Словарь Вебстера поясняет слово "турист" как "кто-либо совершающий путешествие для удовольствия или из интереса", другой словарь ХIХ века содержит более интересные значения: "люди, которые путешествуют для удовольствия, из любопытства и от того, что им нечего делать" и "даже для удовольствия хвастаться этим потом".
В наши дни, международный туризм приобрел не просто массовый характер, а стал по праву одной из ведущих, высокодоходных и наиболее динамичных отраслей мирового хозяйства. Специфика туризма, как отрасли экономики, состоит в том, что она объединяет внутри себя целый ряд отраслей, таких как: транспорт, связь, гостиничное хозяйство, банки, сферу развлечений и т.д. В некоторых государствах, туризм является одной из важнейших статей внешнеэкономической и внутрихозяйственной деятельности.
Становление общемирового туристского рынка сопровождается мощными процессами транснационализации, которые находят выражение в международном переплетении частных капиталов, усилении связей между монополиями разных стран и в широком развитии транснациональных компаний в сфере турбизнеса. Уже сегодня туризм является третьей по доходности отраслью мировой экономики, после экспорта нефти и автомобилей, а к 2005г. туризм должен выйти на первое место. На долю туризма приходится около 10% валового продукта нашей планеты, примерно 30% мировой торговли услугами и около 7% мировых капиталовложений.
Особенно стремительно индустрия туризма развивалась в послевоенные годы. В хозяйственный оборот туризма вовлекались все новые и новые страны всех континентов. За 35 лет число туристов, выехавших в другие государства, возросло почти в 13 раз (с 1938 по 1985 гг. примерно в 27 раз), а доход от туризма - в 55 раз.
По прогнозу Всемирной Туристской Организации (ВТО), к 2020г. количество международных поездок возрастет почти в три раза и достигнет 1,6 млрд. При этом доходы от гостинично-туристских услуг будут увеличиваться опережающими темпами и могут повыситься с 445 млрд. долл. США в 1998г. примерно до 2 трлн. долл. в 2020г.
Туризм-пространственное явление, связанное с возможностью использования рекреационного и историко-культурного потенциала территорий стран и их отдельных регионов в определенных социально-экономических и политических условиях. Именно география, позволяющая проводить анализ и синтез пространственных явлений и процессов с учетом знаний географической среды, может добиться наиболее глубокой интерпретации социально-экономических явлений, связанных с туризмом. В результате получает свое развитие география туризма-научного направления, теоретической основой которого является разработка территориальной организации рекреационных систем.
С начала 80-х годов нашего столетия наметился сдвиг в приоритетах путешественников. Вместо жаркого солнца все чаще предпочтение отдается тенистым лесам, а вместо городских громад-поселениям традиционных народностей. Поэтому, объектом исследования в курсовой работе будет территория Украинских Карпат, обладающая не малым рекреационным потенциалом и перспективностью стать известным туристским регионом. До распада Советского Союза и образования стран независимого содружества, широко использовались советскими гражданами рекреационно-бальнеологические ресурсы Карпатского региона. После распада, проблемы социально-экономического характера повлияли на туристские потоки в регион.
Основной целью данной работы является изучение рекреационного потенциала, проблем и перспектив развития туристской отрасли Украинских Карпат. Для достижения поставленной цели будут рассмотрены следующие задачи:
- ·Анализ тенденций развития отрасли международного туризма в мире;
- ·Классификация международного туризма и факторы, влияющие на его развитие;
- ·Проблема неравенства в международном туризме;
- ·Изучение рекреационного потенциала и проблем развития отрасли туризма в Украинских Карпатах;
- ·Анализ природных и культурно-исторических условий развития туристской деятельности в Карпатском регионе.
- ·Анализ социально-экономических условий развития отрасли туризма в Карпатском регионе;
- ·Изучить структуру рекреационного комплекса Карпатского региона;
- ·Рассмотреть стратегические ориентиры и факторы, подтверждают приоритетность развития сферы туризма в Карпатском регионе;
- ·Прогноз тенденций и перспектив в развитии международного туризма в регионе Украинских Карпат.
Теоретической и методологической основой курсовой работы являются труды отечественных, зарубежных, украинских географов и экономистов, специалистов в области страноведения, рекреационной географии и международном туризме.
Практическая ценность работы заключается в том, что полученные выводы могут лечь в основу принятия управленческих решений для установления взаимовыгодных связей между Россией и Украиной, и создания единой, перспективной туристической индустрии.
В соответствии с поставленной целью и задачей курсовой работы, построенная структура работы состоит из: введения; 1,2,3 глав; заключения; объема текста 60 листов; списка литературы из 26-ти источников; приложение с картами и таблицами.
Особую благодарность хочется выразить научному руководителю К.В.Кружалину за внимательное отношение и поддержку на всех этапах работы, а также сотруднику кафедры мирового хозяйства Валеву Э.Б. за помощь в подборе литературы и карт, необходимых по данной тематике.