|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.2 "Станем грудью за Братца Сталь" "Национальный рынок наводнен дешевой стальной продукцией из Азии, Латинской Америки и России, сметающей более эффективных американских производителей и лишающей тысячи людей работы. Эта волна угрожает уничтожить стратегическую отрасль, которая была основой нашей обрабатывающей промышленности на протяжении поколений". "Мы сражаемся за выживание всей национальной стальной промышленности". Подобные высказывания были типичными и доминирующими в ходе дебатов об импорте стали в феврале 1999 года. На борьбу с импортом, под лозунгами "нечестно, незаконно, несправедливо" был брошен весь набор борьбы с импортом: антидемпинговые и компенсационные расследования, Статья 201 (угроза выживания отрасли). Но металлурги оставались недовольными и пробивали в Конгрессе введение квот, крайне ограничивающих импорт широкого спектра наименований стальной продукции. 17 марта 1999 года Палата представителей проголосовала 289 голосов против 141 за введение квот [31]. Между тем были проигнорированы некоторые факты, которые несколько не укладываются в картину, представленную лоббистами отраслевых интересов:
Данные факты, резко контрастируют с жесткими мерами по ограничению импорта стали на рынок США. Так, например, в результате антидемпинговых расследований, поставки горячекатаного листа и полосы из России составили в 1999 году лишь 15 тыс.т. (в 1998 - 3,8 млн.т.), из Японии - 80 тыс.т. против 2,7 млн.т. в 1998 году. Таких примеров много. Однако, снижение импорта в целом происходит ненадолго, место "изгнанных" с рынка стран моментально занимают другие, так, Индия и Китай по данному виду продукции увеличили свои поставки на рынок США в 1999 году в пять раз, заняв четвертое и седьмое место по объему поставок. В 1998 году они не попадали даже в список из первых 15 стран по поставкам горячекатаного листа и полосы. Несомненно, что во многом, сложившаяся ситуация связана с азиатским экономическим кризисом, однако, аналогичные примеры встречаются и в периоды, когда глобальные спады мировой экономики отсутствуют. Подобные диспропорции крайне интересны, и требуют внимательного исследования. В 2000 году наблюдался новый раунд борьбы с импортом (см Табл.7).
Таблица 7: Сравнение объемов импорта в США стальных изделий и числа введенных антидемпинговых санкций за период 2000-2001 гг.
Источник: [12] При анализе таблицы коэффициент корреляции между объемами импорта и количеством введенных ограничительных процедур оказался равным 0,6, что является значимым. Т.е. существует прямая зависимость между объемом импорта и количеством принимаемых противодействующих мер. Исключив из таблицы Канаду и Японию, мы получили коэффициент равный 0,72. Если исключить Мексику и Тайвань, то коэффициент зависимости будет еще выше. Впрочем, то, что эти страны не вписываются в данную зависимость видно невооруженным глазом - объем импорта явно не соответствует количеству введенных санкций, по сравнению с другими странами. Дело в том, что Канада и Мексика являются партнерами США по НАФТА, и подход к ним мягче. А Япония и Тайвань действительно являются сильными конкурентами США на рынке стали, и потому часто подвергаются дискриминации. Кстати сами США предоставляют американским компаниям незаконных субсидий на сумму около 4 млрд. долларов в год, стимулируя экспорт. Этот факт в январе 2002 года окончательно подтвердила ВТО, выступавшая арбитром между США и Евросоюзом. Так что, теоретически ЕС теперь имеет право ввести экономические санкции против США на упомянутые 4 млрд. долларов [8].
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|