Автор
Содержание
Назад
Далее
Главная
2.2 История развития и современное положение Лондона и его пригородов

Для Лондона, как и для других мировых столиц, выросших на океанских и морских связях, крайне важно было положение в естественных узлах, от которых расходились речные и сухопутные пути вглубь страны. Первые поселения возникли (с середины I в. н. э.) на северном берегу глубоко вдающегося в сушу эстуария р. Темзы, в том месте куда доходил морской прилив и где была самая низкая переправа через реку. Сюда с юга шли торговые пути с континента, через пролив Па-де-Кале.

Первое упоминания о городе Лондиниуме мы находим у римского историка Тацита, называющего его местом оживленной торговли, где официальный язык - латынь, а в быту царят римская мода и обычаи.

Таблица 9. Площадь и население Юго-Восточного района Великобритании

Структурные зоныЧисленность населения тыс. чел.Площадь, км

На 1 янв.1998г.

Плотность населения чел./км

На 1 янв. 1998г.

Кол. адм. районов

На 1 янв. 1998 г.

19711981199119951998
Сити----5000267,725
Внутренний Лондон состав3031,93615,32343,12500,72487,23117,912
Внешний пояс (старые пригороды4420,44215,24050,43867,32784,7957,02,9
Большой Лондон состав7452,36713,16696,36732,27134,515794,520
Метрополитенский пояс (новые пригороды) состав5344,95400,17864,39834,19925,25 4001,814
Метрополитенский район12797,212113,212213,512234,212432,111 4001,0936
Остальная часть Юго-Востока-16795,7-16834,417231,227 4000,6-

Лондон как политический и торговый центр Англии, вокруг которого сформировалось государство, утвердился в XII в., на тот период численность города составляла 45 тыс. жителей. Город продолжал расти по мере завоевания Великобританией главенствующих позиций в мировой торговле. В конце XVIII-XIX в. произошло бурное развитие промышленного производства в стране. Лондонский порт приобрел особое значение в торговле с европейскими и заокеанскими государствами. К этому времени Великобритания становится обширной колониальной империей, в которой получил большой размах финансовая деятельность лондонских банков. Лондон стал выдающимся городом мира как торговый и финансовый центр и как столица колониальной державы.

Стремительный рост Лондона вширь начался со строительством железных дорог в 1830-ых гг. Железные дороги, несомненно, произвели коренной переворот в перемещениях населения из города в ближние и дальние пригороды. Первая железная дорога была проложена между Лондоном и Бирмингемом. Она соединила центр города с северными предместьями Лондона, вследствие чего внутренний город был окружен железнодорожными станциями. Лондонское графство (собственно Лондон) был полностью застроен и город уже вышел в нескольких местах за свои официальные границы. В первую очередь заселялись территории, прилегающие к железной дороге. К началу XIX в. он насчитывал 865 тыс. человек против 550 тыс. во втором по величине городе Европы того времени - Париже (38,27).

Рисунок 1. Изменения численности Лондона от Средневековья до сегодняшних дней.

Разрешения жизненных проблем Лондона и его окрестностей в XIX- ом столетии началось с создания организации Metropolitan Board of Works (Работа Столичного Правительства) в 1855 г.(68). Это дало возможность обеспечить окрестности города коммунальными услугами: канализация, пожаротушение, устройство парков и инвентаризация существующих трущоб ( временного жилья). Следующей стадией территориального управления было учреждение Лондонского Совета Графств (London Country Council "LCC" )(В юрисдикцию (LCC) не был включен Лондон) в 1884 г. Лондонский Совет Графств в дальнейшем был расширен с целью включения в Государственную собственность таких услуг, как газ, вода, электричество, и транспорт.

С начала XX в. вокруг Лондонского графства стала очень быстро разрастаться пригородная зона, которую назвали "Внешним поясом", а формирующуюся конурбацию (Конурбациями в Великобритании называют крупнейшие города со сросшимися с ними пригородами) - Большим Лондоном с численностью 4536 тыс. чел. Особенно усилился процесс субурбанизации после 1917-1918 гг. со строительством метрополитена. Население же лондонского графства стало увеличиваться (рис.11 , приложение табл.12,).

Таблица 10. Динамика численности населения структурных зон Метрополитеского района (с 1961 - 1991 гг.).

Структурные зоныДинамика за 1961-1971Динамика за1971-1981Динамика за 1981-1991
Число жителей тыс. чел.на1971г.Прирост населения за 10 лет в %Число жителей тыс. чел.на1981г.Прирост населения за 10 лет в % Число жителей тыс. чел.на1991г.Прирост населения за 10 лет в %
Внутренний Лондон3031,9-0,52497,9-13,22343,1-17,6
Внешний пояс4420,4-0,44215,2-1,74050,4-4,6
Большой Лондон7452,3-2,56713,1-10,166966,8
Метрополитенский пояс5344,928,85400,118,3-1,0
Метрополитенский район12797,26,912113,22,3--5,4

Развитие Лондона достигалось прежде всего за счет в большей или меньшей степени внепланового кольцеобразного расширения. Чтобы решить проблемы, связанные с неограниченным ростом, с 30-х гг. нашего века стали развиваться концепции планирования, которые должны были помешать дальнейшему расширению города. Уже в 1938 г. было предусмотрено, что вокруг города на удалении от центра в 40 км будет располагаться зеленый пояс (приблизительно 8 км шириной) (40).

В 1939 г. число жителей Лондонской конурбации достигло максимальной величины - 8,6 млн. Городская застройка распространилась на 20-50 км от центра, местами перешагнув территорию так называемого Метрополитенского полицейского округа , границы которого (с небольшими изменениями) были приняты в 1951 г. за официальные границы конурбации (61).

Таблица 11. Место отдельных отраслей Большого Лондона и Метрополитенского района в хозяйстве Великобритании.

Отрасли хозяйства19951998
В % к итогуДоля в стране (по числу занятых в %)
БольшойЛондонМетрополитенский районБольшойЛондонМетрополитенский район
Обрабатывающая промышленность15,22610,616,2
Строительство10,58,59,620,6
Транспорт и связь16,315,622,529,5
Торговля 11,615,013,223,7
Страхование, финансы, банковское дело15,810,324,132,5
Профессиональные услуги8,213,611,220,3
Прочие услуги8,214,410,326,1
Администрация армия 4,25,412,321,3
Прочие отрасли0,51,3--
Всего в %10010013,822,0
Всего в тыс. занятых 42630,068216,0--

ПослеВторой мировой войны вокруг Внешнего пояса старых пригородов создавалась уже новая пригородная зона с новыми городами-спутниками. В Великобритании они получили название "новые города" (new towns). Задача "новых городов" заключалось одновременно в том, чтобы разгрузить Лондон, население и промышленность которого росли стихийно, и осуществить перепланировку города и прилагающих пригородов с целью восстановления последствий второй мировой войны. План известного в Англии архитектора Патрика Аберкромби (1944 г.) предусматривал создание вокруг Лондона десятка новых городов, расположенных за пределами зеленного пояса, где согласно закону от 1938 г. нельзя было строить никаких промышленных предприятий. Приступить к строительству этих городов было решено в 1946 г., и лейбористское правительство энергично взялось за дело. С 1942 по 1950 г. было сооружено 14 новых городов. В дальнейшем в Англии было построено 30 новых городов, в том числе 20 вокруг Лондона (Базильдон, Браккелл, Кроули, Харлоу, Стивенидж, Корби, и др.) (62) (приложение табл.24).

Подобные города позволяют избежать массового перемещения рабочей силы, обеспечить её лучшими жилищными условиями, чем в самом Метрополитенском центре, и одновременно сохранить преимущества торговых, финансовых культурных связей с этим центром. Непреодолимое движение людей в метрополитенском центре вводится высшими органами местного управления в определенное русло.

Таблица 12. Динамика численности населения Лондона (с 1400 по 2000 гг.) в тыс. человек

ГородЧисленность населения тыс. человек
140017001800190019391951196119711981199519982000
Лондон45426865435686008196799274526713673271347163

Первоначально предполагалось, что оптимальная численность населения в новых городах не должна превышать 60 тыс. человек. В действительности же некоторые из них построены, по меньшей мере, для 100 тыс человек. Задача заключается в том, чтобы переместить в эти города одновременно и часть населения, и средства производства. Поэтому здания и оборудование предоставлялись в распоряжение предпринимателей по умеренным ценам. В целом это начинание оказалось успешным. Консерваторы, придя к власти, первоначально проводили политику оживления старых уснувших городов, затем вернулись к политике лейбористов и построили еще четыре новых города (38).

В целом строительство новых городов в Англии явилось крупнейшим градостроительным экспериментом. Оно способствовало, по словам П. Холла, "глубокому изменению основной экономической географии Британии" (37). При всех недостатках реализации программы новых городов, она имела огромнейшее значение для развития страны.

Эта программа просуществовала вплоть до 1981 г. Однако она скоро показала, что проблема роста, перепрыгнув через зеленый пояс, частично затронула и пригороды. Поэтому в 1970 г. программа была модифицирована: дополнительные "новые поселения" со значительно возросшим числом жителей должны сейчас находиться на удалении более чем 100 км, за пределами области проезда людей; размещение новых рабочих мест непосредственно в Лондоне стало в дальнейшем затруднено. В лондонском регионе после 1960 г. был образован только один новый город - Милтон Кейнис.

В пределах Большого Лондона ввели систему ограничений на строительство промышленных объектов площадью до 465 м (В конце 60-х годов норму на строительство промышленных объектов снизили до 93 м) (27). В течении 1964-1965 гг. была проведена административная реформа: вместо прежних 143 различных административных единиц в Большом Лондоне было создано 32 метрополитенских округа, особой самостоятельной единицей остался Сити как деловой и исторический центр. Орган управления конурбацией - Совет Большого Лондона утвердил в 1970 г. план развития всего Юго-Восточного района. В 1984 г. этот план был пересмотрен и создана программа управления для Большого Лондона.

Большой Лондон делится на Лондонское графство, состоящее из Сити и внутреннего кольца старых пригородов - 12 городских округов, а так же внешнего пояса старых пригородов, включающих 20 городских округов (1580 км?). Лондонское графство (311 км?) состоит из Собственно Лондона, к которому присоединили два округа (Харингей и Ньюгем) и исключили Гринвич.

Новая пригородная зона, образовавшаяся вокруг конурбации Большого Лондона, названа Метрополетенским поясом, границы которого были определены радиусом наиболее интенсивных маятниковых поездок. Метрополиенский пояс занимает территорию в размере 5400 км?. Метрополитенский пояс Лондона в английских источниках подразделяется на внутреннее кольцо графств (Хардфорд, Эссекс, Кент, Суррей, Мидсекс) и внешнее кольцо графств (Суссекс, Суффолк, Кембридшир, Гемпшир, Беркшир, Балкингемшир). В метрополетенском поясе располагается зеленый пояс Большого Лондона, предусмотренный проектом А. Аберкромби, за его пределами созданы новые города спутники Лондона (Харлоу, Кроули, Хардфильд и др.). Большой Лондон и Метрополитенский пояс образуют Метрополитенский район или Лондонскую агломерацию в широком смысле слова. (46, 48) (рис. 14).

Выделение этих структурных зон основано на том, что у Лондонской агломерации сложилась кольцевая территориальная структура, и все образующие её кольца во многих отношениях очень разнородны. Территория, называемая конурбацией Большого Лондона, представляет собой конгломерат из слившихся своими границами городов разных рангов и типов. Зеленый пояс, окружающий Большой Лондон, - эта сельская местность с разного рода поселениями и небольшими городами, где встречаются и лесные участки. Кольцо новой пригородной зоны - Метрополитенский пояс - состоит из городов, разделенных сельской местностью. Города связаны с большим Лондоном линиями коммуникаций (27).

В течение последних 150 лет наблюдались две различных по направлению волны миграции. В течении большей части этого периода преобладающим направлением миграции населения была миграция из сельских районов в города. С 1970 г. направление миграции сменилось на противоположное, когда значительная часть городского населения перемещалась в пригородные районы, начался так называемый процесс субурбанизации. Таким образом, районы, расположенные на внешней границе метрополитенских регионов, представляют собой "фронтир социальных изменений", который, сдвигаясь в сторону сельских районов, воздействует на все население, трансформируя их как с пространственной, так и с социальной точки зрения (69). Интенсивно развиты и регулярные "маятниковые" поездки в пределах МЭТТ. В соответствии с концепцией Метрополитенских Экономических Трудовых Территорий (МЭТТ) районы внутри крупных городов объединяются в различные территориальные группы с различной плотностью населения. При этом выделяются территории "городских ядер" - сообществ где плотность занятого населения составляет больше 5-ти человек на акр или с общей численностью занятых свыше 20 тыс. чел. Расположенные вокруг этих ядер метрополитенские кольца определяются как территории, в пределах число людей, совершающих регулярные поездки на работу в городские ядра, составляет более 15% от общей численности населения экономического района. За пределами метрополитенских колец выделяются внешние метрополитенские кольца, в которых трудоспособное населения совершает регулярные поездки на работу в определенное городское ядро в большей степени. Вся эта территория и является МЭТТ. Приведенные выше критерии выделения составных частей МЭТТ широко применяются при провидении региональной планировочной политики в Великобритании.

Помимо этого рост численности населения отмечался в удаленных сельских районах за пределами "спальных" районов пригородных зон. Эта обратная миграция ("дезурбанизация - демографический процесс, характеризующийся более быстрым ростом численности населения сельских и неметрополитенских районов по сравнению с городами и мтрополитенскими территориями. Этот термин, который употребляется в английской литературе, не означает развитие обратной урбанизации") оказывает определяющее воздействие на развитие современных систем сельского расселения.

Разрастание новой пригородной зоны в Метрополитенском поясе шло в большей степени не за счет естественного прироста, а за счет миграции жителей из Большого Лондона, особенно из внутреннего Лондона в ближайшие пригороды и в соседние экономические районы. Из Внешнего пояса старых пригородов, где сосредоточена лучшая часть жилого фонда Большого Лондона, выезжало гораздо меньше жителей. И только лишь в течении последних 20 лет приток мигрантов в метрополитенских округах Большого Лондона увеличился. Основным фактором в увеличении численности населения остается сокращение возможностей для трудоустройства в сельской местности. Сельские жители вынуждены уходить из сферы сельскохозяйственного производства и либо переселяться в город или за пределы городской черты, либо совершать ежедневные поездки на работу из сельских районов в город.

Важное место в приросте населения принадлежало мигрантам из других районов страны. Это движение получило название "дрейф на юг". Но примерно лет через 10 лет оно было не столь ярко выражено, хотя Метрополитенский пояс, как и Юго-Восток в целом, продолжал получать мигрантов больше, чем другие районы (61). (приложение табл 10, рис.15 ).

Децентрализация населения не занятых в промышленных отраслях из Большого Лондона сначала опережала децентрализацию контингента различных отраслей промышленности. С созданием промышленных парков в новых и развивающихся городах резко усилилась децентрализацию промышленных предприятий. Вместе с ними переезжали и те квалифицированные рабочие, которым была под силу высокая арендная плата за жилые дома, установленная в новых городах (С 1980 г. построены на государственные средства жилые дома и промышленные предприятия и другое недвижимое имущество в новых городах по распоряжению правительства начали распродавать частным лицам) (49).

Децентрализация ряда отраслей хозяйств столицы привела к усложнению структуры экономики на территории всего Метрополитенского района. Большой Лондон и Метрополитенский район в целом с их многонациональной структурой ныне играют важнейшую роль в хозяйственной жизни Великобритании (приложение табл. 11).

Лондонский Совет Графств (LCC) в 1965 был реформирован в Большой Лондонский Совет (Greater London Council "GLC"). Им было осуществлено объединение двух существующих систем: 32 населенных пункта, расположенных вокруг Большого Лондона, и непосредственно системы самого Лондона (14). В этих системах устанавливаются свои нормы на размещение жилья, налогов на собственность, в том числе осуществляется самостоятельное планирование местности. В компетенцию Большого Лондонского Совета входит управление транспортными путями, контроль за сточными водами и защита личной собственности, а так же вопросы наследия.

Транспортная проблема занимает одно из центральных мест в планах развития Большого Лондона и Юго-Востока. Для решения этих проблем ("GLS") разрабатывалось немало интересных проектов, в частности, планом 1970 г. предусматривалось создание трех кольцевых дорог. План рассматривался в течение шести лет, и у многих членов Совета вызывал протесты (68). Выполнение этого проекта требовало значительных средств и переселения большого количества жителей. В итоге в 1976 г. его отложили на неопределенное время, а для решения транспортной проблемы стали искать пути улучшения обслуживания населения общественным транспортом.

Рост частного автомобилизма не только затрудняет решение транспортной проблемы, но и отрицательно сказывается на состоянии воздушного бассейна столицы. После событий 60-х годов, когда из-за лондонского смог погибло много людей, было принято ряд законов по борьбе с загрязнением воздушного бассейна от сернистого газа и угольной пыли путем введения так называемых бездымных зон (27).

Пришедшая к власти Маргарет Тетчер, избранная премьер - министром в 1979 г., часто сталкивалась с "GLC" по проблемам, разделяющим Лондонское правительство с Национальным правительством. Большой Лондонский Совет во главе с Кеном Ливингстоном проводил либеральную политику субсидирования средств на развитие искусства, на проекты благоустройства этнических окрестностей, так же льготные проезды в общественном транспорте. Маргарет Тетчер, как представитель консервативной партии, была против расточительной политики либералов.

В 1984 г. правительством консерваторов во главе с Маргарет Тетчер, принят закон о ликвидации в 1986 г. единого органа управления конурбацией - Совета Большого Лондона. Правительство консерваторов не устраивало, что в Большом Лондоне, как и в других крупных конурбациях страны, где велика доля рабочего класса среди избирателей, большинство мест в органах управления постоянно принадлежало лейбористам, которые часто не поддерживали его политику, в частности, в области образования, здравоохранения и транспортной политики и т. п. В апреле 1986 г. одна часть его функций передана органам власти метрополитенских округов, а другая - центральному правительству (38). Английские исследователи считают, что реформа 1986 г. так и не достигла одной из своих главных целей - экономии средств поскольку было сформировано множество новых управленческих структур, обеспечивших работой бывших сотрудников Совета Большого Лондона.

Лишение такой крупной конурбации, как Большой Лондон, единого органа управления не может отразиться на решении планировочных, транспортных, жилищных и ряда других проблем.

Английский политолог Т. Бирн, отмечает, что "в настоящее время местные органы не могу быть определены, ни как агенты правительства, ни как его полноправные партнеры" (14). Правительство контролирует парламент и по этому способно обиваться принятию законов, регулирующих и направляющих тем или иным образом деятельность муниципальных учреждений. Местные советы в свою очередь обладают самостоятельным мандатом, полученным от избирателей, собственными финансовыми источниками, компетенцией, закрепленной за ними законодательством. В итоге не только местные органа оказываются закрепленные от правительства, но и правительство попадает в определенную зависимость от местных властей.

Британская столица стала единственным в мире многомиллионным городом, не имеющим центральной городской администрации. В 1997 г. консерваторы потерпели поражение и новое либеральное правительство возглавил Тони Блейр, который восстановил муниципальную автономию Лондона. Референдум в 72 % жителей проголосовал в мае 1998 г. за введение должности Лордмера во главе Большого Лондона и за собственный городской парламент (62).

Но несмотря на победу лейбористов, остаются большие социальные проблемы в организации жизни Лондонской агломерации. Возрастает социальная поляризация богатых и бедных, остается высокий уровень безработицы в Лондоне (10%), что влечет за собой отток рабочей силы в ближайшие промышленные районы в Метрополитенском поясе, где более востребована рабочая сила с техническим и профессиональным навыком.

Учитывая эту ситуацию, правительственная политика аналогично другим западным странам проводит сокращение налогов, обогащая возрастающий средний класс, что в свою очередь ведет к увеличению потребительского спроса населения. Другой проблемой как Лондона, так и Метрополитенского пояса является распад инфраструктуры старого жилого фонда, построенного в начале века до 1919 г. Решение проблем города и пригородов приводит к изменению политики инвестиций в развитие инфраструктуры и транспорта Метрополитенского район.

Автор
Содержание
Назад
Далее
Главная
Hosted by uCoz