Автор
Содержание
Назад
Далее
Главная
Глава I: Историко-географический анализ инновационной деятельности в царской России и СССР

1.1 Характерные черты развития инноваций до Октябрьской революции 1917 года

История инновационной деятельности уходит в глубокую древность. Первые люди в ходе своей жизнедеятельности постоянно придумывали и использовали какие-то новшества. Вся история человечества, это история научного и технического прогресса, т.е. история внедрения и применения инноваций. Однако, с развитием науки, инновационный процесс приобрел совершенно новый качественный уровень, где основным генератором идей выступает фундаментальная наука.

Научная деятельность впервые зародилась на рубеже VII-VI вв. до н.э. в приморских городах малоазийской Ионии. Она получила название "наука о природе". Как по своему содержанию, так и по своим методам эта дисциплина не имела ничего общего с естественными науками Нового времени. Истоками ранней греческой науки служат: мифология, данные непосредственных наблюдений и опыт многовековой человеческой практики. Возникновение ранней греческой науки было связано с общим духовным скачком, который переживала Греция в VI в. до н.э. В древнегреческом обществе произошли такие сдвиги в материальной и духовной жизни, которые обусловили разрушение традиционной организации производства и возникновение науки.

Наиболее блестящим веком в истории науки до XVII столетия был период эллинистической цивилизации - он начинается с завоевания Александром Македонским самостоятельных городов-государств Эллады и заканчивается возвышением Рима. Эпоха эллинизма явилась периодом систематизации знаний, накопленных в течение предшествующих тысячелетий, и временем новых достижений и открытий. В определенных направлениях, в частности в математическом, механическом и астрономическом, имела место новая вспышка творческой мысли.

После крушения Римской империи центр научной жизни переместился на Восток в Персию, Сирию, Индию, Китай и др. В области естественных наук и техники в Индии были достигнуты значительные успехи (астрономия, математика, химия, зачатка металлургии и др.). Китайская цивилизация внесла существенный вклад в сокровищницу научного и технического знания. Были изобретены: компас, порох, изготовление бумаги, книгопечатание.

В дальнейшем, посредством трансферта знаний, технологий, культурных ценностей в ходе межцивилизационных контактов и расширения евразийской сухопутной торговли Западная Европа быстро начала впитывать нововведения. Это привело к тому, что средневековая западноевропейская цивилизация по уровню развития сравнялась с восточными. [13]

Истинная наука, где главным критерием научности выступает эксперимент, появилась в Европе. Особое значение в формировании науки сыграли средневековые университеты. Первый университет был создан в Каире в 950 г. В Европе они возникли позже. В XI в. открылся Болонский университет, в XII в. образовались Парижский и Оксфордский университеты [9]. К концу XV в. в Европе насчитывалось более 40 университетов. Они явились первой организационной формой для проведения научных исследований. Университеты возникали в столицах, крупных городах раздробленной Европы. К началу XVIII в. наука стала полноправным социальным институтом во многих европейских странах. В Англии, Франции, Германии учреждаются национальные академии наук, формируются различные научные общества, начинают выходить первые научные журналы.

Наука в России - как вид человеческой деятельности, направленный на получение новых знаний, возникла более 270 лет тому назад с момента образования Российской Академии наук. Однако уже первые крупные историки XVIII-XIX в. - Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев и В.О. Ключевский в своих исследованиях пытались в допетровское время найти зачатки науки и научных знаний в России.

Несмотря на относительно широкий и авторитетный круг исследователей, диапазон взглядов и мнений в данном вопросе, практически все они сходны в одном - науки наподобие европейской, как таковой, в России до начала XVIII в. не существовало. Допетровская Русь представляла "науку" в виде определенного набора "дисциплин", весьма далеких от научной тематики. К таким "дисциплинам" относились догмы христианской веры, которая была "и философией, и теорией и практикой в жизни", а также различного вида ремесла, получившие у Н.М. Карамзина название "механические искусства". Однако уже в этих "дисциплинах" имеются "зерна" научного знания, из которых в дальнейшем зародится будущая наука.

Первые элементы научных знаний были привнесены на Русь вместе с грамотностью, которую дало христианство. Христианство и научные знания появились, по мнению Карамзина, на Руси одновременно. В течение XI-XIII вв. русская церковь широко распространяла литературу, впитавшую в себя взгляды натурфилософских школ Древней Греции. Сохраняя монополию на грамотность, образование и, следовательно, на знание, духовенство всячески препятствовало их распространению среди широких слоев населения. Образовательные школы имелись лишь при церковных учреждениях и были привилегией избранных. Русский народ оставался в большинстве своем неграмотным и невежественным.

В английских колониях в Северной Америке была похожая ситуация: в XVII в. зачатки научной деятельности в колониях были связаны с образованием колледжей. Их главной функцией было развитие образования и подготовка священнослужителей. Помимо этого преподавались такие дисциплины, как классические языки, логика, древняя история и математика. Вплоть до конца XVIII в. колледжи готовили только светских людей далеких от прикладных и естественных наук.

Первым учебным заведением был Гарвардский колледж, основанный в 1636 г., который впоследствии стал знаменитым университетом. До конца XVII в. это был единственный колледж в колониях. В 1701 г. открылся Йельский колледж, а к середине XVIII в. было образовано еще несколько учебных заведений.

Экспансия европейской науки проявилась и в Японии. В XVI веке португальцы были источником информации в науке и технике. Однако правительство Японии изолировало страну от европейского воздействия. Несколько книг было переведено на японский язык, некоторые японцы обучались у португальцев, проживавших в японских городах. Таким образом, изоляция не подразумевала под собой полное уединение от иностранной научной и технологической информации. После окончания изоляции (1854 г.) правительство начало импортировать технологии всеми возможными способами: получение письменной информации, найм иностранцев, отправление японцев учиться за границу и т.д.

В период XIV-XVII вв. происходит увеличение интенсивности контактов между Россией и другими государствами, в том числе и со странами Западной Европы. Знания уже перестают быть монополией лишь античного греческого мира. Все больше растет количество переводных книг из европейских стран - Голландии, Германии, Франции. Изменяется также и тематика книг. Если книги XIV -XV вв. носили в большинстве своем религиозный характер, то книги XVI-XVII вв. более практический. В XVI в. выходят и первые отечественные книги не религиозного содержания.

В это же время в страну по приглашению аристократии прибывает много иностранцев в основном мастеров ремесленного дела, которые приносят не только навыки, мастерство, но и новые подходы, новые методы и новые знания. В Москве же появляется немецкая слобода, численность которой постоянно увеличивалась. Так, уже ко второй половине XVII в. из 200 тыс. проживавших в ней человек, 30 тыс. были иностранцы. [8] Однако, так же как и книги, иностранцы использовались в основном в практических делах на благо государства. России нужны были лишь прикладные, практические знания, приносящие видимую материальную прибыль. Новые теоретические изыскания, приносимые европейцами, были для России чужды и не нужны, их функцию и без того хорошо выполняла православная церковь. Но все же, живое общение с иностранными специалистами способствовало формированию группы людей, позитивно относящихся к западной культуре, видящих в ней не только ересь, но и в определенной степени ту идею освобожденного от религиозных пут мира, то прогрессивное начало, которое впоследствии породит такой феномен как российская наука.

Таким образом, можно заметить, что в течение всей истории допетровской России происходил рост научных знаний, первоначально привносимых с христианской литературой из античного времени, а затем из европейских стран.

Исходным пунктом в формировании сети научных центров и учреждений в России, а, следовательно, началом всей научной деятельности как таковой, был 1725 г., когда по указу Петра I была основана Академия наук. В европейских же странах научная деятельность, проведение исследований все больше входило в круг государственных интересов. С каждым годом увеличивалась численность занятых в науке. С 1650 по 1700 гг. она возросла в 5 раз, в период с 1700-1800 гг. в 20 раз. В России сама социально-культурная обстановка того времени (крепостное право, восточный деспотизм и невежество аристократии, огромное влияние церкви) всячески тормозила зарождение научных исследований и не могла создать условий для "естественного" появления науки в России. Вместе с тем, видя в науке основополагающий фактор дальнейшего развития всего общества, необходимость её наличия для самого существования государства, Петр I своим указом организовал Академию Наук, пригласил в страну из-за границы ученых, ставших первыми членами Академии для проведения научных работ и обучения "природных русских" с целью создания из них "ученого сословия". Таким образом, в отличие от европейских стран, создание Академии наук в России предшествовало той деятельности, для которой она существует. Академия наук возникла раньше самой науки, которую ещё предстояло формировать.

Постепенно с развитием сети научных учреждений Академии наук, а также, в связи с появлением университетской науки функции и характер работ Академии изменяются. От неё отходят учебные, переводческие и другие функции, прекращает свою деятельность академический университет и возрастает её роль в проведении чисто научных, изыскательских работ.

В конце XVIII и начале XIX вв. важную роль в проведении научных исследований начинают играть вузы, которые со второй половины XIX в. становятся главными центрами науки в России. Основание высших школ в России происходило при активном участие первых академиков: Ломоносова, Ададурова, Фусса, Палласа, Румовского и др. Так, в 1755 г по инициативе М.В. Ломоносова был основан Московский университет.

В США, за период с 1770 по 1820 г., было основано 29 новых колледжей - в три раза больше, чем за предыдущие 130 лет. Это связано с тем, что в США, после войны за независимость, ускоренное развитие производственных сил увеличило потребность в специалистах для сельского хозяйства и промышленности. В России в XIX в. под влиянием потребностей социально-экономического и культурного развития число университетов также значительно выросло. Были открыты университеты в Дерпте (1802 г.), Вильно (1803), Казани и Харькове (1804), Петербурге (1819), Одессе (1865), Томске (1888 г.) и в других городах. Кроме университетов происходит количественный рост других высших учебных заведений - профильных институтов. В ХIХ в. было создано более 10 таких учреждений (филологический, медицинский, ветеринарный, технологический, горный, инженеров путей сообщения, гражданских инженеров и др.). В 1834 г. в России уже насчитывалось вместе с университетами около 20 вузов, а в 1914 г.- 105. [2] Япония же в отличие от России довольно поздно начало активно развивать систему образования. Только в 1886 г. был образован Университет Токио, в котором первоначально преподавали профессора из Англии, Португалии, Франции и Германии.

Рисунок 1

Источник: [13]

Все же к началу XX в. абсолютным лидером в мировой науке оставалась Западная Европа. К 1900 г. численность занятых в науке мира составляла 100 тыс. человек. По количеству открытий и изобретений за период 1600-1900 гг. на Западную Европу приходилось 80% открытий, 12% на американцев, 8% на русских. [13]

Первые научные исследования, проводившиеся на базе вузов, проходили в рамках образованных к тому времени научных обществах, состоявших из профессорско-преподавательского состава вуза и студентов. Первые научные общества были созданы при МГУ: Вольное общество русского языка (1771 г.), общество истории и древностей российских (1804 г.), общество испытателей природы (1805 г.) и др. Позднее научные общества различного профиля стали самой распространенной формой организации научной деятельности в России и имелись практически в каждом университете. Эти общества играли огромную роль в обмене научной информацией, консолидации сил ученых при университетах, организации всевозможных научных экспедиций и популяризации научных знаний.

Развитие экспериментальных методов в естествознании уже в конце XVIII в. поставило вопрос о необходимости создания при вузах специальных исследовательских кабинетов, экспериментальных лабораторий, музеев, обсерваторий. Они способствовали, с одной стороны, обучению будущих специалистов, а с другой - проведению научно-исследовательских работ. Такого рода учреждения были к тому времени широко представлены в Европе, особенно в Германии, Франции и Великобритании. Во второй половине XVIII в. такие учреждения возникают и в России. Например, при Московском университете в 1760 г. была создана лаборатория органической и аналитической химии, в 1791 - зоологический музей, в 1830 г. - астрономическая обсерватория, 1892 г. -географический музей. Аналогичные учреждения возникают в университетах Петербурга, Харькова, Киева и других городов.

Эти исследовательские учреждения становятся во второй половине XIX в. основными очагами науки в России. Исследования и открытия в самых ведущих, передовых областях науки того времени - математике, физике, биологии осуществлялись силами профессоров, преподавателей и студентов университетов. Научные открытия П.Н. Лебедева, Н.Д. Зелинского, Н.Е. Жуковского, П.Л. Чебышева, Д.И. Анучина и многих других видных ученых были сделаны в лабораториях и кабинетах университетов.

Наряду с академией и университетами значительную роль, хотя и меньшую по сравнению с первыми, в научных исследованиях играли и другие научные организации: Геологический комитет, Почвенный и Центрально- статистический комитеты и др.

В конце XIX в. появляются первые частные учреждения, которые можно условно отнести к категории научно-исследовательских институтов. Это Петрографический институт братьев Арминовых, институт "Поверхность и недра" П.П. Пальминского, институт экспериментальной медицины в Москве, в котором развернулась деятельность И.П. Павлова. Однако количество этих организаций было крайне мало и они не играли значительной роли в научных исследованиях страны.

Таблица 1: Вклад регионов мира в развитие научно-технической деятельности, %
ЕвропаАмерикаРоссияАзия
Количество выдающихся открытийVII в. до н.э. - к. V в. н.э.800 020
к. V в. - н. XII в.210079
н. XII в. - к. XIX в.80398
Количество выдающихся изобретенийVII в. до н.э. - к. V в. н.э. 710029
к. V в. - н. XII в.300070
н. XII в. - к. XIX в.900010

Источник: Рассчитано автором по [18]

Ещё более редкой организационной формой проведения научных исследований в России были промышленные лаборатории и бюро. Если в странах Западной Европы, США, Японии уже многие крупные предприятия имели свои исследовательские центры, то в России их практически не было; исключение составляли лаборатории на Обуховском и Путиловском заводах (в Японии, например, насчитывалось в то время около 160 промышленных исследовательских центров). [43]

Рисунок 2: Рост численности научных учреждений в России с 1725 - 1917 гг.

Источник: [2]

Развитие сети научных учреждений, интенсификация научной деятельности, научные достижения и открытия российских ученых оказали огромное влияния на повышение авторитета отечественной науки в мире. Мировое признание выражалось в приглашении русских ученых с докладами в ведущие университеты и Академии Западной Европы и США, награждение их почетными званиями различных иностранных научных обществ, избрание их в руководящие органы международных научных конгрессов и симпозиумов.

Однако наибольшие заслуги российской науки были отмечены вручением нобелевских премий русским ученым: И.П. Павлову за изучение процессов пищеварения - 1904 г; И.И. Мечникову за изучение иммунологии инфекционных заболеваний - 1908 г. Еще раньше, в 1901 г., золотая нобелевская медаль была присвоена В.В. Маркову за заслуги в развитии нефтяной промышленности.

Несмотря на успехи русских ученых и признание их достижений со стороны мировой науки, наука в России всё же ещё сильно отставала от французской, английской, германской и американской по всем показателям развития научного потенциала. Общая численность ученых в 1914 г. составляла в России 11,6 тыс. чел. (при общей численности населения 130 млн. чел.) и была в несколько раз меньше общей численности ученых в Германии и Великобритании. [43] Даже при таком незначительном научном потенциале не осуществлялось полное финансирование науки. Средств не хватало не только на расширение сети научных учреждений, но и для нормального функционирования уже имеющихся.

Кроме того, государство не оказывало никакой поддержки исследованиям в университетах. Они считались частным делом профессоров и преподавателей и дополнительно не оплачивались. Не было также органа, на который возлагались бы функции контроля и координации, не говоря уже о планировании научных исследований. Всё это приводило к стихийности в научных исследованиях, распылению сил, дублированию. В структуре научных исследований полностью доминировала фундаментальная наука, осуществляемая силами Академии и университетов. Преобладание теоретических исследований над прикладными и опытно-конструкторскими работами, практически отсутствие в организационной структуре науки научно-исследовательских институтов и промышленных лабораторий тормозило развитие промышленных НИОКР в России, ставило конкурентоспособность её экономики в зависимость от иностранных патентодержателей.

Автор
Содержание
Назад
Далее
Главная
Hosted by uCoz