|
|
|
|
| ||||||||||
1.2 Особенности развития и функционирования инновационной деятельности в период первых и довоенных и послевоенных пятилеток (до 1955 года) Уже с первых месяцев существования советской власти науке было отведено особое положение в планах развития молодого государства. В декабре 1917 г. появляются первые указания, свидетельствующие о научном подходе к государственному планированию, о месте и роли науки в построении нового общества, научно-технической политике в целом. Задачи, которые решала в этой области новая власть, были двоякими: с одной стороны, это полная мобилизация всего научного потенциала для решения актуальных народнохозяйственных задач (привлечение ученых и специалистов старой царской научной школы к научно-технической работе, создание нового научного потенциала из имеющихся человеческих и материальных ресурсов), с другой стороны - построение совершенно новой системы организации научных исследований, при которой они были бы наиболее эффективны. Первая задача решалась, главным образом, путем создания научных коллективов, исследовательских групп, ядро которых составляли "старые специалисты". Только в 1918 г. по стране было создано 33 новых НИИ в том числе: Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), Физико-химический институт в Москве, Рентгенологический и Радиологический в Ленинграде. Одновременно происходил количественный рост нового научного потенциала. Это отразилось на бурном росте вузов по стране, численность которых увеличилась в 1922 г. почти в 2 раза по сравнению с 1917 г. и росте численности студентов (со 127 тыс. чел. в 1917 г. до 216 тыс. в 1922 г.). Появились новые университеты в Костроме, Тамбове, Смоленске и др. городах. Вместе с этим происходил рост финансирования науки со стороны государства. Расходы на содержание научных учреждений выросли в 1918 г. в 14 раз по сравнению с 1917 г. В целом сумма государственных субсидий на развитие научной деятельности по сметам всех ведомств составляла около 3% от общих расходов пролетарского государства. Для того времени, особенно учитывая условия гражданской войны и хозяйственной разрухи, этот процент может считаться очень высоким. Все это говорит о той большой роли, которую отводило государство науке в развитии общества. Ученые были взяты под особую опеку государства. Для США такой подход не был характерен. Научно-технический прогресс в основном происходил за счет частного сектора. Этому, конечно, способствовал антимонопольный закон США. Для увеличения доходов и снижения конкуренции фирмы все больше стали прибегать к промышленным исследованиям и нововведениям. Использование патентов помогало сохранить рыночную власть без столкновения с антимонопольным законом. Среди вопросов, стоящих перед советской властью, связанных с перестройкой системы организации научных исследований, наиболее актуальными были: 1) сближение науки и производства; 2) коллективная организация исследовательской работы; 3) координация и центральное регулирование научной деятельности. Одной из главных проблем, привлекавших пристальное внимание государственных органов, было сближение работы научных учреждений с производством. Власть должна была, прежде всего, ликвидировать исторически сложившийся в России отрыв так называемой "чистой" (академической) науки от непосредственных потребностей и запросов практики. В США такой проблемы не было, высококвалифицированное обучение не проводилось. Государственная политика была направлена на подготовку специалистов для прикладных исследований в промышленности. Другими важными вопросами организационного характера были: "замена единичных усилий коллективным научным творчеством", организация науки как единого коллектива, в противоположность к сохранявшемуся в остальных странах мира индивидуализму, разрозненности и хаотичности научных исследований. Приоритет именно коллективной формы научных исследований был обусловлен, во-первых, сдвигами, происшедшими в самой структуре науки, связанными с последней научной революцией, в которой индивидуальное научное творчество становится невозможным и, во-вторых, "чрезвычайной серьёзностью хозяйственных проблем, которые без коллективных усилий неразрешимы". В это время происходит увеличение численности научно-исследовательских институтов, которые становятся главными научными учреждениями страны, отодвигая на второй план высшие учебные заведения. В США в основном промышленные исследования проводились в 5 штатах (Нью-Йорк, Нью-Джерси, Пенсильвания, Огайо, Иллинойс), что говорит об активном формировании научно-исследовательских институтов и лабораторий. В них проживало более 70% всех ученых, занятых в промышленности в 1921-1927 гг. В Японии к 1915 году сформировалась научная и техническая основа страны. В течение 1914-1930 гг. было основано 38 научно-исследовательских лабораторий и несколько национальных исследовательских учреждений. [43] В СССР с проблемой "широко организованных коллективных исследований" был неразрывно связан вопрос о налаживании действенной системы координации научной деятельности и её управлением. Уже в 1917 г. было создано Управление научными учреждениями, в задачу которого входили координация деятельности научных учреждений и идеологическое руководство ими. Хотя на данном этапе научные коллективы ещё имели автономию в определении направлений исследований, распределении финансовых средств, все остальные вопросы (общее финансирование, материальное обеспечение) лежали уже на плечах организационно-хозяйственных структур, контролируемых полностью вышестоящими органами государства. Также как и в СССР, в Японии в 1933 году был создан Совет Науки для развития исследований. Финансировался он как за счет государственных, так и за счет частных фондов. Задачами фонда являлось создание эффективного управления исследованиями и распределение финансирования в университетах и исследовательских учреждениях. Мобилизация научных кадров, всего научного потенциала в решении научно-практических задач, внедрение в жизнь самых передовых идей организации научных исследований того времени не замедлили отразиться на росте научной производительности и открытий, сделанных в этот период. Так, в области физики П.Л. Капица в 1920 г. выдвинул идею определения магнитных моментов в атомном ядре, А.А. Фридман разработал нестационарную космологическую модель; в области биологии Н.И. Вавиловым был открыт закон гомологических рядов, наследственной изменчивости и естественного иммунитета растений, Н.К. Кольцовым были развиты представления о структуре генов, А.И. Опариным разработана теория происхождения жизни и многие др. Таким образом, в первые десятилетия Советской власти были заложены основы советской науки, создана сеть научных учреждений, центры подготовки научных кадров. В ряде научных направлений были достигнуты выдающиеся достижения. В период конца 20-х до середины 50-х гг. происходит активное включение науки в народнохозяйственную систему и подчинение её нуждам индустриализации, а в военное время - нуждам фронта. Произошел невиданный рост темпов научно-технической деятельности, численности научных кадров и научно-исследовательских учреждений. На первый план в структуре НИОКР выдвигаются прикладные исследования и опытно-конструкторские разработки, а среди секторов лидерство по всем показателям переходит к отраслевой науки. Именно расцвет, а затем и полное доминирование отраслевой науки является характерным признаком данного периода. В США в довоенный период промышленные исследования в основном сосредотачивались в области химической промышленности и связанных с ней отраслей, а также в электронной промышленности. Численность ученых и инженеров в промышленных исследованиях возросла от 3 тысяч человек в 1921 до 46 тысяч к 1946 году. В Японии активно развивалось производство железа и стали, химическое производство и другие отрасли тяжелой промышленности. Почти 70% экономического роста в промышленности приходилось на технологический прогресс. В Германии в химической промышленности было задействовано около 3 тысяч химиков. Новые технологии позволили утвердиться в качестве лидера на мировом рынке. Лидером же по производству автомобилей в Европе была Франция. Начало создания отраслевой науки было заложено ещё на предыдущей стадии, когда учреждались первые институты, подведомственные Высшему Совету Народного Хозяйства - органы, управляющие промышленностью. На второй стадии создавались уже не отдельные институты, а отраслевая наука как упорядоченная сеть институтов. Так, в отраслях химии в 30-е гг. действовало 33 научно-исследовательских института, машиностроении - 17, электротехники - 6 и горнорудном деле - 14. Итогом периода стало создание сплошного фронта научного сопровождения производства, где каждой отрасли, подотрасли и каждому виду производственной деятельности соответствовало определенное звено отраслевой науки (институт, отдел, лаборатория). Характерной чертой СССР было отсутствие частных исследовательских лабораторий. Так, например, в Японии в 1923 г. насчитывалось около 162 частных лабораторий на основе различных предприятий. В 1930 г. их число уже достигло 349, которые затрачивали на свои исследования около 30 млн иен (0,22% ВВП),а в 1942 г. - 711, которые расходовали 590 млн иен, что составляло 1% ВВП. [43] Принцип подчинения науки государству, целям народнохозяйственного развития оказал огромное влияние на развитие других секторов НИОКР и на направление научных исследований. В академическом секторе продолжался количественный рост, но в нем уже главенствовали институты, исследования которых имели практический характер (энергетика, геология, горное дело). Академическая наука становится все более второстепенной, выдвигая на передовые рубежи отраслевую, которая станет самым многочисленным сектором НИОКР СССР. В то же время в высшей школе происходит существенное сворачивание научно-исследовательской деятельности в связи с ориентацией вузов на массовую подготовку специалистов для народного хозяйства. Университеты и учебные институты перестают быть теми флагманами науки, которыми они были в дореволюционное время. В США университеты тоже не являлись центром американской науки. Исследования в академическом секторе не приветствовались. Большинство университетов США финансировались больше за счет средств штатов, чем правительством Америки. До 1940 г. не было областей, в которых университетские исследования могли бы считаться научными. Все ученые, которые занимались научной деятельностью, являлись выпускниками европейских университетов. Концентрация научного потенциала в отраслевом секторе предопределила то, что большинство открытий и достижений этого периода были сделаны именно в нем. Это - открытия в области ракетостроения и космонавтике, первое промышленное производство синтетического каучука, оборонные разработки, сыгравшие немалую роль в победе над фашистской Германией, достижения в области исследования ядерной энергии и её использовании в военных и мирных целях. Влияние государства на направления и характер научно-исследовательской работы, проявляющееся в жестком планировании, указаниях и контроле, способствовала резкому ограничению свободы научного поиска, сворачиванию исследований в отдельных областях, и даже физическому уничтожению не согласных с политикой государства ученых. В это же время происходит борьба за "подлинную" науку в различных областях знаний. Некоторые отрасли науки, получившие толчок развития в первые послереволюционные годы, были объявлены лженауками. В результате этого особенно пострадала генетика, теория относительности и космология в физике, кибернетика. Что касается общественных наук (экономики, истории, философии и литературоведения), то здесь диктат государства был настолько силен, что не могло быть и речи о какой-либо свободе мнений. Все это негативно отразилось на развитии указанных наук в нашей стране, сказалось на будущем отставании СССР от развитых капиталистических стран.
| ||||||||||||||
|
|
|
|
|