5,2 на 1000 занятых в 1921 до 30,3 в 1946; в нефтепереработке с 1,8 до 28,7. Численность ученых и инженеров в промышленных исследованиях возросла от 3 тысяч человек в 1921 до 46 тысяч к 1946 году.

Рис.2

Источник: National Innovation System, 1993

В основном промышленные исследования проводились в 5 городах (Нью-Йорк, Нью-Джерси, штат Пенсильвания, штат Огайо, штат Иллинойс). В них проживало более 70% всех ученых, занятых в промышленности в 1921-1927 гг., 60% в 1940-1946 гг. К 1946 году активно стали проводить исследования в области транспортного оборудования. Такой интерес был вызван увеличением федерального финансирования и быстрым ростом автомобилестроения. В конце концов, промышленные исследования вытеснили частного изобретателя и укрепили позиции доминирующих фирм.

Исследования в академическом секторе не приветствовались в США в то время. Во время Первой Мировой Войны университеты не получали достаточного финансирования, большинство средств уходило на военное развитие. При необходимости квалифицированных кадров, ученых отправляли в военные лаборатории для исследований, но постоянных научных работ в университетах не проводилось. В США не проводилось высококвалифицированное обучение. Большинство университетов США финансировались больше за счет средств штатов, чем правительством Америки. Государственная политика была направлена на подготовку специалистов для прикладных исследований в промышленности. Обучение в университетах не готовило их к научной работе. До 1940 года не было областей, в которых университетские исследования могли бы считаться научными. Все ученые, которые занимались научной деятельностью, являлись выпускниками европейских университетов.

Хотя основной темой рассмотрения является промышленность, необходимо кратко упомянуть и сельскохозяйственный сектор. Сельскохозяйственная продукция долгое время оставалась основным экспортным товаром. Многие промышленные исследования были направлены на создание техники для сельского хозяйства. В данный период эта отрасль получала самые большие федеральные фонды на исследования. Для поддержки исследований создавались университеты и экспериментальные станции по выведению новых видов семян, методов ведения с/х, созданию новой техники. До 1930-х годов преобладал экстенсивный путь развития сельского хозяйства и лишь в начале 1940-х начала резко расти производительность, в результате исследований в области биологии и химии. Только через несколько десятилетий колоссальные инвестиции в развитие сельского хозяйства дали свои плоды.

Считается, что на протяжении истории японская экономика отчаянно пыталась догнать технологически развитые страны. В эпоху Мейдзи (1868 г.) японские лидеры осознали, как Япония отстала в развитии технологий во многих областях от западных стран. Правительство сделало усилия, чтобы импортировать новые технологии, нанять инженеров из-за границы, обучать людей и поощрять предпринимателями ассимиляцию иностранных технологий и применять их на японских фабриках. Однако успех зависел не только от правительства, но и от частного сектора: инвесторов, менеджеров, инженеров, рабочих, от их желания и способности ответить на возможности открытые для них. В эпоху Мейджи появились предприниматели во многих отраслях промышленности, и большинство людей было достаточно образовано. Частный сектор был готов начинать незнакомый бизнес. Это и явилось главной движущей силой японского развития.

Импорт технологий перед эрой Токугавы (1603-1868) происходил два раза: во время иммиграций из Китая и Кореи в VII-IX столетиях, в XVI веке, во время поставок португальцами оружия. В период гражданской войны большой спрос на оружие вызвал появление кузнецов, производящих оружие, копируя португальское, или производя его с помощью португальских мастеров. Таким образом, технологический уровень в оружии и производстве судов догнал запад. Но правительство Токугавы в 1639 изолировало страну и ограничило внешнюю торговлю с Китаем и Португалией. Единственным местом торговли стал остров Кюко на юго-западе. Правительство монополизировало торговлю, хотя имеются сведения о том, что, согласно разрешению Токугавы, крупные феодалы торговали с иностранцами. По запросам правительства Японии, португальцы поставляли информацию о состоянии дел и науки в других странах. Эта информация распространялась также и некоторым влиятельным феодалам. Португальцы были источником информации во многих аспектах науки и техники (медицина, биология, география). Несколько книг было переведено на японский язык, и некоторые японцы обучались у португальцев, проживавших в голландских кварталах Нагасаки. Таким образом, изоляция не подразумевала под собой полное уединение от иностранной научной и технологической информации.

В период Такугавы важно отметить изменения в сельском хозяйстве, финансируемом за счет влиятельных феодалов. Возрастала производительность из-за введения новых технологий в оросительные системы. Это говорило о мощном потенциале японцев. Другой областью разработок явилась разработка механизмов, разработчик же механизмов называли "каракури-мастер", т.к. каракури - движущий механизм, являющийся основной частью любой машины. Эти механизмы применялись начиная от производства часов и заканчивая ткацкими станками. Поэтому, хотя японцы и не смогли изобрести паровые двигатели, но в других областях они не сильно отставали от Запада. Кроме того образовательный уровень в начальном образовании был выше, чем в странах Европы или США. Существовало два типа школ: один для детей самураев, а также для детей наиболее состоятельных фермеров и торговцев, принадлежащие феодальным местным органам власти. Второй тип принадлежал храмам. Также существовали школы высшего образования, в большинстве из них преподавали конфуцианство, но были школы, основанные на португальских учениях о медицине и т.д. За эру Токагавы появилось большое количество школ от маленьких в 10 учеников, до крупных, в которых обучалось более 500 человек. По приблизительным оценкам можно сказать, что более 50% детей обучались в школе при необязательной системе обучения, что свидетельствует об огромном желании родителей вложить капитал в детское образование.

Завершение изолированности (1854 г.) и смена правительства (1868 г.) побудило японское правительство к импорту иностранных технологий и сокращению отставания от западных стран, как в экономическом, так и военном отношении. Правительство начало принимать меры по совершенствованию связи, коммунального обслуживания, образования, финансовой сферы. В эпоху Мейдзи правительство начало импортировать технологии всеми возможными способами: получением письменной информации, наймом иностранцев, отправлением японцев на обучение за границу, импортом техники, прямыми иностранными инвестициями. Благодаря помощи западных стран, Япония в короткие сроки смогла усовершенствовать и установить общенациональную начальную систему образования. К 1904 году посещаемость школ составляла 99% для мальчиков и 96% для девочек. Также совершенствовалась система среднего образования. В системе высшего образования большую роль сыграли англичане. В 1873 был основан колледж, во главе которого стояли 9 английских профессоров. Постепенно, благодаря усилиям профессоров и способностям студентов, английские профессора заменялись японцами, которые заканчивали этот колледж. В 1886 году он объединился с другим колледжем, где преподавали португальцы, французы и немцы, позднее он был переименован в Университет Токио. Совместно они выпускали дипломированных специалистов, которые позже основали многие промышленные компании в Японии. Японское правительство отдавало предпочтение техническому образованию, в то время как более развитые страны считали науку выше технических разработок.

В течение 1870 и начале 1880-х годов, правительство построило много заводов и фабрик в отрасли горной промышленности, судостроении и т.д. Это было сделано из-за того, что частный сектор не был готов финансировать такого рода проекты, и не было достаточно квалифицированных кадров в частном секторе. Но инвестиционная программа правительства не была тщательно продуманна, и через некоторое время большинство предприятий было приватизировано появившимися предпринимателями. Правительство сохранило за собой предприятия военной отрасли (судостроение, самолетостроение и т.д.), а также предприятия коммунального обслуживания. Военная отрасль занимала большую часть экономики Японии. Военные заводы являлись центрами технологического развития. Там сосредотачивалось большое количество инженеров и новейшее иностранное оборудование. Впоследствии их технологии были переданы в частной сектор. Развитие экономики началось с 1885 года, когда ВНП вырос с 1885 по 1915 г. более чем в 2 раза, а с 1915 по 1940 еще в 2,5 раза. В начале тысячелетия основными отраслями были пищевая и текстильная. Хотя к этому периоду начали быстро развиваться производство железа и стали, химическое производство и другие тяжелые отрасли промышленности. Их рост был особенно быстр в 1920-х и 1930-х гг., и их доля в производственном секторе превысила 50% в 1930-х годах. Важнейшим источником этого роста явился технологический прогресс. Почти 70% роста частой горной промышленности и производственного сектора приходилось на технологический прогресс. Использовались нововведения как произведенные внутри страны, так и импортированные из западных стран, т.к. НИОКР был еще слабо развит. Об этом можно судить по количеству патентов, зарегистрированных с 1885 по 1912 год - 4817 в Японии, 27136 в США, 13714 в Великобритании, 10610 в Германии. 45% японских патентов приходилось на исследования в области машиностроения, а следовательно Япония это говорит о ее возможном прорыве в этой области.

К 1915 году сформировалась научная и техническая основа страны. Национальная система образования давала уже достаточно много квалифицированных специалистов. В течение 1914-1930 годов было основано 38 научно-исследовательских лабораторий, несколько национальных исследовательских учреждений. Для развития основных исследований был создан Совет Науки в 1933 году. Финансировался он как за счет государственных, так и за счет частных фондов. Цели фонда заключались: 1) увеличить исследовательские фонды в университетах и исследовательских учреждениях; 2) создание эффективного управления для научного сотрудничества. В 1923 году насчитывалось около 162 частных лабораторий на основе различных предприятий. В 1930 г. их число достигало 349, которые расходовали 30 млн иен (0.22% ВВП), в 1942 г. - 711, на которые расходовали 590 млн. иен, что составляло 1% ВВП. Хотя Япония сделала большой рывок в области НИОКР, но она все же зависела от импорта иностранных технологий во многих отраслях. это было хорошо заметно в период Второй Мировой Войны, когда технологический поток прекратился и Япония снова отстала в таких важных отраслях как самолетостроение, судостроение, производстве боеприпасов.

В данный период страны Западной Европы играли очень важную роль в развитии науки и техники. Они являлись основными источниками знаний и экспортерами научных знаний и технологий в другие страны. Но Западные страны нельзя считать монолитным регионом, среди них также выделялись свои лидеры и аутсайдеры, которые на протяжении времени сменяли друг друга. Развитие Германии до середины девятнадцатого столетия отставало от других западноевропейских стран. Для сокращения отставания и увеличения производительных сил Германия начала экспортировать современную технику и квалифицированные кадры в различные отрасли промышленности. Новое оборудование хлопчатой, шерстяной, льняной промышленности, а также первые паровые двигатели и локомотивы были экспортированы из Англии. Немецкое правительство оказывало значительную поддержку при закупке иностранного оборудования. Учитывая состояние экономики, правительство имело ключевую роль в развитии страны. К середине девятнадцатого столетия основным местом проведения исследований являлись университеты с лабораториями для естественных наук и специализированными библиотеками для гуманитарных. Университетские исследования в Германии в таких областях как медицина, химия, физика достигли мирового уровня. С 1870 г. началось резкое увеличение числа студентов (14 тыс. чел. на 1870 г., 60 тыс. чел. в 1914 г.). этому способствовало финансирование, которое превышало даже рост количества студентов. Несмотря на существующее мнение об автономии университетов, все работы происходили под надзором государства. Помимо университетов открывались технические школы, статус которых постоянно повышался и достиг уровня университетского образования. Кроме того, в Германии была создана система общего образования и по показателям грамотности к 1880 г. она была намного выше Франции и Англии, а количество студентов было такое же как в Швеции, но значительно больше, чем в Франции и Италии. Германия являлась лидером в области образования по всем направлениям науки. В первом десятилетии XX в. в Германии 30 тыс. инженеров закончили колледжи, в США только 21 тыс. в 1913 г. в Германии было в 10 раз больше инженеров, чем в Англии. Немецкие учебные заведения привлекали множество иностранных студентов из Англии, Франции и других государств.

К 1914 г. появились пять институтов, основной задачей которых являлось осуществление исследований в области химии, горного дела, биологии и т.д. Основным отличием было то, что исследования финансировались в основном за счет промышленных предприятий.

Первой отраслью промышленности, основанной на научных исследованиях стало производство сахара из сахарной свеклы и сахарного тростника. Экспорт сахара играл значительную роль во всей внешней торговле Германии. Исследования проводились не только в области химии, но и в сельском хозяйстве. К 1913 г. Германия стала крупнейшим экспортером в области фармацевтики. Доля экспорта составляла 30,3 %, Англия 21,3 %, Соединенные Штаты Америки 13 %, Франция 11,9 %. Кроме этого, Германия, благодаря исследованиям в химии, к 1913 г. захватила лидерство по производству и экспорту синтетических красителей, ее доля экспорта составляла 90 %. На 1913 г. химическая продукция Германии составляла 24 % от мирового производства химической промышленности. На США приходилось 35 %, Англию 21 %, Францию 9 %, но т.к. 35 % немецкой химической промышленности идет на экспорт, то на Германию приходилось 27 % мирового экспорта, Англию 16 %, Францию и США по 10 %. К 1897 г. в химической промышленности Германии было задействовано около 3 тыс. химиков. Новые технологии позволили утвердиться в качестве лидера на мировом рынке.

В производстве железа и стали, технологическое лидерство принадлежало Англии, хотя по производству продукции Германия обогнала Англию к концу XIX в. В машиностроении до конца XIX в. Англия занимала лидирующее место в Европе, но к концу века электроэнергия дала возможности для развития новых технологий, где Германия преуспела. В 1913 г. продукция немецкого машиностроения составляла 27 % мирового производства. На экспорт шло около 26 %, что составляло 29 % мирового экспорта, Англия давала 28 %. В производстве электротехнических изделий первое место занимала Германия как по производству (34,9 % на 1913 г.), так и по экспорту (46,4 % мирового экспорта). На Англию приходилось 16 % продукции и 22 % экспорта. В производстве автомобилей основными лидерами в Европе была Франция. В 1913 г. на нее приходилось 33,4 % мирового экспорта, на Германию 17,2 %.

Но развитие экономики и политики в Германии не были направлены на одну цель. Вследствие этого, Мировая война вызвала целый ряд кризисов, а, следовательно, и падение экономики, которые закончились только к концу 1940-х годов. Мировая война повлекла за собой сокращение экспортных рынков Германии, и их захвату нейтральными странами. Мирный Версальский договор повлек за собой потерю некоторых регионов с существенной частью минеральных ресурсов, кроме того, были потеряны немецкие патенты, а также прямые инвестиции в США, Франции и Англии. Гиперинфляция уничтожила денежно-кредитные активы. Активное сотрудничество между немецкими фирмами не позволило полностью разрушить экономику. К 1930-м годам экономика Германии была восстановлена к уровню довоенного периода, хотя некоторые отрасли так и не были восстановлены (продукция автомобилестроения исчезла с мировых рынков). Кризис в образовании привел к тому, что знаменитые ученые иммигрировали из Германии. Увеличение в правительственных расходах не было сопоставимо с темпами инфляции, а, следовательно, сокращение оплаты труда, а также закупок оборудования, книг и т.д. Для выхода из кризиса была создана организация (Чрезвычайная Ассоциация Немецкой науки). Это обеспечило финансирование для отдельных ученых за счет патентов. К 1922 г. было создано еще несколько организаций для помощи исследования, финансируемые за счет промышленности. Также исследования финансировались иностранными компаниями (Дженерал Электрик). С 1924 до 1933 гг. бюджет финансирования науки выглядел так: 65% - общественные фонды, 27,8% - частные внутренние источники, 7% - иностранные источники. Некоторое восстановление экономики привело к тому, что Германия начала создавать новое стратегическое вооружение для независимости страны. Во время второй мировой войны большинство заводов было уничтожено, оставшиеся были транспортированы в страны-победители. Многие ученые переехали в союзнические страны для разработок в военной, космической, ядерной областях. После разделения на две части в Западной Германии началось возрождение экономики. Были восстановлены фирмы, лаборатории, исследовательские центры и институты.

Автор
Содержание
Назад
Далее
Главная
Hosted by uCoz