1.1 Методологические и методические подходы к изучению рынка недвижимости
Рынок недвижимости - определенный набор механизмов, посредством которых передаются права на собственность и связанные с ней интересы, устанавливаются цены и распределяется пространство между различными конкурирующими вариантами землепользования (5). То есть рынок недвижимости - есть система, целью функционирования которой является сведение покупателя и продавца недвижимости к обоюдной выгоде обоих.
Рынок недвижимости - сектор национальной рыночной экономики, представляющий собой совокупность объектов недвижимости, экономических субъектов, оперирующих на рынке, процессов функционирования рынка, то есть процессов производства (создания), потребления (использования) и обмена объектов недвижимости и управления рынком, и механизмов, обеспечивающих функционирование рынка (инфраструктуры рынка) (Стерник Г.М. 2000 г.).
Рынок недвижимости в национальной экономике выполняет следующие функции:
- - эффективное решение социальных задач, связанных с созданием и использованием полезных свойств недвижимости;
- - отчуждение полных или частичных прав собственности на объекты недвижимости от одного экономического субъекта к другому и защиту его прав;
- - свободное формирование цен на объекты и услуги;
- - перераспределение инвестиционных потоков между конкурирующими видами объектов недвижимости;
- - перераспределение инвестиционных потоков между конкурирующими способами использования земель; (6)
Важнейшее значение рынка недвижимости как сектора рыночной экономики подтверждается колоссальной стоимостью национального богатства, материализованного в недвижимости, из которого, по крайней мере половина может быть вовлечена в рыночный оборот и приносить ренту - владельцам недвижимости, доход - предпринимателям, налоговые и другие платежи - в федеральный, региональные бюджеты, бюджеты муниципальных образований. На сегодняшний день рынок недвижимости составляет высокую долю в валовом национальном продукте. В ряде регионов и городов достигнут высокий уровень доходов бюджета от первичной продажи, сдачи в аренду государственной и муниципальной недвижимости. Высок уровень сборов в бюджет от налогов на недвижимость и сделок с ней. В ходе становления и развития рынка недвижимости было создано большое количество рабочих мест.
Рынок недвижимости состоит из нескольких сегментов: рынок жилой недвижимости, рынок нежилой недвижимости (офисные, торговые, складские площади), рынок загородной недвижимости. Рынок жилой недвижимости самый динамичный и выделяющийся по своим объемам.
Материальная база рынка жилой недвижимости складывается и двух источников. Первый - это бесплатная приватизация жилья гражданами, бесплатная и платная приватизация нежилых помещений и земельных участков рынок первичной приватизации недвижимости). Второй - это формирование в рамках строительной отрасли и вне её сегмента коммерческого строительства и продажи объектов (первичный рынок строительства и продажи недвижимости). В дальнейшем формировался вторичный рынок недвижимости - рынок перепродажи ранее приватизированных или впервые проданных новых объектов.
Формирование вторичного рынка жилья происходит за счет предложений по продаже приватизированного жилья и его перепродажи. Вторичный рынок имеет несколько особенностей по сравнению с первичным. Во-первых, этот сегмент рынка жилой недвижимости имеет более массовый характер, практически повсеместную распространенность, во-вторых, формирование цен на вторичном рынке происходит за счёт рыночных механизмов и уровень цен соответствует сложившемуся соотношению спроса и предложения. Для анализа состояния рынка жилья используются не цены предложения, а цены продаж, так как в процессе заключения сделки на вторичном рынке цены предложения подвергаются корректировке. Ценовая ситуация на рынке жилой недвижимости отличаются постоянной изменчивостью под воздействием разнообразных факторов, соотношения спроса и предложения, общего уровня деловой активности, политической и экономической ситуации в стране. Ещё одной особенностью жилищного рынка является отсутствие полной и достоверной информации, характеризующей состояние рынка. И в полной мере это замечание касается рынка элитной недвижимости.
Источником информации для анализа рынка недвижимости служит перечень объектов, предлагаемых к продаже и аренде, а также проданных (сданных в аренду) за определенный период времени, с указанием их качественных характеристик, размеров, местоположения, цен предложения и продажи, даты выставления на продажу и даты сделки. Известно, что разнообразие качества, размеров, расположения объектов жилой недвижимости приводит к большому различию в цене объектов. Вследствие этого, для анализа определенной совокупности объектов рынка (например, совокупности квартир, проданных в определенном городе в течение месяца) на первом этапе обработки данных необходимо решить задачу типизации объектов недвижимости по качеству, размеру, местоположению, а иногда и по другим типологическим признакам (например, для новостроек - по степени готовности в момент продажи), т.е. выделить типы (категории) жилья с определенной совокупностью признаков. (6)
В настоящее время сложилась более или менее принятая большинством агентств недвижимости типизация жилья по качеству, по местоположению. Наиболее распространенным является перечень типов квартир в многоквартирных жилых домах, принятый в Русском агентстве недвижимости "САВА":
- · 5-этажные панельные ("хрущевки");
- · 9-этажные панельные;
- · 5-этажные кирпичные;
- · типовые 10-16 этажные постройки 70-х годов;
- · кирпичные старой постройки (полноразмерные, "сталинские");
- · 17-22-этажные улучшенной планировки;
- · современные кирпичные от 14 этажей.
Существует множество более подробных попыток типизации жилья (см. приложение).
По размерам квартиры типизируют обычно выделением групп с различным числом комнат:
- · 1-комнатные (общая площадь в среднем 31-38 кв. м);
- · 2-комнатные (44-56 кв. м);
- · 3-комнатные (57-78 кв. м);
- · 4-комнатные и более (более 100 кв. м).
Средние значения общей и жилой площади квартир различной категории качества приведены в таблице № 1.
Таблица 1: Средняя общая и жилая площадь квартир, кв. м
Тип дома | Однокомнатные | Двухкомнатные | Трехкомнатные |
общая | жилая | общая | жилая | общая | Жилая |
5-этажный | 31 | 18 | 44 | 29 | 58 | 41 |
9- этажный | 32 | 19 | 44 | 29 | 57 | 40 |
"сталинский" | 34 | 19 | 56 | 34 | 78 | 52 |
12-16-этажный | 36 | 20 | 48 | 30 | 68 | 44 |
17-22-этажный | 38 | 19 | 55 | 32,5 | 75 | 45 |
В попытке упростить анализ на практике переходят от цены квартир к цене 1 кв. м общей площади квартиры. Это позволяет сравнивать уровень цен на квартиры различной категории, рассчитывать средний для нескольких категорий уровень и т.д. Такой подход действительно удобен и принят в международной практике. Однако при его использовании необходимо учитывать, что конъюнктура рынка может меняться по-разному для квартир различных категорий по размеру. Поэтому общее правило состоит в том, что при пересчете цен на 1 кв. м все равно необходимо отслеживать их как совместно, так и по отдельным категориям. (6)
Ценовое районирование территории города имеет ту же цель, что и типизация по качеству: уменьшение разброса цен в выборке. Первоначально массив данных в Москве и других городах разделяли по административным районам городов. Однако постепенно в риэлтерской практике сложилось собственное зонирование.
В таком мегаполисе, как Москва, с ее радиально-кольцевой структурой метро, проспектов и застройки, наиболее распространенным является выделение Центра (в пределах Садового кольца) и 8 секторов (Север, Северо-Запад, Запад и так далее) близко совпадающее с делением на административные округа. (6)
В общем, общепринятой методики определения цены жилой недвижимости не существует. Аналитики лишь пытаются разработать четкую и общепринятую систему определения цены на объекты жилой недвижимости. Также проблемой для аналитиков является то, что цены продаж различных агентств недвижимости являются закрытой информацией.