Автор
Содержание
Назад
Далее
Главная
Глава 2. Анализ становления крупнейших городов Европы и их пригородов

2.1 История развития и современное положение Парижа и его пригородов.

"Если тебе повезло и ты в молодости побывал в Париже , то где бы ты ни был потом, на протяжении всей твоей жизни, он останется с тобой, потому что, Париж - это праздник которой всегда с тобой, в твоем сердце!!!!!!"
Е. Хемангуэль "Праздник который всегда с тобой"

Париж в течении многих столетий в полной мере выражал выдающуюся роль Франции; "в нем, как в фокусе, концентрировались события её истории" (48). В лице Парижа Франция создала город мирового значения. Энгельс писал о Париже как о центре, "в нем сходятся нервные нити всей европейской истории и из которого через определенные промежутки времени исходят электрические заряды, потрясающие весь мир" (39).

Экономико-географическое положение Парижа определило всю дальнейшую его судьбу. Э. Реклю отмечал, что Париж расположен "в вершине большого треугольника великих путей Франции", ведущих на север и северо-восток - к Ламаншу и равнинам Северной Европы, на юго-восток - к Роне и средиземному морю и на юго-запад - к Гароне и Пиренеям. Весьма благоприятно было микроположение Парижа на р. Сене. В последствии росту Парижа способствовал характер долины реки в этом месте: здесь река шире, течение её спокойнее, окружающие возвышенности (Монмартр, Монпарнас) дальше отстоят от берега, оставляя удобные строительные площадки (39). Ниже и выше Парижа долина Сены значительно теснее, а ниже по течению образует множество меандров, затруднявших строительство города.

Рисунок 6. Изменения численности в Париже от Средневековья до сегодняшних дней

Свое название город получил от галльского племени паризиев, которые в I в. до н.э. основали здесь у переправы через реку на острове Сите, первое поселение.

Средние века (XI-XVв.) являются поворотными в жизни городов не только Франции но и всей Западной Европы. Именно в это время зарождается современный город - город, развивающийся благодаря своей экономической функции. Многие города стали развиваться за счет миграции сельского населения в город. Особенно большим притоком населения из провинций был Париж.

Рисунок 5. Возрастная структура населения новых городов Иль-де-Франса в %.

В течение следующих трех столетий большим толчком развития городов Франции стала централизация власти в стране. Во Франции в то время был монархический строй. Уже в XVI в. Генри II выразил желание ограничить рост Парижа. Несколько монархов в том числе и Людовик XV, пытался без большого успеха запретить всякое строительство за пределами городских стен.

На рост городов в XIX веке повлияло промышленная революция, развитие железнодорожного транспорта и резкое увеличение миграции населения, что сказалось на расширении ареалов городов. Первая перепись населения во Франции 1846 года определила порог численности городского населения - 2 тыс. человек, что не изменилось и до наших дней. Население Парижа на тот период насчитывало 547 тыс. человек, это составляло лишь 2% от всего населения Франции (10). Крупные города превратились в агломерации и окончательно сложилась модель урбанистической структуры страны. Во второй половине XIX века ход урбанизации сказался на росте населения, горожан выросло на 75 %, то есть произошла "городская революция", так как изменения в сфере транспорта, экономики и сельского хозяйства сказались на привлекательности городов.

Пригороды Парижа начали быстро развиваться в конце XIX начале XX вв. хаотично, без каково - либо плана. О чем пишет Ж. Бастье в 1968 г.: "Парижские окраины представляют собой прекрасный пример "хаотической городской застройки". Таким образом, появляется необходимость руководствоваться правилами урбанизма, составлять локальные планы и вести политику строительства жилья, что приведет к упорядочению структуры города. Урбанистическая суть жизненного уровня Парижа трансформировалась и обновлялась. Стало необходимостью разработать долгосрочный план развития городов Франции, и утвердить в законодательном порядке. Для этого префект департамента Сена организовал несколько конкурсов по обустройству Парижа и его окружения. В 1921 году город насчитывал 2926 тыс. жителей, а городская периферия 1505 жителей. Спустя 10 лет численность населения Парижа несколько сократилась до 2900 тыс. жителей, а пригороды увеличились до 8016 тыс. жителей (34). Мы видим, что периферия выросла по причине неконтролируемости увеличения протяженности пригородов. (рис.4., приложение табл.8.).

Таблица 1. Общие сведения об Иль-де-Франсе на 1990.

Компоненты системы расселенияНаселения тыс.чел.% от агломeрации% от Иль-де-Франса
Париж2152.423.120.2
В. Сена1391.714.913.1
Сена-Сен-Дени1381.213.012.6
Валь-Де-Марн1215.511.111.4
Малая корона3988.442.836.5
Сена и Марна305.22.82.9
Ивелин1079.311.69.9
Эссон918.98.68.6
Валь-д'Уаз874.68.08.0
Большая корона317834.129.8
Пригородная зона7166.467.265.5
Агломирация9318.810087.4
Иль-де-Франс10660-100

Источник: 47

Генеральный совет департамента Сена в начале ХХ-го в. учредил комиссию по обустройству своего департамента. Но только в 1928 году президент Пуанкаре создал Высший комитет по обустройству и организации Парижского региона. Этот комитет взял на себя исследования по градостроительству и внедрения эффективных механизмов контроля за дальнейшим увеличением численности Парижа, что повела за собой большую социальную напряженность. Высший комитет, членом которого был Генри Прост (главный архитектор правительства), имел задачей определить контуры Парижского региона в радиусе 35 км с центром Нотр-Дам-де-Пари, наметить главные линии транспортных систем и уличного движения (5 радиальных шоссе, связанные кольцевой дорогой окружающий Париж на растоянии15-20 км. от центра). Также определил зоны отдыха и охраняемые зеленые пространства (Версаль, Сен-Жермен, Марли, Модо и тд.) (27,34). На основе этого был создан в 1934 году I-ый Генеральный план (план Проста). План Проста был представлен в этом же году в министерстве внутренних дел, на расматрение муниципальных советов коммун пригородов. И только спустя 5 лет правительство одобрило его своим декретом в 1939 году, хотя к тому времени он уже устарел. Начиная с 50-х годов, правящие круги Франции все чаще подымают вопрос об урбанизации, то есть о развитие Парижского района (приложение табл.26).

Таблица 2. Динамика населения Большого Парижа с 1975 по 1990 гг.

Компоненты системы расселения
Население тыс. чел.Динамика, 1982-1975 гг.Население тыс.чел.Динамика, 1990-1982
1975 г1982 г.тыс.чел%ср .темп за год1990 г.тыс. чел.%ср.темп.за год
Париж2299.82176.2-123.6-5.4-0.82152.4-23.8-1.1-0.1
Малая корона
В. Сена1438.91387-51.9-3.6-0.51391.74.70.30.0
Сена-Се-Дени1322.11324.32.20.20.01381.256.94.30.5
Валь-де-Марн1215.71193.7-22-1.8-0.31215.521.81.8
Всего3976.73905-71.7-1.8-0.33988.483.42.10.3
Большая корна
Сена и Марна179.1234.755.631.04.4305.270.530.03.8
Ивелин919.71003.683.99.11.31079.3
Эссон801.3849.147.86.00.9918.969.88.21.0
Валь-д'Уаз702.2765.663.49.01.3874.610914.21.8
Всего2602.32853250.79.61.4317832511.41.4
Пригород6579.16758178.92.70.47166.4408.46.00.8
Иль-де-Франс9878.610073.1194.519.72.810660.1593.05.90.7
Агломерация8878.98934.255.30.60.19318.8384.64.30.5

Источник: 47

Усовершенствованный план Проста 1939 года вошел в основу созданного в 1958 году Генерального плана развития Парижского района (La Plan d'Amenagement et d'Organisation Generale de la Region Parisienne) (34). Данный Генеральный план положил начало так называемой "децентрализации" Парижа. Он поставил три основные задачи: реконструкция Парижа, развитие ближних пригородов и новое строительство дальних, a так же помешать концентрации населения и промышленного производства в столице, так как это ведет к ухудшению экологической ситуации в городе, где возрастает при этом нагрузка на городской транспорт и коммунальное хозяйство (приложение табл.7). На этот период население Большого Парижа составляло 7.2 миллиона человек, то есть 15% от всего населения Франции. В целях децентрализации Парижа издается закон запрещающий новое строительство крупных промпредприятий, запрещается расширение одних предприятий за счет других, повышаются налоги на земельные участки. С помощью финансово-экономических мер поощряется перевод промобьектов из Парижа в провинцию. Выдаются для этого займы и безвозвратные ссуды, пособия на перевод рабочего персонала, представляются льготы на покупку земельных участков, снижаются тарифы на электроэнергию и железнодорожные перевозки. В результате этой политики в течении 10 лет действительного перемещения промпроизводств не происходит, а лишь используются все эти меры и льготы, предложенные государством, для создания заводов-филиалов в провинции. Основные же производственные мощности и офисы Компаний, как правило остаются в Париже. Создания новых производств в провинции дает новые рабочие места и из Парижа выезжает более 5 тыс. человек. Приток людей в Парижскую агломерацию все же не уменьшается и в основном за счет миграции из соседних районов (приложение табл.7 ). В Париже ежегодно продолжают возникать многие сотни мелких предприятий (сфера обслуживания). Число занятых в промышленности и в строительстве ежегодно увеличивается на 30-40 тыс. чел. Париж продолжает расти в силу своей привлекательности как столица Франции (50).

Таблица 3

Компоненты

Департаменты агломерации

Численность населения тыс. чел.Площадь, тыс. км

На 1.01 1998 г.

Плотность населения, Чел./км

На 1.011998 г.

Кол. адм.Районов

На 1.01.1998 г.

19751982199019931998
Париж2298.82176.22146.92152.42127.010520.3691
Внутренняя зона пригородов (petite couronne)3976.73905.03990.53988.44056.06576.0763
О-де-Сен1438.91387.01391.0--1767.921
Сен-Сан-Дени1215.71324.31381.5--2365.851
Валь-де-Марн1322.11193.71218.02454.971
Внешняя зона пригородов (grande couronne)3602.13991.84513.23178.0-112504014
Сена и Марна758.8887.11075.3--5915182
Ивелин1082.31196.11306.1--2284572
Эсон923.1988.21083.6--1804601
Валь-д-Уаз840.9920.61047.9--1246841
Иль-де-Франс9878.610073.010650.610660.111027.0120128878
Источники: 39,47,50,68

Все принятые меры по децентрализации Парижа, больших результатов не дали. Список разрешений на промышленное строительство в столичном районе снизился на 35% в 1954-55 гг. до 19.5% в 1958 г. на 18 % в 1959г. Не смотря на это, число промышленных предприятий за 1954-58 годы выросло на 5500 единиц, и рост числа жителей Парижской агломерации продолжался за счет миграций из провинций (34).

В 60-х годах проблема развития Парижа особенно обострилась: резко ухудшилась экологическая ситуация, возросли транспортные трудность, субурбанизация привела к маятниковым миграциям и стихийному расползанию города. Численность населения Парижской агломерации оказалась в 8-10 раз выше чем, в других крупных агломерациях страны.

Промышленное лобби не было заинтересовано в децентрализации Парижа. Оно не хотело реформировать свои производственные мощности. В 1961 году децентрализация была остановлена. В этом же году создана префектура Парижского района, пользовавшееся поддержкой генерала де Голля, которая пересмотрела Генеральный план, переименовав его в Генеральную схему. Цель её: создать необходимые условия в самом Парижском районе для "поглощения" будущего роста агломерации, исходя из предположения, что к 2000 году численность населения Большого Парижа достигнет 16 млн. чел (61). Вследствие чего необходимо разрушать радиально-концентрическую структуру агломерации. И правительством было предложено построить Париж-2 (сосредоточие всех управленческих функций), новые города и в ближних пригородах создать необходимые условия для принятия мигрантов.

Таблица 4. Новые города Парижской агломирации с1970 по 1990 года.

ГородаНаселение, тыс. чел.
1975 г.1982 г.1990 г.1993 г.1997 г.
Сержи-Понтуаз69.5102.9158.9170.0188.0
Марн-ла-Валле103.1125.6209.2223.3247.2
Сен-Кантен-ан-Ивелин49.593.3128.7136.5150.0
Эври22.547.073.480.0-
Мелен-Сенар29.347.681.190.091.9
Всего273.9443.4651.3699.8770.0
Источник: 50

Данная Генеральная схема была опубликована в 1964 году. Она предусматривала увеличение жителей на 6 млн. чел. В рамках этой схемы был учтен проект реконструкции старого центра города с целью обновления обветшалых кварталов и застройки свободных земельных участков. Архитекторы Гелусте и Жанн Реноди свели все функции города в единую структуру, смешав административные, торговые, деловые и жилые постройки, увязав их конструктивно по архитектуре и благоустройству с учетом естественного ландшафта (террасы, сады). Другая задача этой схемы, упорядочить хаотическое расползание агломерации, направить его вдоль осей урбанизации на северо-запад (75км.) на юго-восток (90 км.) вдоль берегов Сены. Подобное развитие Парижа позволило бы распределить нагрузки на транспорт и обеспечить связи пригородов минуя сам Париж. Предполагаемое ранее создание 8-ми городов спутников (Кретей, Сасель и др.), не было реализовано в связи с демографическим кризисом и стали по сути дела "городами-спальнями". Генеральная схема была пересмотрена в 1969 году, а число городов спутников было сокращено до 5-ти (приложение 24.) (34).

Рисунок 7. Изменение миграционного прироста населения Иль-де-Франса и его составляющих с 1975 по 1982 год

Если подробно рассмотреть адменистративно-территориальное деление Парижского регионы, то увидим пятизвенную систему. Низшим звеном французского административного деления является коммуна (определённая численность населения, определённые границы, это первое звено государственной системы). Коммуна - это основа деления, её можно сравнить с сельсоветом который был когда-то в СССР. Граждане коммуны избирают муниципальный совет - низший орган государственной власти и первичный орган самоуправления. Председателем исполнительной структуры является мэр, который избирается муниципальным советом. Среди коммун широко развито межобщинное сотрудничество имея весьма развитые и гибкие формы. Одной из наиболее распространенных форм такого сотрудничества являются синдикаты коммун. Они могут быть как одноцелевыми, т.е. решать какую-либо одну задачу (например, уборка мусора, водоснабжение и т.п.), так и многоцелевыми. В1988 г. была введена форма так называемого выборочного синдиката, предусматривающая неодинаковые формы представительства муниципалитетов в зависимости от степени их реального участия в деятельности синдиката. В решении об учреждении выборочного синдиката излагаются его полномочия, и коммуны вправе участвовать в осуществлении, лишь части таких полномочий. В состав же так называемых смешанных синдикатов на ряду с коммунами могут входить и иные юридические лица (58).

Таблица 5. Возрастная структура населения новых городов на середину 80-ых годов, в %.

ГородаДо18 лет18-24 лет25-39 лет40-45 лет55 и более
Сержи-Понтуаз41.41037.78.82.1
Марн-ла-Валле40.811.038.86.92.5
Сен-Кантен-ан-Ивелин40.58.441.38.11.7
Эври38.416.737.35.91.7
Мелен-Сенар46.99.437.35.31.1
Всего41.310.738.67.42.0
Источник: 50

Далее идет кантон (несколько объединенных коммун), который введен для удобства управления государственными делами. Своих органов самоуправления в этой структурной единицы нет, кантон является избирательным округом. Эта более крупная единица создается для того, чтобы в каждом кантоне для жителей нескольких коммун был свой нотариус, судья, участок жандармерии, призывной участок и т.д. Затем идет округ. В округе насчитывается от 100 до 150 коммун. Во главе округа стоит лицо не избираемое, а назначаемое правительством. Четвертое звено - департамент, более крупная единица, включает около 400 коммун, или 35 кантонов (63). В департаменте имеется избираемый орган местного самоуправления - генеральный совет (может логичнее было бы назвать его департаментским советом?). Здесь достаточно своеобразное соединение принципов самоуправления и управления. Генеральные советники избираются не прямыми выборами, а многоступенчатыми; важно то, что представители граждан. Самая крупная административно-территориальная единица во Франции - регион. Регион имеет региональный совет. Регионы были образованы вместо провинций, которые много веков существовали во Франции., по традиции названия провинций стали названиями регионов. В регионе есть префект региона - им является префект самого крупного департамента, административный центр которого является центром региона.

Рисунок 8. Изменение естественного прироста населения Иль-де-Франса с 1975 по 1982 год.

После принятия закона от 10 июля 1964 г. Парижский регион состоит из 8-ми департаментов. Обычно его разделяют на три части. Так называемый город и департамент Париж в черте "бульваров маршалов", заменивших снесенные в 1840г. городские стены (90 км?, а включая Булонский и Венсенский леса- 105 км?, с населением в 2127.0 тыс. чел.). Внутреннее кольцо пригородов с департаментами Верхняя Сена, Сена-Сен-Дени и Валь-де-Мари образуют (petite couronne-"малую корону") или "первый городской пояс", к которому отнесены 70 коммун. Вместе с департаментом Париж они составляют фактическую территорию Парижа, или принятых в французских источниках терминологии "агломерацию в узких границах". Как правило, это более старые районы с высокой плотностью застройки и населения. Здесь же сосредоточена большая часть тяжелой промышленности. Внешнее кольцо пригородов департамента в Париже (grande couronne-"большая корона") распространяется на урбанизированные ареалы департаментов (208 коммун): Сена-и-Марна, Ивелин, Эссон, Валь-д'Уаз, плотно примыкающие к кольцу внутренних пригородов. "Большая корона" - более молода, отличается более плотной застройкой, преобладают кварталы индивидуальных жилых домов, но также включают ансамбли и новых многоквартирных зданий, "бывшие сельские поселения , вросшие в тело агломерации" (приложение табл.2,3.) (39,34,50).

Таблица 6. Занятость населения Иль-де-Франса в основных сферах труда /1990-х гг./

Сфера трудаЛица наемного труда, тыс.чел.Лица не наемного труда, тыс.чел.Всего, тыс.чел.Доля лиц наемного труда, в %Отраслевая структура занятости, в %
Сельское хозяйство11.213.024.246.30.5
Промышленность905.440.6946.095.719.6
Строительство261.141.2302.386.46.3
Непроизводственная сфера (включая транспорт)3244.2304.53548.7178.173.6
Всего442.9399.3482.191.7100

Нужно также отметить, что в четырех департаментах "большой короны" есть так называемые "отдельные города" (ville isolee) и мелкие агломерации не входящие в Большой Париж, так как они не попадают под критерий континуальности застройки. Разрывы в застройке превышают 200 м и эта особенность позволяет Национальному Институту Экономики и Статистики не включать эти ареалы в систему Парижской агломерации. По динамике роста числа жителей в Иль-де-Франсе именно в этих коммунах в период 82-90-х гг. был самый высокий уровень и составлял 22%. Одновременно наблюдается убыль населения из центральных частей Большого Парижа, связанная с переселением людей в дальние пригороды. Как правило выезжают молодые семьи, что и обеспечивает высокий естественный прирост населения в новых районах.

С 1965г. ограничения высокого роста населения районов не могло получить дальнейшей поддержки. Возникла новая стратегия. На расстоянии 25 км. от центра должны были возникнуть 5 "новых городов" (Сержи-Понтуаз, Матн-ла-Валле, Сен-Кантен-ан-Ивелин, Эври, Мален-Синар.) (50).

Рисунок 9. Отраслевая структура занятости населения Иль-де-Франса (%) в 1990-х гг.

Но, наступивший в середине 70-х годах экономический кризис, создал бюджетные трудности и сокращение инвестиционных кредитов на строительство новых городов. Но цель создания гигантской Парижской агломерации, которая упорно владела руководящими страной умами (Поль-де-Луврие), поддерживаемые генералом Де Голем, заставляла продолжать поиски путей решения нахлынувших проблем.

В 1975 году вновь пересматривается Генеральная схема, по которой проектируемое число жителей 5-ти городов-спутников снижается до 200 тыс. человек в Сержи-Понтуаза, а в остальных четырех до 300 тыс. человек. В этом году численность населения этих городов составила - 273.9 тыс. человек. (приложение табл.4). Экономический кризис замедлил строительство новых городов. Создание новых рабочих мест было выполнено лишь наполовину. За период с 1966-1975 год в развитее городов-спутников было вложено 5 млрд. франков, которых крайне не хватало на реализацию по Генеральной схеме. Но уже в 1990 году численность жителей 5-ти новых городов составила 652 тыс. человек, т.е. - 6.1% всего населения Иль-де-Франса. К этому времени в городах спутниках уже построено 106 тыс. квартир, 995 га. промышленных территорий, 805 тыс. м? офисной площади (34). Среди занятых явно преобладали работники умственного труда ( 65% против 35% рабочих). Это привело к приоритету не производственных функций городов. В них получают развитие новые современные отрасли как: электроника, информатика робототехника, авиоракетостроение. Рост числа этих предприятий реализует план развития в Парижской агломерации проекта "технополюса", особенно в городе Эври и Марн-ла-Валле. Это объясняется тем, что в новых городах молодежь составляет более высокую долю среди жителей: свыше 41% людей находится в возрасте до 18 лет (в 1990-х гг.), более половины - жителей в возрасте от 18-54 лет. По переписи INSEE 1990 г. , эти возрастные группы составляют для Иль-де-Франса соответственно 25.7% и 56.7% пожилые люди не многочисленны (2%), особенно по сравнению с их долей в целом по Иль-де-Франсу (приложение табл.5). В 5-ти городах, большей площадью чем сам Париж, есть много привлекательности для мигрантов из других районов (рис.6. ) (34).

Таблица 7. Динамика населения Парижского городского района (Иль-де-Франс)

Зоны расселения Площадь, км Население тыс. чел. На 1954 г.Динамика населения за 1975-1982 гг.Плотность населения в 1982 г., чел./км
Eстественный прирост тыс. чел.Сальдо миграций, тыс. чел.Общий итог, тыс. чел.Изменение в средним за 1 г. в %
Париж105288747-178-131-0.827391
Внутренняя зона пригородов354.72327137-237-100-0.58258
Высокоурбанизированная часть внешней зоны пригородов540.31014125 -131-6-0.03811
Остальная часть зоны пригородов872.635364+23+87+1.31149
Новые города-спутники569.314347+137+184+5.31075
Районы в целом12012.37384472-292+180+0.3837

В городах строятся односемейные жилые дома в зеленных массивах с индивидуальной архитектурой высокого художественного уровня. Удобно расположенные автомобильные, железные дороги и аэропорты. Все это превращает города в мощные притягательные центры. И не смотря на положительный процесс строительства новых городов, Генеральная Схема вновь пересматривается в 1979-80 гг. в связи с замедлением темпов роста населения во Франции (рис. 5,6, приложение табл.7). Приоритетом становится реставрация и обновление уже существующих пригородов и сокращение масштаба нового строительства. Сам же Париж переживает спорные времена в период 74-77 гг. речь идет в основном о расширении садов, парков, и лесов, модернизации старых жилых домов, снижение мах. высоты здания до 106 м. И в Генеральной схеме 1977 года основное внимание было отдано "зонам согласованного обустройства". Решено построить 27 тыс. жилишь , создать 30 га. парков, 120 тыс. м? офисов и др. общественных учреждений: 35 школ, 18 д/с и яслей, 1 больницу (50) (рис.7). На развитие Парижской агломерации сильно сказалось создание западноевропейского рынка. Париж, благодаря своему удачному географическому расположению в центре Европы, успешно следует за новыми технологиями в производстве и уверенно входит в мировую сеть развитых городов.

В проектах 80-х годов предусматривается не только строительство делового района Дефанс, но и Евродиснейленда - парка для развлечений.

Деловой Дефанс не только район офисов с 2 млн. м? по площади, а и концентрация представительств крупнейших французских и мировых компаний. Его офисы оснащены самым высоким современным оборудованием, что дает Дефансу качественную и моментальную связь со всем миром. В нем построены жилые дома на более 20 тыс. человек, открыт торговый центр "Времена года" - один из самых посещаемых в Европе. Открыты музеи, кинотеатры, архитектурная конструкция Большая Арка - место привлекающее туристов. Дефанс уверенно врастает в Большой Париж, становясь полюсом развития агломерации. Евродиснейленд расположен в восточной части Парижа. Строительство его начато в 1987 г. и в 1992 г. уже была пущена в эксплуатацию первая очередь. Это своеобразный "остров каникул" с множеством аттракционов, магазинов, гостиниц, кемпингов и тд. Но парк себя в настоящее время не окупает и запланированное окончание строительство в 2017 году скорее всего не завершится (27,34).

Таблица 8. Иерархия численность населения Парижа с 1500-1931 гг.

ГородЧисленность населения в тыс.чел.
1500160017251801185119211931
Париж80.0210.0500.0547.81053.929262900

Во Франции в 1980-х гг. была проведена реформа по децентрализации функций прямого государственного управления и местные администрации были отделены друг от друга на департаментском и региональных уровнях. Раньше функции местной администрации в департаментах и регионах были по существу возложены на префектов. В 1982 г. с упразднением должности префекта указанные его полномочия были переданы председателям генеральных (на уровне департамента) и региональных советов. Степень соподчиненности между различными уровнями управления была несколько снижена проведённой реформой. Теперь в соответствии с законом от 7 января и 22 июля 1983 г. не один территориальный коллектив не может осуществлять опеку над другими, кроме как в строго ограниченных вопросах: регион - над департаментом и коммуной в области образования и культуры; департамент - над коммуной в социальных вопросах, здравоохронении сельском оснащении, школьном транспорте (19).

Так известный специалист по вопросам управления Ж. Ведель - под децентрализацией понимает "передачу прав на принятие решений органам, которые не находятся в иерархическом подчинении центральным органам власти и которые зачастую избираются заинтересованными гражданами".

Обоснование необходимость децентрализации по мнению Ж. Веделя, носит двояких характер. Во-первых "децентрализация, передовая непосредственно в руки заинтересованных лиц управления делами, имеет достоинства демократического характера", причем демократизм, "гораздо более реален в местных масштабах, нежели в общенациональном". Во-вторых, Децентрализованное управление, если только для этого обеспечены необходимые средства и условия, является гораздо менее тяжеловесным и гораздо более практичным чем централизованное управление (7).

По мнению французского политолога Г. Сормана, ослабление опеки со стороны центральных органов привело к экономическому и политическому укреплению местной власти. Сегодня бюджет местных органов управления примерно на ? формируется из налоговых поступлений и только ? - за счет государственных субсидий. В следствии провидения этой реформы расширились права коммун в вопросах развития транспорта социальной деятельности, юстиций, полиции, они сами регулируют планировку и застройку города (66).

Поскольку закон 1982 года о децентрализации Парижа создал хорошие условия местным властям для обустройства коммун, то оказался забытым обшей план развития Иль-де-Франса. По этой причине правительство в 1988 году предложило новую программу развития Иль-де-Франса. Необходимо было сконцентрировать достаточное количество налоговых средств в одних руках , размытых в результате децентрализации. Эта мера привила к развитию конкурентоспособности на мировой арене и к более тесным связей с соседними регионами. Дало возможность построить транспортную эстокаду для лучших связей с пригородами, в которых располагались новые университеты и развивалось инфраструктура полюсов притяжения населения. Программа обсуждалась 7 лет, и наконец была утверждена в 1994 году новая Генеральная схема развития Иль-де-Франса, рассчитанная на 20 лет. Она устанавливает строгую иерархию полюсов развития в Иль-де-Франсе.

  • 5 "центров европейского масштаба"
  • 4 "полюса экономического развития"
  • 5 новых городов с большим потенциалом для роста населения
  • 3 новых полюса с развитой инфраструктурой
  • 14 "открытых городов", связанных экономически с соседними районами
По третьей позиции, перечисленной иерархии речь идет о 5-ти городах спутниках, которым можно дать некоторую характеристику (34).

Сержи-Понтуаз. Размешается на северной оси приблизительно в 30 км к северо-западу от Парижа, имея выгодно географическое положение у слиянии рек Сены и Уазы. Вдоль долины Уаза город развивается по касательной к Парижской агломерации и обслуживается развитой транспортной сетью (авто и железнодорожной). А также связан с Парижем скоростным метро (RER). Сержи-Понтуаз после Марн-ла-Валле является более населенным новым городом Парижского региона . Годовой прирост населения стабилизировался после 1975 года.

Эври. Город находится в 28 км от Парижа в южной части департамента Эссон. Расположен вдоль левого берега Сены. Создание новой агломерации Эври (15 коммун) предусматривало увеличение численности населения на 53%. И на данный период население коммун возросло до 300 тыс. жителей. В настоящее время он самый маленький из новых городов по занимаемой площади и населению (410 га. и 73400 тыс. человек). Но тем не менее стал центром экономического и технологического развития, включая в себя научные центры Сакле (Saclay) и Орсей (Orsay), превратившись в город "науко-гнрад".

Марн-ла-Валле.Самый большой по площади из 5-ти новых городов Парижского региона. Он расположен в 13 км от Парижа и имеет протяженность с запада на восток в 22 км. Будущее развития этого города во многом зависит от строящегося центра развлечений Евродиснейленда. Темпы роста населения остаются умеренными.

Сен-Кантен-ан-Ивелин. Новый город , также как и Эври располагается на южной касательной оси в 20 км к юго-западу от Парижа и ранее назывался Трапп (новое название присвоено в 1970 г.). Присутствие крупных международных фирм (FIAT, Bauygue, Fuji-Film, Polaroid….), так же как и предприятия высокой технологии (Matra, Bull, Thomson, Dassault…), превращают Сен-Кантен-ан-Ивелин в важный деловой центр, сравнимый с существующими экономическими полюсами на западе агломерации. Динамика темпов роста численности населения схожа с показателями Эври: этот рост, быстро набиравший темп в 1975-1982 гг., замедлился наполовину в 1982-1990гг.

Мелен-Сенар. Он расположен на южной касательной оси вдоль Сены в 35 км от Парижа вверх по течению. Площадь города очень обширна - 11 800 га. Мелен-Сенар лежит на стыке двух значительных географических ареалов трудовой активности: а) Эври-Корбей, который опирается на аэрокосмическую промышленность со специализирующиеся на электронике и информатике, и б) Мелен где представлено производство отраслей машиностроения, фармацевтики и агропищевой индустрии. Эти производства в равной мере определяют экономическую жизнь нового города (приложение табл. 4,5., рис.8 ) (50).

Также предусматривается в рекордные сроки осуществление двух "больших операций" (Grandes Operations) - крупных строительных объектов.

Это строительство стадиона для проведения Чемпионата мира по футболу 1998 года площадью 700 га. на северо-востоке Парижа. Район характерен высоким уровнем безработицы и низким уровнем дохода населения. В рекордные строки был возведен стадион на 80 тыс. зрителей, автобан, туннель длиной 1.7 км, был построен новый ж/д. вокзал Стад-де-Фроанс-Сен-Дени. Рядом со стадионом разбит парк (40 тыс. м?), построен жилой квартал, торговые площади, рестораны и тд. Максимальное число занятых на строительстве стадиона и других сооружений достигало 3000 человек.

Другая "большая операция" носит название "Левый берег Сены". В рамках этого проекта построено здание национальной библиотеки Франции. Далее предполагается строительство платформы площадью 30 га. которая перекроет ж/д пути. На этой платформе будет создан новый жилой и офисный квартал, пройдет проспект Франции (avenue de France) , разместится станция пригородной электрички и нового метро Метеор. Таким образом, изменится привычный пейзаж и левый берег Сены будет украшен новым неповторимым фасадом сооружений (34)( приложение табл.24).

Конечно финансировать такой грандиозный и амбициозный проект за счет госбюджета и Национального общества железных дорог оказалось весьма затруднительным и анализ политики планирования Парижской агломерации производит довольно безнадежную картину. Вероятно было бы правильно разработку Генеральных планов развития такого города сделать лишь в рамках общих направлений не конкретизируя детали. Это дало бы возможность в процессе развития агломерации и строительства отдельных полюсов Иль-де-Франс вносить корректировки и дополнения в общие схемы, исходя из реальных требований и экономических возможностей.

Длительный послевоенный процесс децентрализации Парижской агломерации был запущен правительством как жизненная необходимость. Разгрузка столицы от избытка промышленности и жителей требовала определенных мер, с целью уравновесить жизненный уровень в разных районах Франции, изменив производственно-территориальную структуру страны. На сколько была действенной эта программа спорят до сих пор.

"Децентрализация и развитое местное самоуправление, - считает Г.Сорман, - сильная сторона нации. Там, где слишком сильное государство, общество, напротив, слабо" (66).

Но Париж по праву назван сердцем Франции и культурной Меккой Европы и всего мира, а Иль-де-Франс - остров Франции - ядро страны.

Автор
Содержание
Назад
Далее
Главная
Hosted by uCoz