Значительна проблема неравенства освоения мирового пространства в секторе международного туризма, что позволит сделать следующие заключения и выводы:
1.Каждая территория имеет свой рекреационный потенциал, который, зависит и от того, какая часть территории занята на иные хозяйственные нужды.
2.Современный мир исключительно разнообразен со всех точек зрения. Различны природные и природноресурсные, историко-культурные, этноконфессиональные, социально-экономические условия разных стран и районов. И именно это разнообразие--основа функционирования такой отрасли социальной сферы как туризм. Ведь именно стремление увидеть что-то новое вовлекает людей в эту сферу. Решающую роль в международном туризме играет абсолютное преимущество. Действительно, некоторые страны имеют уникальные туристские ресурсы: исключительные природные места, такие, как Ниагарский водопад в США, гора Джомолунгма в Непале и др.; памятники искусства-- пирамиды фараонов в Египте, Тадж Махал в Индии, Акрополь в Греции, Колизей в Италии и др. Уникальные природные памятники и произведения искусства, созданные человеком, определяют монопольное положение той или иной страны и побуждают иностранных туристов приезжать в нее. Специализация многих стран непосредственно связана с наличием природных ресурсов для предложения иностранным гостям. Они исключительно характеризуют местонахождение страны и являются определяющими для потоков международных туристов. Так, наличие превосходных морских пляжей и солнечный климат в Средиземноморских странах порождают туристские потоки на их курорты из таких развитых стран, как Австрия, Великобритания, Германия, Швейцария и др. А свой спрос на лыжный спорт испанцы, греки удовлетворяют в той же Швейцарии или Австрии, Италии.
Важным мотивом прибытия иностранных туристов является историко-культурное наследие страны. Для того чтобы любоваться загадочной улыбкой Моны Лизы или восхищаться величием Собора Парижской Богоматери, в Париж приезжают туристы со всего мира.
3. Стоимость природных ресурсов и историко-культурных памятников зависит от их доступности и качественных характеристик. Следовательно, в зависимости от степени доступности к этим ресурсам и их эксплуатации для целей туризма они приобретают экономическое значение.
4. Из вышесказанного можно сделать вывод о еще одном важном факторе туристского продукта - капитал. Развитие туризма требует развитой инфраструктуры, а для этого нужны огромные инвестиции. Этим и объясняется активное развитие туристской отрасли в индустриально развитых странах.
5. География перспектив регионов-доноров в туризме очень противоречива, она оценивалась по трем категориям:
низкая - ниже 3% роста в год
средняя - между 3% и 4% роста в год
высокая - с превышением 4% роста в год
6. Что касается регионов, то Всемирная Туристская организация провела официальную классификацию принадлежности стран мира по основным туристическим регионам:
Таблица 1: Основные туристические регионы мира.
Европейский регион
Американский регион
Азиатско-Тихоокеанский
Африканский
Ближневосточный
Южно-Азиатский
Центральная и Восточная Европа; Западная Европа; Северная Европа; Южная Европа; Восточное Средиземноморье
Северная Америка; Южная Америка; Центральная Америка; Карибский бассейн;
7.Выявилась необходимость выделить ряд субрегионов в отдельных регионах, так как слишком велики в них варианты перспективного роста выездного туризма. К ним относятся субрегионы. Центральной и Южной Америки, Восточной Азии и бассейна Тихого океана, а также Ближнего Востока. Североамериканский субрегион не радует высоким показателем выездного туризма, так как здесь набирает силу внутрирегиональное движение.
8.Перспективы роста въездного туризма оценивались по тем же параметрам. Следует выделить ВАТ с колоссальными показателями, ближе к 10% и выше в год; Карибский субрегион; Ближневосточные страны - Саудовская Аравия и Египет. По другим регионам и субрегионам перспективы въездного туризма оцениваются на среднем уровне, т.е. в объеме 3-4% в год.
Однако не стоит забывать о том, что перспективы эти условны, равно как условен туризм вообще. Картина будет меняться, поскольку меняется общество, меняется "политика" которую оно ведет, а не равномерность туристского освоения мира во многом ею определяется.