Автор
Содержание
Назад
Далее
Главная
Глава 2: Экономико-географические предпосылки устойчивого развития туризма

2.1 Взаимосвязь туристских и экономических показателей

Говоря об устойчивом туризме как направлении будущего развития туристской отрасли, необходимо отметить, что сейчас наблюдается некий переходный этап. Когда ещё рано говорить о повсеместном внедрении его элементов, но при этом все нововведения и планируемые мероприятия соотносятся с новыми критериями. Устойчивый туризм подразумевает не только бережное отношение к окружающей среде, охрану памятников архитектуры и искусства, учет национальных особенностей и заботу о местном населении. Важна оценка туризма как отрасли хозяйства, необходимо выявить степень его устойчивости, как этап на пути перехода к устойчивому туризму, способному положить начало устойчивому развитию всей территории.

Поэтому если рассматривать экономические эффекты влияния туризма, то можно отметить и некоторые особенности, которые не укладываются в это направление. Чрезмерный "перекос" экономики страны в сторону туризма не соответствует принципам устойчивого туризма, который подразумевает сбалансированное развитие всех отраслей, в связи с этим не стоит удивляться, что в похожих ситуациях полученные прибыли должны направляться на развитие смежных производств (косвенно связанных с туризмом), других сфер, при этом не забывая образовательные и другие программы для местного населения.

При быстром развитии туризм (особенно в развивающихся странах) сопровождает ряд явлений. Производство туристской продукции и услуг требует переброски ресурсов из других сфер экономики, где потребность в них также высока. Например, при перемещении трудовых ресурсов в туристскую сферу из сельских местностей происходит сокращение работников в производстве сельскохозяйственной продукции и создается сверхнапряжение в городской местности из-за дополнительных мест в больницах, школах и т.д.[8]

Весьма распространенным эффектом валютных поступлений от туризма является инфляция. Она может приводить к сокращению количества употребляемых местным населением продуктов. Этот инфляционный риск особенно велик в развивающихся странах. Из-за неэластичности предложения там невозможности импортировать качественные продукты по причине низкого курса местной валюты по отношению к твердым валютам. Инфляцию можно приостановить с помощью уменьшения спроса со стороны иностранных и местных потребителей или с помощью увеличения импорта за счет финансовых средств, получаемых от тех же иностранных гостей.

Прямое воздействие туризма на экономику - это объем расходов туристов за вычетом объема импорта, необходимого для полного обеспечения товарами и услугами туристов. Предприятия, к которым непосредственно поступают расходы туристов, также нуждаются в покупке товаров и услугах других секторов местной экономики. Например, гостиницы пользуются услугами строителей, коммунальных организаций, банков, страховых компаний, производителей пищевых продуктов и др. Таким образом, генерированная экономическая активность, полученная из этих последовательных этапов расходования, является косвенным воздействием. Однако оно не охватывает все расходы туристов во время прямого воздействия, так как часть денег выходит из оборота через импорт и налогообложение.

Во время прямого и косвенного расходования у местного населения накапливается доход в форме заработной платы, арендной платы и др. Этот дополнительный доход местные жители могут расходовать на покупку отечественных товаров и услуг, создавая тем самым новый виток экономической активности [10].

Из-за сильной зависимости от иностранных финансов развивающиеся страны иногда пытаются применять краткосрочные меры для увеличения поступлений от международного туризма, такие, как обложение налогами и запрещение товаров и услуг, импортируемых специально для туристского сектора; применение специальных налогов для международных туристов, например налогов в аэропортах или налогов, связанных с продолжительностью пребывания в стране. Эти меры могут увеличить резервы иностранной валюты на короткий промежуток времени, но для продолжительного периода в основном неэффективны. Они оказывают негативное воздействие на конкурентоспособность страны и ее туристский имидж за рубежом.

Одна из особенностей развития туризма в развивающихся странах заключается в том, что внутренний туризм практически отсутствует, и созданная здесь индустрия туризма с самого начала направлена на удовлетворение международного спроса. По данным исследований, проведенным по развивающимся странам, если принимающая страна расположена недалеко от стран проживания туристов, то 66% от общих расходов на организованный туризм останется в принимающей стране. Если туристы пользуются чартерным рейсом и размещаются в гостинице, принадлежащей иностранной компании, то в развивающей стране останется 30% стоимости тура, а если гостиница принадлежит местной компании, то 52%. В развивающихся странах, расположенных на большом расстоянии от стран проживания туристов, получают 40-50% от общих затрат на организованный туризм и только 20%, если средства транспорта и гостиница контролируются иностранцами [9]. Поэтому внешний благоприятный экономический эффект от поступлений от туризма на деле оказывается заметно меньше, а иногда и вовсе негативным. Так 1998 г. прямые иностранные инвестиции компаний из Великобритании только в сферу гостеприимства Бермудских островов составили 2 млн фунтов, а репатриация прибыли 5 млн фунтов.

Взаимосвязь туристских и экономических показателей позволяет выявить некоторые предпосылки для устойчивого развития, а также особенности ему препятствующие.

Важной проблемой встает вопрос определения критериев устойчивости и проведении соответствующих границ.

Для природных объектов существует понятие несущей способности (потенциальной емкости) - показателя, который характеризует способность некой территорий прокормить определенное количество особей животных без начала обратимых процессов изменения. Но если для природного мира это сделать довольно просто, т.к. известны способности растений к регенерации и физиологические особенности. То для социально-экономических систем все гораздо сложнее.

Прежде всего, необходимо определиться об каких оценке каких ресурсов пойдет речь, потому что переводить методы используемые при расчетах только с природной составляющей не совсем верно.

Существует термин - туристские ресурсы - природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворять духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию их физических сил;

Есть ещё более широкое понятие рекреационных ресурсов, исследованию которых у нас в стране и было посвящено много работ, но своеобразная революция произошла после издания АН СССР монографии под редакцией В.С. Преображенского [11]. Где разработка оценочных критериев стала строиться на основе исследования отношений между требованиями человека и свойствами компонентов природной среды, ландшафтов, культурно-историческими объектами. После стали появляться новые работы по изучению взаимодействия рекреационных систем и экономических, социальных, экологических и культурных компонентов территории.

Рассмотрим все перечисленное на предмет устойчивого развития.

В основе концепции устойчивого развития туризма лежит понятие пропускного потенциала.

Пропускной потенциал - это та максимальная нагрузка, которую может выдержать тот или иной туристский объект без серьезного ущерба для местных ресурсов, негативного воздействия на впечатления от поездки и без возникновения социально-экономических проблем у населения.

Пропускной потенциал можно подразделить на три основных вида [3]:

  • 1. Экологический пропускной потенциал - это уровень посещаемости объекта или местности, превышение которого приводит к неприемлемым экологическим последствиям, либо в результате действий (или естественных процессов жизнедеятельности) самих туристов, либо вследствие функционирования обслуживающей туризм инфраструктуры.

  • 2. Туристский социальный пропускной потенциал - это уровень посещаемости туристского объекта или местности, превышение которого влечет за собой ухудшение впечатлений от поездки.

  • 3. Местный социальный пропускной потенциал - это уровень посещаемости, превышение которого приводит к негативным последствиям для местной культуры и ухудшению взаимоотношений местного населения с туристами.

Таким образом, пропускной потенциал ограничивает разумный и допустимый уровень использования ресурсного потенциала территории с точки зрения сохранения, поддержания и восстановления естественных свойств туристского объекта или местности.

Ресурсный потенциал территории - это многоаспектное понятие, охватывающее весь комплекс жизнедеятельности общества. При его определении необходимо учитывать экономический, экологический и социальный аспекты. Часть из них относится напрямую к туристским ресурсам территории, другая - к факторам, влияющим на развитие туризма в регионе.

Для туризма первостепенное значение имеют туристско-рекреационные ресурсы. Именно они являются фундаментом успешного процесса развития туристского бизнеса. Туристско-рекреационные ресурсы определяются как совокупность природных и искусственно созданных человеком объектов, готовых для создания туристского продукта. Туристские ресурсы определяют специфику развития туризма в регионе, являются исходным базисом для производства туристского продукта при планировании приоритетных направлений инвестиционной политики в регионе.

Принимая во внимание всю сложность и большой набор компонентов, который требуется для оценки ресурсного и пропускного потенциала туристской территории достаточно тяжело провести сравнение и выявить их территориальные различия.

Поэтому более пристально остановимся на аспектах взаимосвязи экономических и туристских показателей и их географических особенностях и различиях по странам мира с учетом устойчивого развития. Для этого рассмотрим ряд величин: площадь стран, численность и плотность населения, ВВП, прибытия туристов и поступления от туризма, емкость номерного фонда средств размещения. Чтобы выявить определенные закономерности и говорить о предпосылках устойчивого развития туризма, необходимо провести некоторые расчеты (все исходные данные можно найти в приложении). В силу особенностей туристской статистики прибытия туристов отражают количество поездок, а не количество человек, что несколько осложняет расчеты. Как это не странно, но единых коэффициентов перевода нет, потому что они немного отличаются, если рассматривать отдельные страны. Мне удалось получить некий приблизительный показатель: 1, 57 прибытия = 1 туристу, который, к сожалению, основывается на слишком маленькой выборке стран, чтобы утверждать его абсолютную достоверность, но все же рискну использовать его для выявления некоторых тенденций и сравнений, которые тяжело доказать используя в качестве единиц измерения количество поездок. Величины, связанные с ним, будут рассматриваться как дополнительные, имеющие своей целью расширить набор рассматриваемых аспектов и максимально охватить сферу взаимоотношений туризма и экономики страны с точки зрения устойчивого развития.

На основе данных за 1999 г. (материалы ВТО, ООН, Всемирного банка и Международного Валютного фонда) были рассчитаны следующие величины, которые могут стать критериями определения степени устойчивости туризма: доля поступлений от туризма в ВВП страны, количество прибытий на км2 площади страны и 1 жителя, поступлений от туризма на одного жителя, соотношение поступлений на 1 прибытие, количество мест в гостиницах на 1000 жителей, числа прибытий туристов на одно место и ряд других. На их основе и взаимосвязи оценим определенные предпосылки для устойчивого туризма с точки зрения имеющихся экономических и туристских возможностей стран.

Автор
Содержание
Назад
Далее
Главная
Hosted by uCoz