Глава 2. Особенности формирования и развития рынка акций на постсоветском пространстве
2.1 Общие закономерности развития
Согласно классификации Международной финансовой классификации, все страны с переходной экономикой, включая и бывшие республики СССР, относятся к формирующимся рынкам (emerging markets). Главной отличительной чертой формирующихся рынков является их заметно большая неустойчивость по сравнению с развитыми фондовыми рынками. Подтверждением этому, применительно к странам СНГ и Балтии, является кризис 1998г., в результате которого падение фондового индекса Латвии составило 72%, а капитализация российского рынка акций сократилась в 6 раз.
С другой стороны, формирующиеся рынки являются наиболее динамично развивающимися и демонстрируют максимальные темпы роста. Так по итогам 2001 года, российский фондовый рынок был признан одним из самых быстрорастущих. В то же время, если рассмотреть место рынка акций стран СНГ и Балтии в мировом масштабе, то его можно охарактеризовать как более чем скромное. По совокупному показателю капитализации и объему торгов страны СНГ и Балтии составляют менее 1% от мировых показателей, что конечно же не соответствует месту, занимаемому этими странами в мировой экономике. По этим показателям бывшие республики СССР (все вместе) находятся на одном уровне с такими странами Европы как Ирландия или Дания. Однако, как уже было сказано выше, высокие темпы роста дают основание надеяться на увеличение доли стран СНГ и Балтии на мировом рынке капитала. Сразу же необходимо отметить значительные диспропорции в развитии рынков акций. Наибольших размеров и уровня развития они достигли в прибалтийских республиках, Украине, Казахстане и России. В этих странах годовой объем торгов с акциями превышает 100 млн долларов США. Однако 9/10 совокупного объема торгов и капитализации приходится на рынок акций Российской Федерации.
Рынок акций на постсоветском пространстве начал формироваться в результате проведения масштабных рыночных преобразований в бывших союзных республиках. Переход от плановой системы хозяйствования к рыночной экономике сопровождался созданием всей инфраструктуры рынка акций, характерной развитым капиталистическим странам. Одновременно с этим происходило создание и совершенствование законодательства, определяющего процесс создания и деятельности акционерных обществ, выпуск и обращение эмиссионных ценных бумаг, профессиональную деятельность на фондовом рынке.
Проведение программ приватизации и корпоратизации явилось главным источником возникновения акционерных обществ, и, как следствие, национальных рынков акций республик бывшего СССР. Объективные требования повышения производительности труда, перепрофилирование и техническое переоснащение многих производств, в совокупности с потребностью справедливого раздела государственной собственности, требовали создания таких форм хозяйствования, которые могли обеспечить возможность участия в них большого числа лиц, привлечения значительных объемов инвестиций, а также свободную куплю-продажу долей в капитале образованных компаний. В наибольшей степени данным требованиям удовлетворяли открытые акционерные общества, в которые и было преобразовано большинство государственных предприятий.
Отсутствие как у населения, так и у возникших экономических элит больших объемов капитала, предопределило ограниченное число способов приватизации госсобственности. Правительства вновь образованных государств должны были сделать выбор - или активно привлекать иностранный капитал, или попытаться провести реформирования за счет внутренних средств. Большинство республик (Россия, Беларусь, Украина, Молдова, Литва, Узбекистан, Казахстан, Кыргызстан, Армения, Грузия) в качестве основной модели выбрали массовую приватизацию. При этом значительная часть акций выкупалась работниками и менеджментом предприятий. В Эстонии и Латвии ставка была сделана на привлечение стратегических иностранных инвесторов, а массовая приватизация имела ограниченный характер.
Первая модель (массовая приватизация) обеспечивала "справедливое" распределение государственной собственности, способствовало формированию широкого класса акционеров, развивала институты коллективного инвестирования. Однако при этом, как правило, предприятия не получали необходимых инвестиций; отсутствовал стратегический инвестор, готовый вкладывать значительные средства в развитие подконтрольной компании; руководство обществом, обычно, оставалось за директорами предприятий, что сдерживало развитие прогрессивных способов корпоративного управления.
Привлечение иностранных инвесторов, напротив, сопровождалось крупными инвестициями в производство, повышением рейтинга страны на международном рынке, внедрением современных способов управления компаниями. Но передача бывшей государственной собственности иностранцам могла вызвать широкие акции протеста населения, а крупные пакеты акций компаний оставались в руках стратегических инвесторов и не попадали на вторичный рынок, что несомненно сдерживало его развитие.
Другим важным решением, которое необходимо было принять явилось определение модели фондового рынка. В соответствии с мировым опытом существует две базовые модели рынка акций: американская (англосаксонская) и континентальная. Для американской модели характерно большое число и определяющая роль на рынке брокерских контор, которые не являются кредитными организациями, большое количество мелких акционеров (прежде всего частных лиц), высокая ликвидность рынка акций. Широко используется размещение допэмиссий для привлечения инвестиций. В континентальной модели, напротив, ведущую роль играют коммерческие банки, это рынок крупных пакетов акций, что снижает его ликвидность, дополнительные выпуски акций имеют не столь весомую роль как в американской модели, зато велика роль банковского кредита. На территории СНГ и Балтии представлены оба типа рынков акций. Континентальная модель формируется в Латвии, Литве, Эстонии, Азербайджане. Грузия и Кыргызстан развивают американскую модель рынка. Большинство же стран на территории бывшего СССР имеют смешанную модель развития фондового рынка, при которой и банки, и некредитные организации имеют примерно равную степень участия. Наиболее характерными примерами смешанной модели являются Россия, Украина, Беларусь, Казахстан.
Стоит отметить, что в странах с континентальной моделью рынка операции купли-продажи акций совершаются очень ограниченным кругом посредников, основная часть оборота разделена между 3-5 крупнейшими операторами, что создает трудности для вхождения на рынок новых участников. В американской модели институт посредников по торговле ценными бумагами представлен большим количеством брокерских фирм, что создает здоровую конкурентную среду, и соответственно, ведет к снижению стоимости брокерских услуг. На таких рынках степень монополизации существенно ниже. Тем не менее для всех стран СНГ и Балтии характерен процесс концентрации объемов торговли акциями. Так в Эстонии доля трех ведущих компаний по объему операций с акциями на Таллиннской фондовой бирже за период с1998 по 2000 г. возросла с 61% до 87%, в России на первую десятку брокеров-дилеров по итогам 3 квартала 2001г. приходилось уже 61% совокупного оборота акций инвесткомпаний.
Торговля акциями на национальных рынках также имеет высокую степень концентрации. Наибольшие объемы торгов приходятся на узкую группу компаний, представляющих наиболее инвестиционно - привлекательные отрасли экономики стран. Для Украины такими отраслями является энергетика, в России - нефтегазодобывающая и энергетика, в прибалтийских республиках - банковский сектор.
По соотношению биржевого и внебиржевого рынка акций, страны на постсоветском пространстве представляют довольно пеструю картину. С одной стороны стоят страны, в которых законодательно фактически запрещено совершать операции с акциями, минуя организаторов торговли (Казахстан, Кыргызстан). Противоположностью данной группы стран является Республика Беларусь, в которых, несмотря на наличие фондовой биржи, 99% объема торгов приходится на внебиржевой рынок. Максимальной доля организованного рынка акций была в 1998-1999г., когда во время кризиса, профучастники рынка в целях повышения надежности совершаемых сделок, проводили их через организатор торговли. По мере преодоления кризисных последствий, внебиржевой рынок начал расти более высокими темпами, что изменило соотношение в его пользу.
Основной организационно-правовой формой фондовых бирж в странах СНГ и Балтии является акционерное общество. В России законодательство определяет для фондовых бирж только одну организационную форму - некоммерческое партнерство. Создание бирж в виде акционерных компаний является основной мировой тенденцией. Возрастающая конкуренция между биржами, требует ежегодных крупных вложений на развитие программного обеспечения, технологическую модернизацию. Именно для привлечения капитала биржи становятся корпорациями, привлекая дополнительные финансовые ресурсы. В данном плане показателен пример Кыргызской фондовой биржи, которая летом 2000 года поменяла организационно-правовую форму с некоммерческого партнерства на ЗАО, а также Республиканской фондовой биржи "Тошкент", которая в 1998г. из ЗАО реорганизовалось в ОАО. Стоит отметить и другую важную черту созданных в республиках бывшего СССР фондовых бирж. Все они создавались на новом технологическом уровне, включающем полную автоматизацию торгов и расчетов. Они являются электронными биржами, обладающими удаленными терминалами. В последние годы ускоренное развитие получил интернет-трейдинг - использование всемирной компьютерной сети для совершения операций с ценными бумагами.
В подавляющем большинстве стран сформировалась инфраструктура рынка акций. Подтверждением этому служит стабилизация, а в некоторых случаях и сокращение числа профессиональных участников фондового рынка. Если на 01.01.1999 численность сотрудников инвестиционных компаний в России составляла 16,2 тысячи человек, то к январю 2001г. она сократилась на 13%. Численность регистраторов на Украине в последние два года стабилизировалась на уровне 350-360. Сформировались национальные депозитарные системы. При этом в большинстве стран они являются двухуровневые: верхний уровень представлен центральным депозитарием ЦБ, а нижний - депозитариями второго уровня. Преимуществами такой системы является наличие одного или максимум двух депозитариев, осуществляющих хранение и учет всех ценных бумаг, обращающихся на рынке. Это позволяет упростить, ускорить расчеты по операциям. Особняком от остальных стран стоит Россия, в которой нет единого централизованного хранения и учета акций предприятий.
На постсоветском пространстве сформировалась система, насчитывающая более двух десятков фондовых бирж. Национальные биржевые системы, за исключением Украины и России - наибольших по численности населения государств, являются монобиржевыми. При этом если в странах Балтии, Молдове, Кыргызстане, Узбекистане и Грузии изначально возникла и развивалась только одна-единственная фондовая биржа, то в Армении и Казахстане монобиржевая система сложилась в результате направленной политики правительств данных стран. Фондовая биржа Армении (ArmEx) была образована в феврале 2001 г. после принятия закона "Об упорядочении рынка ценных бумаг". До этого в Армении существовало 4 фондовые биржи. В Казахстане монобиржевая система сформировалась в 1998г. после проведения тендера на выбор модельной биржи.
С точки зрения пространственного распределения и отношения между центральными и региональными фондовыми биржами, интересны биржевые системы Украины и России. Если в России на региональные (Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Казань) фондовые биржи приходится менее 1% совокупного оборота акций, то на Украине в 2000 году только 70% биржевого объема торгов с акциями приходилось на фондовые биржи, расположенные в Киеве. При этом почти 30% объема торгов приходилось на Донецкую фондовую биржу, на Крымскую и Приднепровскую фондовые биржи приходилось лишь 1,6% биржевого оборота акций. Из приведенных данных видно, что на Украине биржевая торговля акциями не сосредоточена в одном биржевом центре (в отличие от России). Можно говорить, что на Украине сложилась двухцентровая биржевая система - вторым четко выраженным биржевым центром после Киева является Донецк, а роль региональных бирж значительно выше, чем в России.
Концентрация рынка акций в столичных регионах бывших республик СССР определяется не только наличием в них больших объемов капитала и фондовых бирж, но и общим развитием инфраструктуры фондового рынка. Являясь центрами как политической, так и экономической жизни, столицы концентрировали значительную часть промышленного потенциала, денежных средств и населения республик. Это значение еще более усилилось после распада Советского Союза. Большая часть акционерных обществ, объемов эмиссий, количества профессиональных участников рынка ценных бумаг сосредоточено в столичных регионах. Киевская область (с Киевом) занимает первое место на Украине по числу акционерных обществ (как ОАО, так и ЗАО), Минск и Минская область концентрируют 84% эмиссий акций, 70% российских депозитариев - в Москве и Московской области, 97% всех иностранных вложений в кыргызские акции приходится на Бишкек и Чуйскую область. Даже перенос столицы в Акмолу из Алматы никак не отразился на статусе фондового центра последней. Наоборот, появилась программа развития Алматы как регионального финансового центра. При этом под регионом понимаются не только республики Средней Азии и Казахстан, но и ряд центральноазиатских государств.
Наряду со столичными регионами по развитию рынка акций выделяются и районы, сосредотачивающие крупные промышленные производства, особенно если они производят экспортную продукцию. Это вызвано не только большим количеством образовавшихся на их базе акционерных обществ, наличием объектов для вложения инвестиций, но и общим развитием инфраструктуры, благоприятным инвестиционным климатом, наличием квалифицированных кадров для инвестиционной деятельности. Наиболее полно и четко данная особенность прослеживается в странах с обширной территорией и наличием нескольких ярко выраженных промышленных районов. Для Украины такими районами являются Киевская область, Донецкая, Днепропетровская, для России - Центральный район, Северо-западный, Урал.