Автор
Содержание
Назад
Далее
Главная
Глава 1: Современный международный туризм и тенденции его развития в мире

Современный туризм играет одну из главных ролей в мировой экономике. Эта отрасль развивается быстрыми темпами и в ближайшее время станет наиболее важным ее сектором. Ежегодный рост инвестиций в индустрию туризма составит около 30%.

Особенно стремительно индустрия туризма развивалась в послевоенные годы. В хозяйственный оборот туризма вовлекались все новые и новые страны всех континентов. За 35 лет число туристов, выехавших в другие государства, возросло почти в 13 раз (с 1938 по 1985 гг. примерно в 27 раз), а доход от туризма - в 55 раз. [9]

Какие причины стали залогом столь бурного развития?

  • Политические. Да, в этот период шли региональные войны на Ближнем Востоке, в Корее, Вьетнаме, но все же на основной части планеты царил мир. А мир основное условие развития туризма.

  • Экономические. Люди много работали и больше зарабатывали, происходил рост численности населения в индустриальных странах. Возросла психологическая нагрузка на работающих; из-за ускорения трудовых процессов возросли заработки, следовательно, увеличились, и потребность трудоспособного населения в отдыхе, и покупательная способность.

  • Распространение культуры и образования породило интерес к познанию других народов и цивилизаций. Сегодня туризм трансформирует прежде закрытые общества в открытые, где контакты между людьми из разных стран становятся повседневной реальностью. Это удовлетворяет потребности людей во встречах и обменах с другими культурами. Неоспоримо, что туризм один из влиятельнейших феноменов (если не самый влиятельный) экономического и социального развития нашего общества.

  • Рост продолжительности отпусков и вообще свободного времени работающего человека. Многие теперь могли поделить отпуск на две-три части или предпринять путешествие в уик-энд.

  • Успехи в развитии транспорта, особенно гражданской авиации. Стало возможным в короткие сроки перенестись в самые удаленные уголки мира.

  • Развитие средств информации. Огромное влияние на потенциальных туристов оказало распространение телевидения, выпуск специализированных журналов и газет с полной информацией для пользователей. В послевоенный период путешествия, бывшие до сих пор привилегией преимущественно "отдыхающего" класса, стали жизненной потребностью значительной части населения, а затем и нормой потребления. [1,2,14]

То, что к туризму приобщались самые широкие слои населения, вызвало массовый спрос на экономические путешествия с полным обслуживанием, организуемые агентствами путешествий, число которых в мире быстро растет. Получили значительное распространение чартерные самолетные рейсы и круизы.[1]

Начало 80-х гг. ознаменовалось спадом в мировой экономике, который стал причиной сокращений международных путешествий вплоть до 1984 г. Этот год, как и следующий, 1985, стали рекордно удачными для европейских туристических центров. Однако авария на Чернобыльской АЭС в СССР в 1986 г., а также террористические акты ливанских экстремистов и ослабление американского доллара по сравнению с валютами других стран привели к уменьшению туристских потоков в мире. Во второй половине 80-х гг. положение нормализовалось. В этот период некоторые страны Тихоокеанского бассейна (Австралия, Гонконг, Таиланд, Китай), а также Европы (Португалия и Турция) испытали бурный рост, другие же, наоборот, спад, например, ранее процветавший и славившийся своей индустрией туризма Ливан.

90-е гг. также начались неблагоприятно для развития международного туризма. В этом главную роль сыграла война в Ираке, названная "Буря в пустыне". Вскоре после начала войны прекратились путешествия в этот регион, а также в восточное Средиземноморье и Северную Америку, замедлив тем самым, темпы роста международного туризма.

Статистика ВТО показывает, что за 20 лет число прибытий международных туристов почти утроилось со 160 млн. человек в 1970г. до 460 млн. в 1990г. Однако в 1991 г. международный туризм потерпел значительную неудачу, и рост прибытий составил всего 1.5% Очередной подъем наблюдался только в следующем - 1992 г., когда рост составил 8%. При этом общее число прибытий туристов в 1992 г. увеличилось до 504 млн. человек, в 1993 г. - до 518 млн., а в 1994 г. - до 546 млн. Годовые поступления средств от международного туризма (не включая поступления от транспорта) начали возрастать в 80-х гг. и в 1999 г. достигли 455 млрд. долл (рис 1). Поступления от туризма растут быстрее и регулярнее, чем число туристов, путешествующих в мире, но это связано не с инфляционными прессами, происходящими в мире, а с повышающейся эффективностью отрасли.[1,9,18]

1.1 Основные виды туризма и факторы, влияющие на его развитие

Существуют разные подходы к классификации туризма: по значению, характеру организации, общественной функции и технологии, по продолжительности путешествий, интенсивности туристских потоков, возрасту участников, по социальным группам, в зависимости от способа передвижения и др. Для классификации видов международного туризма, по нашему мнению, следует использовать целевую функцию туристической поездки.

В зависимости от цели поездки туризм можно подразделить на:

  • 1. Лечебно-оздоровительный, включающий в себя климатолечение, бальнеолечение, грязелечение, купально-пляжные, прогулочные процедуры и др.

  • 2. Спортивный, включающий водный, пешеходный, горнолыжный, велосипедный, автомобильный, альпинизм и др.

  • 3. Познавательный, подразделяющийся на знакомство с природными, культурно-историческими, хозяйственными достопримечательностями. Сюда же следует отнести этнический и культурно-развлекательный туризм.

  • 4. Специализированный, включающий деловой, конгрессный, религиозный фестивальный и др.

  • 5. Экотуризм - особый вид туризма, основанный на устойчивом использовании, как природных, так и культурных ресурсов, который планируется и развивается таким образом, чтобы избежать их потерю и деформацию.

  • 6. Шоп-туры, а другими словами, "челночная торговля" - вид туризма, который до 1996 г. в России составлял 60% выездного туристского потока.

  • 7. Научный туризм - вид туризма, связанный с проведением международных научных съездов, конференций, симпозиумов, семинаров, сочетающийся нередко с другими видами туризма. Если раньше эти научные форумы проходили чаще в крупных научных центрах, больших городах, то ныне организаторы стремятся проводить их ближе к природе - на суше или воде (на судах).

  • 8. Фестивальный туризм - широкая гамма туристских туров, которые организуются для посещения национальных и международных ярмарок и выставок, спортивных соревнований, среди которых особое место занимают всемирные олимпиады.

  • 9. Религиозный туризм - паломничество к "святым местам". Характерен для представителей крупных мировых религий и представлен, как в организованной форме (даже с участием церкви), так и в стихийных формах (когда направляются в Мекку, Лхасу, Иерусалим и др. религиозные центры).

  • 10. Ностальгический туризм - туристские поездки к местам рождения, прошлого проживания, проживания предков. Стал довольно распространен в связи с перекройкой политической карты, в частности, Европы.

  • 11. Сельский туризм - рекреационные путешествия в сельскую местность как реакция на "экологическое давление" в городах. Этот вид туризма все более распространяется в развитых странах.[1,2,18,14]

Точно определить соотношение разных типов туризма очень сложно, тем более что существует большое число смешанных типов туров: познавательно-деловые, рекреационно-познавательные и др. Наиболее массовыми типами туризма являются познавательный и рекреационный. На их долю падает, по-видимому, более трех четвертей всех туристов, значительно меньше, около 10-15%, приходится на деловой туризм. Далее следует научный и все его виды. В последние годы стал популярен экологический (его еще называют "мягким"), для которого приоритетна забота о культурном благополучии туристских районов, щадящем использовании их ресурсов и минимализация ущерба окружающей среде. [18]

Чтобы процесс становления вышеназванных видов международного туризма носил целенаправленный характер и был управляем, необходима научная оценка условий и факторов, обуславливающих их развитие.

Организация международного туризма - это сложное явление, в котором переплетаются потребности и реальная деятельность людей, природные, технические и экономические процессы. С научной точки зрения задача состоит в том, чтобы выявить закономерности этого, хотя гетерогенного, но целостного явления.

На основании изученной литературы можно выделить 8 основных групп факторов, определяющих возможность реализации выделенных видов международного туризма. [1,2,7,14,18]

  • 1. Социально-экономические факторы. Эти факторы являются основополагающими и включают: характер общественно-экономического строя; степень развития производительных сил, индустриализацию и научно-техническую революцию; объем и структуру свободного времени; материальное благосостояние; трудовую деятельность, культурный уровень, профессиональную и образовательную структуру населения.

  • 2. Демографические факторы. К ним относятся: численность, территориальное распределение населения и его возрастная структура, урбанизация.

  • 3. Экологические и медико-биологические факторы включают качество среды постоянного проживания и состояние здоровья населения.

  • 4. Политические факторы включают в себя: стабильность внутренней политики и внешнеполитических отношений; расширение международных политических, экономических, научных, культурных связей и сотрудничества; упрощение паспортного и таможенного режима; социальная политика государства.

  • 5. Социально-психологические факторы. К ним относятся следующие: ценностная ориентация; влияние традиций и наличие определенных стереотипов поведения; религия; повышение престижа и рост социального статуса индивида; информационные средства и реклама [38].

  • 6. Природные факторы характеризуются разнообразием климатических, ландшафтных условий; экзотичностью флоры и фауны; наличием источников минеральных вод , месторождений лечебных грязей и др.

  • 7. Культурно-исторические факторы отражают богатство материальной и духовной культуры народов и включают: старинные города, памятники архитектуры; местности, связанные со знаменательными событиями истории; коллекции исторических музеев; места археологических раскопок и т.д. [29,38].

  • 8. Материально-технологические факторы определяются уровнем техники и технологии в отраслях транспорта, строительства, связи, коммуникаций; в средствах массовой информации; системе коммунально-бытовых служб, торговли и общественного питания [9].

Рассмотренные выше группы факторов характеризовались, прежде всего, в позитивном плане как способствующие развитию видов международного туризма. Однако следует остановиться на факторах, сдерживающих и даже тормозящих его рост. Из социально-экономических факторов, таких как, инфляция, рост преступности и безработицы, кризисы, нарушение условий товарообмена, а также отсутствие планирования в использовании природных и трудовых ресурсов являются сдерживающими, оказывающими отрицательное влияние на международный туризм.

С другой стороны, рост инфляции, например, может явиться фактором, способствующим увеличению выезда туристов в страны с выгодным обменным курсом валюты. [1,2]

В результате исследований, проведенных Всемирной Туристической Организацией, международные эксперты по туризму пришли к выводу, что туризм менее чем другие отрасли экономики испытывает на себе влияние экономического кризиса, который может в течение определенного отрезка времени лишь частично затормозить его развитие.

Все вышеперечисленные группы факторов можно разделить на два класса: селективные и реализующие. Как те, так и другие, могут быть локализующими и нелокализующими (общего действия), но в рамках международного туризма на эти подклассы более четко подразделяются реализующие факторы.

Селективные факторы определяют необходимость и целесообразность развития международного туризма. К этим факторам можно отнести социально-экономические, демографические, политические и социально-психологические.

Реализующие факторы способствуют наиболее полному удовлетворению потребностей в туризме. Это, прежде всего, материально-технические факторы, объединенные в подкласс общего действия.

Локализующие факторы определяют границы туристической деятельности на конкретной территории в регионе или отдельной стране. К таким факторам относятся природные, экологические и медико-биологические, культурно-исторические. [7,14,18]

Автор
Содержание
Назад
Далее
Главная
Hosted by uCoz