|
|
|
|
| ||||||||||
2.2 Изменение структуры земельного фонда в экономических районах России Наиболее сильное влияние на изменение территориальной структуры земельного фонда на большей части территории Российской Федерации оказывает социально-экономический фактор, который выражается вкупе с законодательными преобразованиями в различных сторонах проводимой земельной реформы и социально-экономическом развитии страны. Чтобы наиболее полно оценить действие этого фактора, необходимо рассматривать тенденции изменения в отдельных экономических районах как отдельных территориальных образованиях, выявляя наличие общих тенденций внутри этих районов и между ними. Важным для оценки социально-экономического фактора является понимание развития земельных преобразований. Произошедшие крупные аграрные и земельные изменения вызвали необходимость значительного преобразования земель. Все эти преобразования затронули систему землепользования России. Непосредственно для сельскохозяйственных товаропроизводителей это выразилось в изменении конкретных землепользований, особенно их размеров и числа. За годы земельной реформы произошло перераспределение земель между категориями, и самые значительные изменения коснулись земель сельскохозяйственного назначения. В начале реформирования было затронуто не более 10% территории сельскохозяйственных угодий и существенно не изменило ситуации в землепользовании. Главное внимание уделялось развитию индивидуальных форм землепользования: крестьянских хозяйств, приусадебного, садово-огородного хозяйства. Наиболее активное реформирование началось с 1992 года в соответствии с Указом Президента, когда была проведена приватизация и перераспределение около 60-80% сельскохозяйственных угодий, которое сопровождалось массовым созданием землепользований крестьянских (фермерских) хозяйств. К началу 1994 года завершилось крупномасштабное перераспределение сельскохозяйственных угодий между основными собственниками (владельцами) земли. В большинстве регионов России отмечается снижение удельного веса сельскохозяйственных угодий в общей площади земель сельскохозяйственного назначения. За период с 1991 по 1996 г происходило существенное внутриотраслевое перераспределение земель сельскохозяйственного назначения, связанное с их приватизацией и реформированием в сельском хозяйстве. Появились новые и достаточно многочисленные виды сельскохозяйственного землепользования: ассоциации крестьянских хозяйств, акционерные общества, товарищества, кооперативы, фермерские хозяйства и другие виды сельских товаропроизводителей. Наибольшие площади земель, находящихся в пользовании ассоциации крестьянских хозяйств, отмечаются в Уральском, Поволжском и Восточно-Сибирском районах. Значительные площади имеются в пользовании акционерных обществ и товариществ Дальневосточного, Западно-Сибирского и Уральского районов. Землепользования традиционных сельскохозяйственных предприятий (колхозов, государственных и муниципальных предприятий) за период реформирования сократились по площади более чем в два раза. Такие регионы, как Дальневосточный, Восточно-Сибирский и Западно-Сибирский, характеризуются наибольшими площадями земель государственных и муниципальных предприятий. Дальневосточный район. В этом районе произошли одни из самых заметных изменений в территориальной структуре земельного фонда (табл.3). В принципе, изменения земельного фонда, произошедшие в районе, в той или иной степени повторяют общероссийские тенденции - сильное уменьшение площадей земель сельскохозяйственного назначения (на 30% в России и на 45% в Дальневосточном районе), незначительное увеличение площадей лесного фонда (на 20% в стране и районе), более чем в десять раз увеличенное количество площадей земель, занятых водными объектами, увеличение в 1,5-1,8 раз земель особо охраняемых природных территорий, а также рост в 1,5-2 раза земель населённых пунктов. Исключением является лишь 30-процентное уменьшение площадей земель промышленности и иного несельскохозяйственного назначения. Среди регионов наблюдаются очень значительные различия в изменении земель сельскохозяйственного назначения. В них сельскохозяйственные угодья составляют лишь 3,1% и говорить об изменении этого вида земель (в том числе и пашен, которых не более 2%) не стоит. На фоне повсеместного сокращения земель сельскохозяйственного назначения в республике Саха произошло их увеличение в полтора раза. Это связано с привлечением сюда огромных пространств, занятых оленьими пастбищами. В Хабаровском крае, Магаданской области и Корякском АО произошло почти стопроцентное уменьшение площади земель сельскохозяйственного назначения, что является беспрецедентным случаем в этой области исследований. Практически все эти земли перешли в лесной фонд. Говорить о значительном приросте земель лесного фонда в результате этих изменений не приходится, так как эти площади изначально занимали 75% территории и прирост 100 млн га земель не даёт сильного увеличения, а лишь на 20%. В десятки раз выросли в Приморском крае земли промышленных предприятий, а также водного фонда. Прирост на 44% земель особо охраняемых природных территорий произошёл в основном за счёт прироста 1,5 млн га этих земель в Хабаровском крае. Западно-Сибирский район. Западно-Сибирский район занимает большую территорию и простирается от северной границы страны до южной, что обуславливает различия в количестве земель тех или иных категорий в разных районах и, соответственно, различия в степени изменения площадей этих земель. Южные регионы сильно отличаются от северных не только природными условиями, но и специализацией. На юге расположены такие крупные промышленные центры, как Омск, Новосибирск, Барнаул, Новокузнецк. На севере же в тайге с огромным количеством болот и в лесотундровой зоне с развитым оленеводством расположены крупнейшие месторождения нефти и газа. В этом районе площади лесного фонда выросли за десять лет на 28%, что является наибольшим показателем среди всех других экономических районов Российской Федерации. Наибольшие изменения лесного фонда произошли в Ямало-Ненецком АО - он вырос более чем в 3 раза. Также заметные увеличения площади произошли в Ханты-Мансийском АО (18%) и в Алтайском крае (29%). Изменения площади лесного фонда в Алтайском крае привлечением земель из сельскохозяйственных угодий объяснить нельзя, так как это зона степного земледелия. Видимо, произошло сокращение в пользу лесного фонда земель запаса. Вполне логичным выглядит внушительное сокращение площади земель сельскохозяйственного назначения в районе - на 33%. Практически "нетронутыми" вновь оказались сельскохозяйственные угодья и пашни, которые, впрочем не составляют и половины земель сельскохозяйственного назначения. В Ямало-Ненецком АО в разы увеличились пашни и сельскохозяйственные угодья - в связи с передачей в их ведение части оленьих пастбищ. Западно-Сибирский район с большим отрывом лидирует по показателю увеличения земель водного фонда, который вырос здесь почти в тысячу раз. На территории района расположены огромные пространства, занятые болотами, которые и перешли в водный фонд. Лидером является Ямало-Ненецкий АО, в котором сосредоточено 78% земель всего водного фонда района. В этом регионе произошло увеличение земель водного фонда в 7,5 тысяч раз и составляют сегодня 10% от площади региона. В два раза выросли площади земель особо охраняемых природных территорий, произошло это за счёт выделения большого количества этих земель (около 1,5 млн га) в Ямало-Ненецком АО. В южных регионах произошло почти пятикратное увеличение площади земель населённых пунктов, связанное с их высокой освоенностью. Восточно-Сибирский район. Восточно-Сибирский район также простирается от северной границы страны до южной, характеризуясь сменой природных условий. Также появляются намного большие пространства, занятые горными территориями. В этом районе самый малый показатель земель сельскохозяйственного назначения в структуре земельного фонда, хотя и не так мало, как в Дальневосточном районе, сельскохозяйственных угодий и пашен. Уменьшение этой категории земель также значительное - на 33%. Произошло оно в основном за счёт списания 20 миллионов га Эвенкийского АО в земли лесного фонда (теперь они составляют 98% от всей площади региона). Район отличается также 40-процентным уменьшением площади пашни, которая сосредоточена в основном на юге Красноярского края, в Читинской и Иркутской областях. На фоне практически не наблюдавшегося изменения площадей сельскохозяйственных угодий в Иркутской области они уменьшились на 25%. Во всех регионах (кроме двух северных - Эвенкийского АО и Таймырского АО) произошло сильное увеличение площади земель водного фонда - особенно в Иркутской области и в республике Бурятия - в 2 тысячи раз. Почти в два раза увеличились площади земель особо охраняемых природных территорий. Самое большое увеличение произошло в Хакасии - более чем в 30 раз, в основном за счёт изъятия земель сельскохозяйственного назначения. Северный район. В этом экономическом районе наибольшую площадь занимают земли лесного фонда - 65,7%. Существенного изменения в ходе земельной реформы не произошло. Как и в целом по России, земли лесного фонда в этом районе выросли на 18 процентов. Причём наибольший рост произошёл в Мурманской области (на 86%) и в республике Коми (на 34%). На два процента уменьшились лесные площади лишь в Карелии. Порядка двух процентов занимают в составе земель сельскохозяйственного назначения земли сельскохозяйственных угодий и пашни в их числе, что объясняется природными условиями. Эти земли практически не менялись. Но сами земли сельскохозяйственного назначения занимают около 17% района и за период реформы сократились в 2 раза. В основном это обусловлено инвентаризацией земель и переходом их в состав лесного фонда, населённых пунктов. Например, более чем на 99% уменьшилась площадь сельскохозяйственных земель в Мурманской области, на 85% - в Коми. Намного меньше, чем в остальных экономических районах, в Северном районе увеличились площади земель водного фонда. Объясняется это, видимо, тем, что здесь раньше стали проводить учёт и перераспределение этих земель. На 76% выросли особо охраняемые природные территории, особенно в Архангельской области и Ненецком АО. Особо стоит сказать о землях промышленности и иного несельскохозяйственного назначения. В Северном районе таких земель больше, чем в других районах - около 4% территории. Такая ситуация возникла в результате роста этих земель в ходе земельной реформы, особенно в Архангельской области (на 1400%), где существенно увеличились площади для космодрома "Плесецк". Северо-Западный район. Наибольшими изменениями характеризуются в этом районе земли сельскохозяйственного назначения - сокращение на 33%. Угодья и пашни остались примерно на том же уровне, причем более всего уменьшение земель сельскохозяйственного назначения произошло в Новгородской области - примерно на 70%. Большинство из этих земель перешло в лесной фонд. Например, в Новгородской области он вырос на 70% (в остальных регионах района - где-то на 5-10%). Наибольшим показателем площади водного фонда в относительном выражении среди других районов характеризуется именно Северо-Западный район - около 7% от общей площади. Соответствующее увеличение за 10 лет - более чем на 2000%. Лидер - снова Новгородская область - около 8000%, а также Псковская - более 9000%. Не очень сильно увеличились (по сравнению с южными районами) площади земель населённых пунктов (на 80%), которые занимают около 4% площади района. Лидером здесь явилась Псковская область - рост в 4 раза. Центральный район Функциональные и исторические особенности этого экономического района очень ярко показывают роль социально-экономического фактора в изменении территориальной структуры земельного фонда. Как уже указывалось ранее, природный фактор здесь играет минимальную роль. В сказанном можно убедиться, взглянув на таблицу, указывающую изменения за десятилетний период (табл.3). Район является самым густо населённым, на его территории располагается большая часть промышленных предприятий (хотя земли промышленности и иного несельскохозяйственного назначения занимают не самую большую площадь в абсолютных и относительных показателях, чем в некоторых других районах. Например, Северном и Поволжском). Это предопределило заметный рост земель населённых пунктов - более чем в 3 раза. Между регионами этот показатель сильно не отличается. И вообще, в связи с очень компактным территориальным расположением регионов и их сходными природными условиями во всех группах показателей наблюдаются минимальные различия. Отличительной чертой является также повсеместное снижение площади земель сельскохозяйственных угодий и пашни и, как следствие, земель сельскохозяйственного назначения. Таких тенденций не прослеживается больше нигде (за исключением общего для всех районов снижения площади земель сельскохозяйственного назначения). Почти в два раза снизились также показатели площади земель промышленности и иного несельскохозяйственного назначения. Можно говорить о том, что многие из перечисленных выше земель перешли в земли особо охраняемых природных территорий, которые выросли в три раза. Наибольший рост произошёл в Смоленской области - более чем в сто раз. Центральный район - единственный, где не наблюдался рост земель лесного фонда (сокращение на 0,7%). Видимо, эти земли перешли в особо охраняемые природные территории, а также в сельскохозяйственные угодья. Волго-Вятский район. В этом экономическом районе произошли одни из самых слабых изменений. Наибольшим изменениям подверглись три категории земель - земли водного фонда (рост в 130 раз), земли особо охраняемых природных территорий (в 3 раза) и земли населённых пунктов (в 2,5 раза). Прирост земель водного фонда произошёл во многом за счёт передачи в эту категорию земель водохранилищ, гидротехнических сооружений, болот, В частности, наибольшие изменения произошли в республике Марий-Эл и в Кировской области. Чувашия, Кировская и Нижегородская области обеспечили основной прирост земель особо охраняемых территорий. Практически не изменились сельскохозяйственные угодья и пашни, распределённые достаточно равномерно между всеми регионами, а также лесной фонд, половина которого содержится в Кировской области. Центрально-Чернозёмный район Центрально-Чернозёмный район является очень интересным для рассмотрения в силу своих функциональных особенностей. Основные изменения в ходе земельной реформы связаны с передачей земли в частную собственность. Очень часто оспаривается вопрос о целесообразности этого шага, о предоставлении земли в частную собственность для владения и пользования; или о предоставлении земли лишь в долгосрочную аренду частным и юридическим лицам. Но увидеть, какой путь на самом деле является оптимальным, наиболее экономически и экологически эффективным, можно лишь, рассматривая примеры использования земли. Наибольший интерес для землепользователей традиционно представляют собой плодородные земли, пригодные для эффективного и рентабельного сельского хозяйства. Такие земли и сосредоточены в Центрально-Чернозёмном районе, что увеличивает ценность выводов об изменении территориальной структуры земельного фонда на этой территории. Сразу надо сказать, что и здесь не произошло существенного увеличения или уменьшения земель сельскохозяйственного назначения, сельскохозяйственных угодий и пашни, что связано с высокой степенью освоенности земли и сложности изыскания каких-то резервов для привлечения земли в категорию сельскохозяйственного назначения. В отличие от других районов, практически все земли сельскохозяйственного назначения являются одновременно и сельскохозяйственными угодьями, в числе которых почти 90% составляют пашни. Из рассмотренных нами ранее примеров чётко выделяется тенденция сокращения земель сельскохозяйственного назначения в пользу земель лесного фонда, на которых нет сельскохозяйственных угодий и пашни, а преимущественно присутствует лесной покров или пастбища. Поэтому в Центрально-Чернозёмном районе и не наблюдается существенного сокращения земель сельскохозяйственного назначения, как, впрочем, и в двух других полностью освоенных в сельскохозяйственном плане районах - Поволжском и Северо-Кавказском. Итак, никаких изменений не претерпели сельскохозяйственные угодья; пашни сократились на 5-7% лишь в двух-трёх регионах, что связано, скорее всего, с деградацией земель и привлечением их в категорию земель запаса. По понятным причинам не изменились в целом земли лесного фонда (лишь в Тамбовской области примерно 5% сельскохозяйственных угодий перешло в лесной фонд). Особо следует сказать о землях населённых пунктов. В Центрально-Чернозёмном районе произошло наибольшее увеличение этих земель - примерно в 6 раз, что привело к наибольшему на сегодняшний день относительному значению площади этой категории земель в площади района. Это связано с развитой сетью сельских поселений, которые, как известно, перешли в начале земельной реформы в ведение земель населённых пунктов. Можно упомянуть, что в 14 раз увеличились эти земли в Курской области. Поволжский район. Здесь уместно провести параллель с Центрально-Чернозёмным районом в силу их большой схожести. Абсолютно идентичные показатели по изменениям земель сельскохозяйственного назначения и лесного фонда имеет Поволжский район с Центрально-Чернозёмным. И причины этому те же. Среди регионов наблюдаются также заметные сходства (только в Астраханской области на 30% уменьшились земли сельскохозяйственного назначения, правда, при одновременном небольшом росте сельскохозяйственных угодий в их составе). В 3,5 раза увеличились земли водного фонда в связи с передачей в их ведение водохранилищ, гидротехнических сооружений и мелиоративных сооружений. Наибольшие изменения водного фонда произошли в Ульяновской области - рост в 200 раз. В этой области часть земель для передачи в водный фонд была изъята из земель особо охраняемых территорий, что явилось исключением, так как в других регионах произошёл внушительный рост этих земель, а в целом по району - увеличение в 2,5 раза. Северо-Кавказский район. Это ещё один район, очень близкий по показателям процентного содержания и изменения различных категорий земель в ходе земельной реформы к Центрально-Чернозёмному и, соответственно, Поволжскому району. Отличием является то, что эту тенденцию поддерживают в основном три региона, сходные по природным и социально-экономическим показателями с перечисленными районами - Ростовская область, Краснодарский и Ставропольский края. Во всех регионах района произошло несущественное сокращение земель сельскохозяйственного назначения, а также пашни. Выделяется только республика Ингушетия, где эти показатели уменьшились почти на 80%. Примерно на уровне 1990 года остался лесной фонд, только в республике Адыгея он вырос на 26%. А вообще леса больше всего в Краснодарском крае - 37% от общей площади леса в районе. Стоит сказать о особо охраняемых природных территориях, которых в Северо-Кавказском районе больше по сравнению с Центрально-Чернозёмным и Поволжским - более 2% от общей площади района. Сосредоточены они главным образом в Краснодарском крае - это курорты. Изменение этой категории земель произошло незначительное - всего на 20%, в основном за счёт большого прироста этих земель в Адыгее. Уральский район. Уральский район функционально является промышленным, что в совокупности с природными особенностями (горный рельеф на части территории) и не самой высокой степенью заселённости, объясняет низкую по сравнению с тремя рассматриваемыми выше районами степень сельскохозяйственной освоенности земель. Земли сельскохозяйственного назначения составляют в этом районе менее 50%. Почти все они являются сельскохозяйственными угодьями, а вот пашни становится в два раза меньше - около 25%. Произошло повсеместное небольшое сокращение земель сельскохозяйственного назначения, в том числе и пашни. Но в то же время наблюдался небольшой рост сельскохозяйственных угодий, кроме Пермской области, где сокращение этого вида земель составило 10%, большинство из которых стало землями особо охраняемых природных территорий. Лесной фонд в районе в целом увеличился на 3%. Стоит выделить Курганскую область, где увеличение лесного фонда составило 67%; большая часть новых земель лесного фонда перешла из категории земель сельскохозяйственного назначения. В 6 раз увеличились земли водного фонда, но составляют они всё равно менее 1% от общей площади района, в 5,2 раз увеличились земли особо охраняемых природных территорий, особенно в Пермской области. Произошло также повсеместное увеличение земель населённых пунктов - в 2,5 раза (а в Курганской области - в 10 раз).
| ||||||||||||||
|
|
|
|
|