Управление объектами городской собственности - это принятие решений, направленных на более полное и эффективное использование нежилого фонда, и оформление документов в отношении имущественных прав, связанных с данными объектами. Управляет и распоряжается объектами городской собственности (нежилым фондом) Комитет по управлению имуществом Москвы (Москомимущество). Передача помещений, занимаемых МВД РФ, ГУВД г. Москвы, ФСБ РФ, ФАПСИ, войсковыми частями, режимными предприятиями и другими спецпредприятиями осуществляется отделом помещений специального назначения Москомимущества.
Все нежилые помещения на территории Москвы вне зависимости от форм собственности подлежит учету органами Москомимущества и МосгорБТИ. Основными документами на нежилые помещения являются: технический паспорт, городской реестр и свидетельство на право владения нежилого помещения. На территории административного округа организацию взаимодействия всех служб по учету и контролю за использованием нежилых помещений осуществляет префект совместно с территориальными агентством Москомимущества. Москомимущество хранит и ведет учёт прав владения переданными помещениями путём оформления и выдачи свидетельств юридическим и физическим лицам, за которыми закрепляются соответствующие помещения. Органы БТИ хранят и вносят в технический паспорт все изменения, касающиеся смены балансосодержателя с указанием номера и даты распорядительного документа, проводят обследование помещений и дают заключение о техническом состоянии помещений.
Москомимущество, или уполномоченные им лицами, во взаимодействии с префектами, управлениями районов в пределах предоставленных прав и полномочий осуществляют систематический контроль за использованием нежилых помещений, которые могут быть изъяты у пользователя в случае нарушения условий договора или контракта в установленном законом порядке.
Объекты нежилого фонда могут быть переданы:
- в хозяйственное ведение
- оперативное управление
- безвозмездное пользование
- в аренду
- проданы в соответствии с действующим законодательством, Государственной и Московской программами приватизации, а также действующими нормативными документами по г. Москве. (Приложение 1 к постановлению Правительства Москвы № 689; Общие положения)
Передача нежилого помещения в хозяйственное ведение или в оперативное управление реализуется на основании постановления Правительства Москвы государственным и муниципальным унитарным предприятиям, образованным постановлением Правительства Москвы или распоряжением Москомимущества, которые регламентируют передачу имущества в хозяйственное ведение. Для передачи нежилого помещения в хозяйственное ведение или в оперативное управление Москомимуществом оформляется Свидетельство и Контракт на данные права. При предоставлении помещений в оперативное управление или в хозяйственное ведение размер передаваемой общей площади под административные цели ограничивается до 9 кв. м. общей площади на одного работника аппарата управления.
Объекты нежилого фонда могут быть переданы в безвозмездное пользование. Такая передача может быть реализована на основании Правительства Москвы любому юридическому или физическому лицу. Как правило, такие передачи делаются для различных благотворительных фондов, обществ ветеранов, инвалидов и т. д. Арендная плата за пользование нежилыми помещениями с такого рода организаций не берётся. Москомимуществом оформляются Свидетельство и Договор на безвозмездное пользование (приложение № 6).
Передача нежилого помещения в аренду реализуется, как правило, на основании аукциона или конкурса любому юридическому или физическому лицу. Однако существуют особые условия, при которых нежилые помещения могут передаваться юридическим и физическим лицам на основании распоряжения Мэра, постановления Правительства Москвы, распоряжения Москомимущества. Например, при обеспечении органов представительной и исполнителной власти Российской Федерации, области, при обеспечении выполнения различных городских программ, при развитии сети организаций здравоохранения , народного образования и т. д., при выводе арендаторов из высвобождаемых памятников истории, культуры, культовых сооружений, а также в связи с реконструкцией или сносом зданий, сооружений, при обеспечении различных межгосударственных соглашений РФ и т. д.
Передача нежилого помещения в аренду осуществляется после оформления Свидетельства и заключения договора аренды, согласно которым заинтересованными юридическими лицами (Балансосодержатель и Арендатор) оформляется Акт приемки-передачи имущества и утверждается Москомимуществом или его территориальным агенством. Арендная плата указывается в договоре аренды, рассчитывается в соответствии с методикой расчета и подлежит ежегодному пересмотру и перерасчёту в соответствии с постановлением Правительства Москвы при изменении базовой стоимости 1 кв. м, минимальной ставки арендной платы или методики расчёта. С согласия Москомимущества Арендатор имеет право сдачи помещения в субаренду или безвозмездное пользование. (цели использования помещения должны соответствовать первичному договору).
Нежилое помещение может быть передано в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества, действующим законодательством, нормативными актами г. Москвы. (Приложение 1 к постановлению Правительства Москвы № 689)
Отечественные предприниматели представляют на московском рынке практически все направления российского бизнеса из всех регионов России. Как правило, крупные и часть средних организаций предпочитают иметь в собственности необходимые им объекты недвижимости, представители малого и среднего бизнеса арендуют помещения. Кроме того, в Москве расположены представительства и центральные (для России) офисы зарубежных фирм и компаний, которые арендуют либо приобретают в собственность нежилые помещения. Наиболее активными иностранными арендаторами являются представители тех видов бизнеса, что активно осваивают российский рынок - торговых, пищевых, инжиниринговых, фармацевтических, компьютерных и сервисных компаний. Все вышеперечисленные группы потребителей являются клиентами на рынке недвижимости.
Объектами рынка выступают нежилые помещения города. Права собственности на этот нежилой фонд распределены следующим образом: 48,4% - собственность Москвы; 36,2% - федеральная собственность; 15,4% - другие виды собственности.
"Естественная" монополия городских властей на городскую собственность связана с установленными высокими ценами выкупа у города нежилых помещений. Несмотря на то, что только 15% нежилого фонда города являются частной собственностью, дальнейший процесс приватизации объектов недвижимости замедлился, что также связано в высоким уровнем установленных городской администрацией минимальных цен выкупа объектов недвижимости. Понижающие коэффициенты (при продаже подвалов - 0,5; полуподвалов - 0,6; цокольных этажей - 0,7; чердаков - 0,6) имеют фиксированную нижнюю границу - окончательная стоимость 1 кв. м не может быть менее 1000 рублей.
Основным направлением деятельности московского правительства, как главного участника столичного рынка недвижимости, является продажа в собственность на конкурсной основе нежилых помещений, а также сдача их в аренду с последующим возможным выкупом арендаторами в собственность. Конкретно подсчитать доходы города от использования принадлежащих ему нежилых помещений за последние годы достаточно сложно, т. к. эти доходы входят составной частью в общие показатели деятельности МКИ и МФИ.
Нежилые помещения значительно менее ликвидны, чем жилье. Продажи особенно крупных объектов, достаточно редкое явление. Отдельно стоящие здания покупают, как правило, только банки и другие финансовые и консалтинговые учреждения. Общая площадь приобретаемых банками особняков не превышает 500 кв. м, поскольку в настоящее время они лишь расширяют сеть своих филиалов. Большим спросом пользуются у банковских структур отдельно стоящие здания, полностью приспособленные под их деятельность.