Автор
Содержание
Назад
Далее
Главная
3.3 Тридцатилетняя война

Главной причиной роста импорта стали в 1998 году был азиатский экономический кризис. Он выразился в резком падении спроса на сталь в регионе, а также курсов валют азиатских стран относительно доллара, что сделало зарубежного производителя стали значительно конкурентоспособнее на американском рынке. Поэтому снижение цен и резкий рост импорта вполне естественен. Однако и многие другие отрасли экономики США испытали огромные трудности в преодолении кризиса, как из-за падения экспорта, так и из-за волны дешевого импорта. И во многих отраслях рост импорта был значительно выше, нежели в стальной отрасли, где он составил 19%. Так, рост импорта фармацевтической продукции составил 31,8%, овощей - 22,9%, железнодорожной продукции - 57,1% и т.д. [26]. Тем не менее, "стальное лобби" в США представило ситуацию так, что производители стали оказались чуть ли не единственными пострадавшими из-за спада в мировой экономике.

Одним из основных аргументов "стального лобби" является сохранение рабочих мест в отрасли. Однако, факты показывают, что ограничения на импорт не способны остановить снижение численности занятых в отрасли.

Дело в том, что протекционизм в данной отрасли экономики США был скорее правилом, нежели исключением в последние 30 лет. Впервые квотирование импорта было применено в 1969 году. В 1970 г. администрация Картера ввела так называемый механизм "стартовой цены", устанавливающий минимальный ценовой порог для импорта стальной продукции. В 1984 году, после многочисленной серии петиций о начале антидемпинговых и компенсационных расследований, администрация Рейгана впервые заключила соглашения о "добровольных экспортных ограничениях" практически со всеми экспортерами стали. После того, как действие этих соглашений истекло в марте 1992 года, "стальное лобби" ответило новой волной антидемпинговых и компенсационных разбирательств. Таким образом, около 1/3 всех действующих ограничений на импорт в США - около 100 дел (на начало 1999 г.) направлены против импорта стали [25]. Последний крупный раунд борьбы состоялся в 1998 году.

Тем не менее, несмотря на все протекционистские меры, отрасль потеряла около 60% рабочих мест с 1980 года. Рис.8 показывает, что вовсе не импорт является основной угрозой занятости в отрасли, а растущая производительность труда. Таким образом, сокращение занятых в последние годы просто незначительно по сравнению с тем, как падала занятость в отрасли в 1980-1995 гг. И основное сокращение рабочих мест пришлось на период, когда отрасль уже оправилась от недостатка спроса в начале 80-х. В то же время этот процесс не имел ничего общего с проникновением импорта (см. Рис.9).


Источник: [1]

Во время действия системы "добровольных экспортных ограничений" процесс роста импорта замедлился: в 1984 году рост составил 26,2%, а в 1992 году - 17,2%. Несмотря на это, в тот же период занятость в отрасли сократилась на 78 000 человек (в среднем на 10 000 человек в год - та самая цифра, которую так красочно подавало "стальное лобби" в 1998 году). Новой тенденцией стало использование эффективных и более мобильных мини-заводов.

Надо отметить, что практика продажи американскими сталеплавильными гигантами своей продукции в разных частях страны по разным ценам имеет широкое распространение. В том числе и по ценам, ниже "справедливой". Ко всем американским фирмам понесшим убытки в IV квартале 1998 года можно было бы применить антидемпинговое законодательство в нынешней формулировке.

Интересно также и то, что в 1999 году парламентарии США оградили президента от участия в любых диспутах о международной торговле, в которых затрагиваются вопросы ослабления антидемпинговых и компенсационных барьеров [28].

Создание барьеров на пути импорта стали дорого обходится другим секторам экономики США. Поскольку, черная металлургия является инфраструктурной отраслью, а сталь - основным конструкционным материалом, то рост цен на сталь ведет к росту цен почти на всю конечную продукцию. Если удастся путем протекционистских методов поднять средние цены на сталь на 50 долларов за тонну, то, при потреблении стали около 120 млн. тонн, это обойдется США в 6 млрд. долларов год. Численность же занятых в обрабатывающих отраслях, основным сырьевым материалом которых является сталь, превышает число занятых в стальной отрасли в 20 раз [31].

Например, корпорация "Дженерал Моторс" ежегодно закупает напрямую 4,7 млн.т. и еще около 2,5 млн.т. опосредованно, через независимых поставщиков. Большинство закупок оформляется через долгосрочные контракты, не учитывающие кратковременные колебания цен. Соответственно, при повышении цен искусственным путем, это неизбежно отразится на контрактах. В октябре 1998 года "Дженерал Моторс" предупредила комиссию по международной торговле, что антидемпинговые пошлины против импорта стали отрицательно повлияют на конкурентоспособность компании на мировых рынках [31].

Вкупе со строительной отраслью, на которую приходится около 35% всей потребляемой США стали, отрасли - потребители стали имеют общую численность занятых около 8 млн. человек, что в 40 раз превышает занятость в стальной отрасли.

Любопытным является также то, что производители стали в США в 1998 году были наиболее крупным потребителем импорта стальной продукции - ими было потреблено около 6 млн. тонн (в основном в виде полуфабрикатов - слябы, стальная заготовка и др.). Или около 20-25% всего объема импорта. Впрочем, это не мешает этим же корпорациям подавать иски о введении антидемпинговых пошлин, разделяя тем самым импорт стали на "хороший", и "плохой", с которым им приходится напрямую конкурировать.

Автор
Содержание
Назад
Далее
Главная
Hosted by uCoz