|
|
|
|
| ||||||||||
2.3 Интеграционные процессы между рынками акций стран СНГ и Балтии Теперь попытаемся определить, существуют ли какие-либо значимые интеграционные процессы между фондовыми рынками республик бывшего Советского Союза, насколько активно они осуществляются, образуются ли какие-либо региональные группировки, и каким образом будет выглядеть вероятное объединение рынков акций. Можно однозначно заявить, что небольшие по своим размерам, недавно сформировавшиеся или еще формирующиеся рынки акций стран СНГ и Балтии испытывают объективную потребность кооперации, результатом которой должен стать более крупный, более ликвидный и , наконец, более конкурентоспособный рынок акций, включающий несколько национальных рынков. Первыми такую потребность ощутили прибалтийские республики, что проявилось в различных проектах, включая и попытку объединения с NOREX. И хотя эта попытка объединения не увенчалась успехом, она наглядно продемонстрировала те непреодолимые различия, между развитыми и развивающимися рынками, которые препятствуют их интеграции. Таким образом, национальным рынкам стран СНГ и Балтии необходимо искать партнеров среди бывших союзных республик. При этом наиболее вероятной является интеграция между соседними странами, имеющими тесные экономические, хозяйственные, исторические, возможно этнические и культурные связи, а также общие политические интересы. Исходя из всего выше перечисленного можно сказать, что на постсоветском пространстве (без участия России) сформировалось два четко выраженных интеграционных района - Прибалтика и Средняя Азия, включая Казахстан. В данный момент мы не рассматриваем России, чтобы потом более подробно остановится на ее роли в наметившихся процессах. Прибалтийские республики имеет не только общую историческую судьбу, тесные экономические и культурные связи, но и общие политические интересы, связанные в вступлением в ЕС. Использование опыта европейских государств в развитие фондового рынка, приведение в соответствие с рекомендациями и директивами ЕС национального законодательства о рынке ценных бумаг создало чрезвычайно похожие национальные рынки акций. Общие черты, несомненно, способствуют объединению рынков. Создание единого рынка акций стран Балтии было инициировано в 1998 году и первым документом, направленным на сближение национальных бирж прибалтийских стран явилось заключенное 6 апреля 1998г. соглашение между Рижской и Таллиннской фондовыми биржами об обмене информации о членах бирж и торгуемых ценных бумагах. Параллельно происходило взаимодействие национальных регуляторов рынка, между ними были подписаны соглашения о кооперации и обмене информацией. Развивалось сотрудничество и между депозитариями трех стран. Так центральные депозитарии Литвы, Латвии и Эстонии открыли друг другу прямые счета депо, что позволяет клиентам центрального депозитария одной страны совершать операции с ценными бумагами других стран без открытия счетов депо в центральных депозитариях этих стран. Результатом процесса кооперации Латвии, Литвы и Эстонии на региональном уровне стало создание и запуск в 2000 году Baltic List - единой площадки по торговле наиболее ликвидными акциями компаний трех стран. Из 15 входящих в Baltic List компаний 4 латвийских, 5 - литовских и 6 эстонских. Их суммарная капитализация на декабрь 2000г превышала 2,8 млрд евро. В Средней Азии процессы интеграции протекают в несколько ином направлении. Основную роль здесь играют не участники рынка (биржи в Прибалтике), а правительства. Ядром кооперации являются страны, с наиболее развитыми рынками акций - Казахстан и Кыргызстан. Именно между ними процесс интеграции протекает наиболее активно. Начало сотрудничеству в области рынков ценных бумаг в регионе было положено в 1998г., когда в Ташкенте было подписано Соглашение между Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном и Узбекистаном об общих принципах формирования рынков ЦБ. Данное Соглашение должно было способствовать созданию унифицированных правил поведения на национальных рынках капитала стран региона. В том же году регулирующие органы Кыргызстана и Казахстана подписали Соглашение о сотрудничестве и информационном обмене, а в 2000 году Соглашение о раскрытие информации об эмитентах, чьи ценные бумаги допущены к обращению на рынке другой страны. Непосредственно интеграция между рынками капитала двух стран началась в 1999г., когда акции трех кыргызских эмитентов (АО "Кыргызтелеком", АО "Кыргызэнерго" и АО "Кантский цементно-шиферный комбинат") были допущены к торгам на Казахской фондовой бирже. В свою очередь к обращению на территориии Республики Кыргызстан были допущены облигации ЗАО "Алматинский торгово-финансовый банк". В том же году Центральный Депозитарий открыл корреспондентский счет-депо Центральному депозитарию Казахстана. Это позволило обращаться акциям кыргызских эмитентов на территории соседнего Казахстана. В конце 2000г. последовала ответная реакция казахской стороны. Как результат этих мер по взаимной интеграции фондовых рынков существует возможность беспрепятственной торговли акциями эмитентов двух стран на территории обоих государств независимо их национальной принадлежности. Как можно заметить интеграция Казахстана и Кыргызстана происходит по принципиально иному пути, нежели прибалтийских республик. Если страны Балтии создали наднациональный рынок "голубых фишек", который будет развиваться, включая все большее количество компаний, то среднеазиатские республики пошли по пути взаимного допуска к обращению на своих фондовых рынках ценных бумаг стран-партнеров. В начале мы намеренно не стали сначала рассматривать участие России в описываемых процессах. Являясь крупнейшим фондовым центром не только на постсоветском пространстве, но и во всей Восточной Европе, Москва не может не оказывать значительного воздействия на рынки акций стран СНГ. Тесная взаимосвязь рынков была подтверждена кризисом 1998 года. Стремление к объединению фондовых рынков появилось еще во время существования рублевой зоны. В 1993 году представители Азербайджана, Армении, Беларуси, Украины, Молдовы, России, Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана и Туркменистана подписали Соглашение "О регулировании межгосударственного рынка ценных бумаг". Согласно данному документу страны-участницы признали "необходимым обеспечить условия для доступа на рынки ценных бумаг своих государств эмитентов, инвесторов и инвестиционных институтов других Сторон", а также унификацию законодательства о ценных бумагах. Интеграции фондовых рынков будет, несомненно, способствовать и дальнейшее сближение стран СНГ в рамках Евразийского экономического сообщества (Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан), а также Союза России и Беларуси. Активизации процесса объединения фондовых рынков бывших республик СССР в последние два года способствовали сами профессиональные участники рынка ценных бумаг. ИБГ "НИКойл" планировало выпуск азербайджанских депозитарных расписок на российские акции, по инициативе НАУФОР создан Союза ассоциаций развивающихся фондовых рынков (штаб квартира в Москве), объединивший ассоциации профучастников рынка ценных бумаг. Наконец, в апреле 2000 года была создана Международная ассоциация бирж стран СНГ (МАБ СНГ), объединяющая биржи из 9 стран (Россия, Украина, Беларусь, Армения, Азербайджан, Грузия, Казахстан, Таджикистан и Узбекистан). Поставив основной задачей содействие формированию единого рынка капитала и биржевого пространства, в сентябре 2001 года МАБ утвердила программу действий на 2001-2002 годы. Эта программа прежде всего направлена на создание интегрированного рынка капиталов в странах Содружества. Первым шагом должна стать интеграция биржевого рынка на основе объединения организационных, технологических и информационных возможностей бирж-участниц. Это даст импульс дальнейшему развитию национальных рынков капиталов стран Содружества, позволит повысить уровень ликвидности, технической и информационной оснащенности, увеличить круг участников рынка, привлечь иностранных инвесторов. В последнее время под эгидой МАБ начато создание инфраструктурной основы интегрированного биржевого рынка. В частности, изучаются перспективы интеграции электронных биржевых торговых систем, налаживается информационный обмен. Разработан модельный закон "О рынке ценных бумаг", который предполагается сделать основой для разработки и развития национальных законодательств стран Содружества, регламентирующих операции с ценными. Можно сделать вывод, что начавшийся сразу после распада СССР процесс интеграции рынков акций стран СНГ и Балтии значительно активизировался в последние 2-3 года. Однако не приходится говорить о создание единого рынка на всем постсоветском пространстве. Произошло слишком сильное дистанцирование прибалтийских государств от остальных республик бывшего СССР. Поэтому можно говорить о двух самостоятельных сформированных интеграционных группировок относительно рынков акций - с одной стороны страны Балтии, с другой - остальные 11 республик, включая Россию.
| ||||||||||||||
|
|
|
|
|