Автор
Содержание
Назад
Далее
Главная
1.2 Эволюция взглядов кубинского руководства на иностранные инвестиции

После окончания II Мировой Войны в капиталистических странах началась широкая дискуссия о так называемых моделях развития для стран третьего мира. Одной из наиболее дискутируемых тем стал вопрос о преимуществах и невыгодах иностранных инвестиций. Экономисты и политики признавали, что существует и то, и другое. Однако в настоящее время современные либеральные взгляды склоняют стрелку весов в пользу инвестиций из-за рубежа. Многие должностные лица и экономисты международных финансовых учреждений, ВТО и правительств главнейших промышленно развитых стран ратуют за полную либерализацию инвестиций. В том же духе высказываются и члены правительства республики Куба. По их мнению, отрицательных эффектов не существует, результаты от иностранных инвестиций только положительные. Однако многие политики и экономисты слаборазвитых стран недопонимают роли иностранных инвестиций в развитии национальной экономики. Они идут по пути либерализации инвестиций ради самой либерализации, забывая при этом, что для достижения положительного эффекта надо сочетать интересы развития с интересами инвесторов.

Если проанализировать опыт Кубы за последнее столетие, можно утверждать, что полное дерегулирование экономики и процесса инвестиций не привело к необходимому сочетанию интересов иностранных инвесторов и интересов государства.

Первые иностранные инвестиции на Кубе были английскими, это произошло около 1820 г. Несколько лет спустя английский капитал закрепился на Кубе, главенствуя в табачной промышленности страны. В конце 19 в. англичане обратили свои взоры на железнодорожную сеть острова и к началу 20 в. в их руках были железнодорожные пути сообщения западной части Кубы. В этот же период Англия заняла лидирующие позиции по инвестициям на острове.

Торговые отношения между Соединёнными Штатами и испанской колонией Кубой начали развиваться с конца 18 в. Первые экспансионистские шаги на Кубу американская экономика предприняла в конце 19 в., в период образования в США первых монополий. Пионером стала корпорация "Эссо Стандарт Ойл", построившая в 1882 г. нефтеочистительный завод в Гаване. Этот период продвижения иностранного капитала на остров, бывший в то время испанской колонией, можно охарактеризовать индифферентностью властей острова к упомянутому процессу. Инвестициям была открыта широкая дорога и никто не задумывался об их вреде или пользе.

В Кубинском опыте периода 1902-1959 годов уже можно найти целый ряд примеров, свидетельствующих о том, что использование островными властями имевших в этот период место инвестиций было далеко от рационального. Первая кубинская конституция 1901 г., задуманная и основанная на полностью либеральных идеях, была составлена при консультациях американских юристов, которые, в свою очередь, лоббировали интересы американских же корпораций, вкладывавших свои капиталы на Кубе. В результате американские предприниматели, не без помощи своего правительства, поэтапно распространяли своё влияние на горное дело, табачную промышленность, сахарную промышленность, на производство и распределения электроэнергии, средств связи и т.д. После преобразования Кубы в республику в 1903 г. был подписан Кубино-американский договор о взаимной торговле, также исходивший из либеральных понятий о торговле и разделении труда, - Куба должна была производить сахар и на доходы от него импортировать всё остальное. Это сделало кубинскую экономику сверх специализированной, что не могло не сказаться на её функционировании в последовавшие десятилетия.

В 1918 г., после окончания I Мировой Войны, на бирже начались крупные спекуляции с сахаром вследствие временных перебоев в снабжении и хаоса в системе перевозок. Покупательский рынок сократился, Соединённые Штаты использовали свои резервы сахара и в 1920 г. вспыхнул финансовый кризис - поднялась огромная волна спекуляций вокруг цен на сахар. В течение года "пляски миллионов" лопнул пузырь спекуляций, разорились сахарные заводы и банки, принадлежавшие испанцам и кубинцам. В тоже время изменились правила игры, торговый либерализм сменился национальным протекционизмом, так что маленькая островная страна оставшаяся со своей суперспециализированной экономикой, была не в состоянии продавать всю свою продукцию и вступила в период кризиса. В результате которого большая часть активов кубинской экономики перешла за бесценок в руки иностранных предприятий и банков. Таким образом, к 1925 г. 75% основных видов продукции производили иностранные предприятия, основные услуги и банковская система контролировались американскими и английскими банками, 80% лучших сельскохозяйственных земель находились в руках сахарных и скотоводческих хозяйств Соединённых штатов. Через несколько лет предприятия США вытеснили компании других стран, и на их долю уже приходилось 95% накопленных иностранных инвестиций.

В этот период сложились следующие условия для иностранных инвестиций:

  • - иностранные инвесторы пользовались национальным режимом, то есть такими же или даже большими правами, чем национальные инвесторы;

  • - чтобы открыть предприятие или дочернюю компанию, требовался только нотариальный акт, который заносился в реестр министерства торговли;

  • - государственных предприятий не существовало, все - национальные и иностранные - были частными, поэтому не могла идти речь о приватизации;

  • - не было контроля над валютным обменом и никаких ограничений в переводе средств и капитала;

В период с 1960 до 1988 гг. иностранные инвестиции на острове приняли иную форму. Существовавшие иностранные предприятия были национализированы, и Куба обратила свои взоры в сторону социалистического лагеря. Выход республики из орбиты международного капиталистического мира и коренная переориентация ее внешнеэкономических связей произошли довольно быстро. Если в 1958 г. на долю социалистических стран приходилось немногим более 1% внешней торговли страны, в 1960 г. - около 22 %, то в 1962 г. - уже свыше 82 %. При этом унаследованные отрасли международной специализации сохранили свое значение и в условиях участия страны в экономической интеграции.

Для создания благоприятных внешних условий развития производительных сил с первых дней сотрудничества Куба получала на льготных условиях финансовую помощь для покрытия дефицита в двусторонней торговле, для реконструкции и развития имеющихся и создания новых отраслей хозяйства.

Большое значение для Кубы имело установление умеренных цен на товары, импортируемые из европейских стран СЭВ, и преференциальных цен на основные товары кубинского экспорта. Уровень экспортных цен определялся с учетом динамики цен на закупаемые товары. Благодаря этому отчасти нейтрализовывались негативные последствия ухудшения условий торговли, вызванные понижением мировых цен на экспортируемую и повышением на импортируемую продукцию.

Важным средством преодоления отсталости являлась передача производственного опыта, технологии, научной информации и т. д, которая осуществлялась путем подготовки национальных кадров, командирования специалистов из европейских стран на Кубу, совместных научных разработок и их внедрения в производство, создания предприятий по совместным проектам двух стран и поставок соответствующего оборудования, учреждения совместных предприятий.

Внезапное крушение "мировой социалистической системы" в начале 90-х годов привело к самым серьёзным экономическим последствиям для всех участников блока. Это, естественно, постигло, прежде всего, малые страны, экономика которых в решающей мере зависит от состояния хозяйственных связей с крупными государствами-партнёрами. Куба не стала исключением. В результате глобальной перекройки геополитической карты остров потерял, согласно некоторым оценкам, до 85% своих рынков. Его экспорт сократился более чем на 66%, а импорт - более чем на 75%. По сути, оказались парализованными все сферы многолетнего советско-кубинского сотрудничества. Поставленное перед реальностью самоустранения России от масштабного участия в экономике острова, кубинское руководство было вынуждено начать проводить политику, опирающуюся на иные факторы и источники развития.

В последние 10 лет на Кубе начался новый этап процесса иностранных инвестиций, но уже на совершенно иных основах. Это процесс открытый, подчиняющийся определённым правилам и нормам. Существует стратегия развития страны, и твёрдо определено, какую роль должны играть в ней иностранные инвестиции.

С тем, чтобы сочетать интересы национального развития с интересами национальных инвесторов, последним с самого начала объясняется, каковы основные задачи инвестиционной деятельности:

  • - иностранные инвестиции приветствуются, им предоставляются полные гарантии, государство способствует их осуществлению, и они дополняют усилия страны, направленные на её дальнейшее развитие;

  • - инвестиции должны выполнять, по крайней мере, одну из трёх следующих задач: внедрять новые технологии, открывать новые рынки, поставлять капитал и финансовые ресурсы;

  • - в стране уважается патентное право и все виды интеллектуальной собственности (в целях их охраны издан специальный закон);

  • - в стране не существует приватизации, кубинские активы, являющиеся частью совместных предприятий, являются частью национального достояния.

Эти задачи, наряду с другими нюансами инвестиционного процесса на Кубе, освещаются в документах, составляющих правовое поле для деятельности будущих инвесторов. Известно, что именно правовая база той или иной страны в значительной мере определяет специфику её инвестиционного климата. В связи с этим я считаю необходимым проанализировать процесс формирования законной основы для осуществления иностранных инвестиций на Кубе и результаты этого процесса.

Итак, в 1982 г. был издан Декрет-закон №50, соответствовавший политическим условиям Кубы, в силу которого можно было создавать ассоциации с иностранными предприятиями. В 1992 г. было принято более ста изменений и поправок к Конституции Республики, ряд из которых был связан с децентрализацией и функционированием внешней торговли, а в области иностранных инвестиций были приняты важные реформы, согласно которым кубинское государство полностью признавало за экономическими ассоциациями и корпорациями, созданными в соответствии с законом, собственность на их активы и средства.

Через 13 лет после принятия Декрета-закона №50 он был заменён Законом №77 "Об иностранных инвестициях", принятым в сентябре 1995 г. В нём иностранным инвесторам дают такие же гарантии, какими они обычно пользуются в других странах, и гарантируется свободный перевод за рубеж прибылей и капитала. Закон ясно объясняет, что инвестиции можно осуществлять в любой сфере, за исключением вооружённых сил, сфер народного образования и здравоохранения.

В отличие от закона, действовавшего до тех пор, Закон №77 не устанавливает предела для участия в смешанных предприятиях иностранного капитала, оба партнёра приходят к соглашению относительно процентного участия каждого в капитале компании. Также сюда добавляется возможность создавать предприятия с полностью иностранным капиталом. Впервые за последние 35 лет в новом законе предусматривается возможность капиталовложений в недвижимость. Другим новым аспектом этого закона является разрешение на открытие внутри страны свободных зон и промышленных парков.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что к сегодняшнему дню кубинское правительство пришло с осознанием необходимости иностранных инвестиций на своей территории наряду с политикой умеренной либерализации процесса капиталовложений из-за рубежа.

Автор
Содержание
Назад
Далее
Главная
Hosted by uCoz