Автор
Содержание
Назад
Далее
Главная
1.3 Особенности развития национальных инновационных систем в период НТР (с середины 1950-х гг.)

После Второй Мировой Войны произошли сильные изменения в инновационной системе США. Резко увеличилась правительственная поддержка для промышленного и академического сектора, хотя и неправительственные учреждения продолжали свои исследования в различных областях. Изменилась и обстановка на мировой арене, после войны США стали выступать в качестве бесспорного лидера в большем числе отраслей, чем это было в довоенный период. Государственное финансирование укрепило возможности научных исследований в послевоенные годы. Основным различием между довоенным и послевоенным периодом явилось увеличение причастности правительства США к национальной инновационной системе. В основном государственное финансирование было направлено на исследования в коммерческом и военном секторе.

Серьезные изменения в структуру инновационной системы внесла Вторая Мировая Война. В 1941 году государственные расходы на исследования не связанные с войной значительно снизились при увеличении федеральных расходов с 83,2 млн долларов в 1940 до 1313,6 млн в 1945 году (в постоянных ценах 1930 г.). В этот же период затраты на военные исследования увеличились в 14 раз, с 29,6 до 423,6 миллионов долларов.

В послевоенный период, до 1990 гг., финансирование военного сектора преобладало над другими областями исследований. В 1960-х годах военные исследования составляли 80% всех государственных инвестиций, затем эта доля сократилась до 50% в 1965 году и оставалась на этом же уровне до 1980 года, а потом снова увеличилась до 65% в 1990 году.

Рис.3

Источник: National Innovation System, 1993.

Но если рассмотреть абсолютные показатели финансирования, затраты на военный сектор постоянно увеличивались, с 6,1 млрд долларов в 1960 до 44 в 1990 году. Не смотря на низкую долю других исследований в процентном отношении, абсолютные затраты на эти исследования тоже постоянно возрастали с 1,5 млрд долларов в 1960 до 23,3 млрд в 1990 году.

Рис.4

Источник: National Innovation System, 1993.

Общий объем финансирования всех исследований за период 1960-1990 возрос с 7,6 до 67,3 млрд долларов. 80% федерального финансирования в 1984 году приходилось на самолето- и ракетостроение (более 50 %) и на производство электрических механизмов (более 25%). На третьем и четвертом местах были производство неэлектрических механизмов и транспортное оборудование. В 1960-х годах в США началось внедрение военных технологий в гражданских целях, реактивный двигатель явился главным примером этого. Начались применение технологий в микроэлектронике и других отраслях экономики.

Другим изменением в структуре послевоенной инновационной системы является расширение исследований в высших учебных учреждениях. Этот рост отражает расширение федеральной поддержки университетских исследований во время и после Второй Мировой Войны. Расширение академических исследований было огромно, с 420 млн в 1935-1936 (в постоянных ценах 1982 г.) до 2 млрд в 1960 и 8,5 млрд долларов в 1985 году. Увеличение государственной поддержки университетского исследования преобразовало главные университеты США в основные центры научных исследований. Огромное увеличение федеральных расходов на университетское исследование приняло форму контрактов и предоставления финансов на определенные научно-исследовательские работы. Большинство запросов на исследования исходили от федеральной власти. Помимо увеличения запросов на исследования правительство США увеличило штат научного персонала и поддержали приобретение оборудования, необходимого для выполнения высококачественных исследований, были увеличены стипендии для студентов ВУЗов. Федеральные фонды сделали возможным для университетов приобретение все более дорогого научного оборудования и аппаратуры, которое является главным фактором в расширении исследований и образования в академическом секторе. Политика была направлена на укрепление связи между исследованием и обучением. Это является отличительной чертой США, т.к. в Европе и Японии большая часть исследований выполнялась в специализированных научно-исследовательских институтах, не связанных непосредственно с высшим образованием.

В послевоенные годы исследования в промышленности в основном осуществлялись в частных фирмах. В 1985 около 73% исследований было выполнено в частном секторе. Доля ученых и инженеров увеличилась с 50 тыс. человек в 1946 до 600 тыс. в 1985 году.

Рис.5

Источник: National Innovation System, 1993.

Важную роль в послевоенный период сыграли новые небольшие фирмы. Большинство новых технологий: полупроводники, компьютеры, биотехнологии поступили на рынок в большой степени за счет этих фирм. Это отличительная черта США, т.к. в Японии и Европе основную роль в новом развитии технологий в электронике, фармацевтике и т.д. играли крупные устоявшиеся фирмы. Одним из факторов этой отличительной особенности является то, что основные фундаментальные исследования были сделаны в крупных городах, где множество частных фирм служили важными "инкубаторами" для развития новых технологий. Особенно ярко выражено это было в биотехнологии и микроэлектронике. Высокие уровни трудовой подвижности в пределах региональных скоплений фирм служили каналом для распространения технологий и магнитом для фирм совместных отраслей. Появление и выживание новых фирм зависело от финансовой поддержки на начальном этапе. Финансовый рынок США играл важную роль в учреждении многих фирм в микроэлектронике в 1950-1960 г., внес вклад в развитие биотехнологий и компьютеров. В 1970-х годах 100-200 млн долл. ежегодно поступали в промышленность. Постепенно стали происходить разделения научных лабораторий на фундаментальные и прикладные. Но из-за антимонопольной политики, запрещающей покупки новых фирм с перспективными открытиями, связь между лабораториями ослабла. Внутренние открытия и развитие новых изделий стало первостепенным. С середины 1970-х г. финансирование промышленных исследований начало постепенно снижаться.

Увеличение финансирования сельского хозяйства привело к быстрому росту производительности в послевоенный период. Эту программу исследований называли образцовой для принятия технологий. Экономические оценки этой программы нашли способы возвращения общественным инвестиций. Акт 1930 года о патентах на виды растений был очень важен на раннем развитии в установлении частных прав. Этот факт резко увеличил капиталовложения в исследования в сельском хозяйстве частного сектора, с 25% в 1950-х до 40% в 1960-х, 50% в 1970-х годах. Минусом этой программы был отказ от глубоких исследований в молекулярной биологии.

Вторая мировая война сильно повлияла на японскую экономику. Уровень промышленного производства к 1946 году упал в 4 раза по сравнению с довоенным периодом 1934-1936, запасы продовольствия сократилась вдвое. Многие из заводов были разрушены. Самыми неповрежденными оказались предприятия тяжелой промышленности. Большинство оборудования и рабочих военных предприятий были направлены на гражданское производство, военные исследования тоже нашли свое применение в гражданской сфере. Благодаря различным решительным экономическим мерам правительства производственный уровень достиг своего довоенного состояния за 5 лет. Дальнейший рост экономики составлял 10% ежегодно, что продолжалось на протяжении двух десятилетий. Рост был вызван высоким уровнем накопления капитала и технологическим прогрессом.

В послевоенный период Япония снова отстала в развитии от западных стран, а, следовательно, опять пришлось прибегнуть к практике импорта новых технологий, хотя развитие технологий внутри страны тоже имело место. Для более эффективного получения новых технологий японское правительство разместило иностранный капитал в основных фирмах, способных оптимально быстро приспосабливать и улучшать импортированные технологии. это давало правительству, особенно Министерству Международной Торговли и Промышленности, контроль над отраслями промышленности (МИТИ было создано после войны для координации технологической и промышленной политики и внешнеэкономических связей, посредством соответствующей финансовой политики). Но данный способ позволял контролировать только ограниченное число фирм и не мог координально влиять на темпы и направления импорта технологий. Более значительное влияние оказало ограничение прямых иностранных инвестиций и импорта, это не позволяло иностранным фирмам экспортировать свою продукцию, а также начинать их собственное производство в Японии. Эти ограничения в торговле и инвестициях позволяли только импортировать технологии. Другим последствием стало то, что основные производственные отрасли остались в руках японских акционеров, что является отличительной чертой японской экономики. В Европе много американских фирм открыли свои предприятия и купили существующие фирмы. Но имеются и исключения типа IBM, NCR и др., которые основали свои филиалы на основании положений, заключенных в довоенный период.

Правительственная политика оказалась удачной благодаря стремлению многих японских фирм импортировать технологии. Хотя Япония была на первом месте по затратам на импорт технологий, по процентному отношению к ВВП она не сильно отличалась от других стран: Япония 0,17%, Франция 0,18% Германия 0,17%, США 0,04%. Но импорт технологий не был бы так эффективен, если бы не довоенная основа, а также большое количество исследователей, инженеров, которые перешли из военного производства в гражданском. Важным моментом является и то, что при импорте технологий многие фирмы вкладывали капитал во внутренние исследования, что позволяло им приспосабливать и улучшать импортированные технологии.

Начиная с 1960-х годов, Япония стала серьезным конкурентом на мировом рынке, а, следовательно, появилась потребность в новой правительственной политике, нацеленной на развитие собственных технологий и проведение внутренних исследований и разработок. Однако финансовые стимулы для проведения исследований в Японии были невелики по сравнению с другими странами. Конкуренция между европейскими и американскими фирмами требовала от частных японских фирм проведение технологических исследований, но правительство не принимало никаких усилий для поддержания частного сектора. Отличительной чертой явилось образование исследовательских ассоциаций, направленных на совместные исследования. Так в течение 1961-1987 гг. были сформированы 87 таких ассоциаций. Они получали значительные субсидии на исследования от правительства. Для МИТИ, исследовательские ассоциации - удобный способ распределения субсидий и направления исследований (полупроводники, компьютеры), а также минимизации стоимости наблюдений за использованием субсидий. В основном в ассоциациях не производилось совместных усилий, просто каждая фирма брала долю фондов и производила исследования в своих лабораториях. Возможно, ассоциации были переходом к долгосрочным исследованиям, т.к. частные фирмы еще были не в состоянии проводить такие работы самостоятельно. После первого нефтяного кризиса основным направлением исследований стало развитие энергосберегающих производств. Государственное финансирование этого направления увеличилось в 2 раза в 1985 по отношению к 1975 г. После нефтяных кризисов энергоемкие отрасли замедлили свое развитие, активно начали развиваться высокотехнологичные отрасли (полупроводники, компьютеры и т.д.). К 1980-м г. Япония стала значительным экспортером на мировом рынке в высокотехнологичных изделиях, их доля возросла с 7,2% в 1965 до 19,8% в 1986. Это следствие двух факторов:

  • 1) вложение больших инвестиций в предприятия и оборудование, расходы на исследования возросли в 4,4 раза с 1973 по 1987 и увеличилась доля от ВВП с 2,0% до 2,8%.
  • 2) особая система управления фирм, приспосабливающая к быстрым изменениям.

Таким образом, правительственная политика, направленная на защиту внутреннего рынка, играла существенную роль в послевоенном промышленном развитии Японии.

Послевоенное развитие стран Западной Европы характеризуется доминированием Франции, Германии и Великобритании. Ключевым фактором в технологической мощи любой страны является использование новых технологий промышленными предприятиями. В Германии доля затрат на НИОКР от ВВП в 1964 г. составляла 1,6%, это значительно меньше, чем в Великобритании (2,3%) и Франции (1,8%), что связано с затратами на восстановление промышленности после войны. Но активное привлечение капитала из частного сектора и увеличение государственных ассигнований привело к тому, что уже к 1975 г. в Германии этот показатель превысил 2,2%, а в1986 г. составил 2,7%, что гораздо больше, чем во Франции (2,3%) и Великобритании (2,4%). Доля частного сектора в финансировании НИОКР играет значительную роль в выборе приоритетных направлений исследований. В Германии в 1962 г. затраты частного сектора на научные исследования составляли 1,2 млрд долл. или 48%, в 1977 г. этот показатель был равен 50%, а к 1989 г. составил 63,5% (42,4 млрд долл.). Доля частного сектора увеличилась с 0,60% от ВНП в 1962 г. до 1,87% в 1989 г. Это больше, чем во Франции (0,96%), Великобритании (1,15%), США (1,43%). На этом же уровне Швеция и Швейцария.

Около 31% исследований в Германии происходило в 7 основных фирмах: "Сименс", "Диамлер-Бенс", "Байер", "Хохст", "Фольксваген" и "БАСФ". Примерно 37% исследований электротехнической промышленности приходилось на Сименс; Байер, Хохст и БАСФ проводили более 45% НИОКР в области химии; Диамлер-Бенс и Фольксваген сосредотачивали 53% научных исследований в автомобильной промышленности. В основном в промышленности 87% исследований финансировалось за счет частного сектора и 70% исследований проводились также в частном секторе. Промышленные исследования в ВУЗах составляли всего 14% в 1987 г. Основными статьями германского экспорта на 1988 г. являлись различные виды оборудования для тяжелой промышленности, продукция электротехнической промышленности, транспортные средства, а также продукция химической промышленности и фармацевтики. Они составляли около 50% экспорта Германии. Запрет на военные исследования, а также исследования в области атомной энергии, авиакосмической промышленности и др., явился причиной отставания Германии в областях самолетостроения, электроники, телекоммуникациях.

Отличительной особенностью Великобритании в затратах на НИОКР является увеличение доли иностранных ТНК. В 1967 г. промышленные исследования финансировались в основном за счет частного сектора (67%), доля государства составляла 29%, а иностранных ТНК - 4%. Но к 1986 г. роль ТНК других стран в финансировании НИОКР возросла до 13%, при снижении доли государства до 23% и частного сектора до 64%. Произошли также и структурные изменения в финансировании научных исследований. С 1975 г. резко увеличились затраты на исследования в области электронной промышленности с 21% до 34% в 1986 г., при этом доля других направлений исследований (электротехника, космос и др.) сократилась, и только исследования в области химии остались на прежнем уровне. В 1986 г. Великобритания была лидером по затратам на НИОКР в электронной промышленности (34%), Франция - 23%, Германия - 27%. В 1980-х годах роль государства в поддержке НИОКР резко сократилась и исследования стали более интернациональными со значительной долей иностранного капитала.

В период с 1945-1958 гг. проведение научных исследований и распространение новых технологий во Франции полностью принадлежало государству. Внедрение технологий происходило только на государственных предприятиях. Начиная с 60-х г., направление политики поменялось в сторону взаимодействия государства и крупнейших частных фирм. Основными направлениями были исследования атомной энергии для военных целей, исследования в области аэронавтики и космоса. После 1965 г. приоритет исследований сменился на разработки в электронной промышленности (компьютеры и автоматизация производства) из-за отставания Франции в этой отрасли. В середине 1970-х г. были созданы агентства для передачи технологий в промышленность, что явилось еще одним шагом к взаимодействию государственного и частного сектора, а также повышению конкурентоспособности продукции страны. Во Франции роль государства в финансировании НИОКР очень велика. Оно полностью определяет направления развития высоких технологий. Доля государственного сектора составляла в 1985г. 56% (1,26% от ВВП), на частный сектор приходилось 42%, а остальные средства поступали из других стран. Около 57% научных исследований проводились в промышленности и 43% в государственном секторе (27% в правительственных научно-исследовательских лабораториях, 13% в ВУЗах). Около 87% НИОКР проводится в таких направлениях как автоматизированная обработка данных, электронная промышленность, самолетостроение, автомобилестроение, химическая промышленность, фармацевтика. На них в 1987 г. приходилось 73% всех затрат на исследования (5,2%, 23,2%, 17,8%, 10%, 10%, 7% соответственно). Основная государственная поддержка оказывалась исследованиям в области космоса и электронной промышленности. В 1987 г. 83% всех государственных ассигнований было затрачено на развитие этих направлений.

Система высшего образования в Германии в послевоенные годы находилась в упадке. Государство не уделяло внимания развитию системы образования, а также ее финансированию. К 1987 г. доля научных исследований, проводимых в университетах, сократилась с 20 в 1975 г. до 14%. Япония и США затрачивали на исследования на 30-40% больше финансовых средств, чем Германия. Финансирование НИОКР в академическом секторе проводилось за счет научных организаций, общий бюджет которых составлял в 1989 г. 1,5 млрд долл. Около 55% средств давало федеральное правительство, остальное финансировалось за счет регионального управления. Создание более тесных связей между академическим сектором и промышленностью стало направлением государственной политики, а также политики федеральных земель только в середине 1980-х годов. В большинстве институтов и технических колледжах были созданы специальные офисы по передаче технологий в промышленность. Ситуация в Великобритании еще хуже и считается самой слабой в Европе. Отсутствие обязательной системы высшего образования привело к тому, что в Англии мало высококвалифицированных кадров, которые могли бы поводить НИОКР. По всем показателям она отстает от Франции, Германии, Японии и США в несколько раз. Недостаток ученых и инженеров отрицательно сказывается на роли страны в мировых научных исследованиях.

Автор
Содержание
Назад
Далее
Главная
Hosted by uCoz