Автор
Содержание
Назад
Далее
Главная
Глава 3: Научно-технологическая политика и конкурентоспособность стран на мировых рынках высоких технологий

3.1 Особенности национального стимулирования развития высоких технологий в США, Японии и ЕС

Экономический рост в развитых странах основывается прежде всего на использовании научных знаний и технологий, при этом сфера исследований и разработок получает значительную по масштабам и разнообразную по формам государственную поддержку, включая непосредственное участие государственных структур в организации и финансировании научных исследований. Необходимость такого регулирования исследовательских разработок связана с особенностями научного "производства" и его продукции. В их числе - непредсказуемость экономических результатов научных исследований, сложность получения прибыли даже от коммерчески эффективных проектов при существующих системах защиты авторских прав. Главное же рынок не способен обеспечить адекватное вложение ресурсов в науку - так называемый "провал рынка". Аргумент, что рынок в принципе не может гарантировать оптимальный или социально приемлемый уровень научных расходов, в последние 40 лет является главным при обосновании необходимости государственного регулирования сферы НИОКР.

Цель государственной научно-технической политики - разработка и реализация мер для компенсации "рыночного провала", уменьшения риска, связанного с проведением ИР и другими фактами инновационного процесса.

На практике реализуются три основные схемы преодоления отмеченной "слабости" рыночного механизма:

  • 1. Прямое участие государства в производстве знаний путем организации крупных лабораторий, находящихся на бюджетном финансировании и бесплатно предоставляющих полученные результаты широкому кругу потенциальных пользователей. Обычно такие лаборатории заняты решением проблем обороны, энергетики, здравоохранения, сельского хозяйства. Разновидностью данной формы участия можно считать финансирование государством научно-исследовательских разработок в лабораториях или научных центрах частного сектора в случае выполнения ими государственного заказа.
  • 2. Предоставление безвозмездных субсидий на проведение фундаментальных научных исследований ученым, находящимся вне государственных лабораторий (в основном в университетах). Условием получения субсидий является полная отчетность о ходе исследований, открытая публикация полученных результатов, т.е. отказ от особых прав на полученное знание.
  • 3. Предоставление налоговых льгот или субсидий частному бизнесу, вкладывающему средства в НИОКР.

В первых двух случаях объем и структура расходов на исследовательские разработки являются непосредственным результатом государственной политики, в третьем - экономическая ответственность за развитие НИОКР, их масштабы и приоритеты полностью лежит на компаниях частного сектора и государство прямо не претендует на эти результаты.

Использование средств госбюджета - главный финансовый инструмент научно-технической политики развитых стран. Государство берет на себя от 1/5 до половины национальных научных расходов, при этом для фундаментальных исследований этот показатель значительно выше - от половины до 2/3. За счет госбюджета практически полностью финансируется фундаментальная наука в университетах, исследования оборонного характера в государственных лабораториях и по контрактам в частном секторе, а также создание наиболее сложных и дорогостоящих экспериментальных установок "большой науки" (ускорители, телескопы, космические станции и т.д.).

Доля затрат на науку в общей сумме бюджетных расходов в последние 20 лет довольно стабильна: 6-7% в США, 4-5% во Франции, Германии, Великобритании, 3-3,5% в Японии. Фундаментальные исследования необоронного характера стоят на первом месте в Японии (51,2%), Германии (51,4%).

Основными получателями бюджетных средств могут быть не только государственные лаборатории или университеты, что характерно для Японии, Германии, но и компании частного сектора, как это имеет место в США. Снижение доли частного сектора в бюджетном финансировании НИОКР после 1985 г. (когда она достигла 48,6%) связано с некоторым сокращением масштабов оборонного заказа промышленности.

В уровне государственной поддержки частного сектора США существуют большие отраслевые различия. В аэрокосмической промышленности 3/4 научных расходов обеспечивается федеральным бюджетом и лишь 1/4 - за счет собственных средств компании отрасли. В то же время в других отраслях - автомобилестроении, химической и нефтеперерабатывающей, фармацевтической, пищевой - это соотношение носит принципиально иной характер, и доля самофинансирования НИОКР составляет 95-100%.

В Японии частный сектор практически не получает прямой государственной поддержки. Доля бюджетного финансирования в общем объеме отраслевых НИОКР составляет здесь всего 1,2% (в США - 34%, Франции - 22,4, Великобритании - 16,5%). Главная причина - низкая доля оборонного компонента в японской экономике в целом и в исследовательских разработках в частности. Непосредственно из бюджета финансируются НИОКР в университетах и некоторых государственных компаниях. Частный сектор получает поддержку преимущественно в виде налоговых льгот.

Таблица 7: Удельный вес государства в финансировании и исполнении общенациональных НИОКР, %

СтранаФинансированиеИсполнение
США47,110,0
Япония19,610,0
Германия37,115,2
Франция45,720,2
Великобритания52,113,8

Источник: Science & Engineering indicators, 1996

Взаимодействие частного и государственного секторов НИОКР, переход средств из бюджета в корпорации обеспечены рядом организационных механизмов, в разработке и реализации которых участвуют законодательная и исполнительная ветви власти, аппараты министерств, агентств и специальных ведомств. Основной инструмент размещения госзаказа на научно-исследовательские работы, являющиеся обычно составной частью федеральных программ, - контракты и проекты. Оба эти инструмента в США являются частью федеральной контрактной системы (ФКС), обеспечивающей размещение любых федеральных заказов и управление ими.

ФКС создает устойчивую систему экономических, финансовых и хозяйственных взаимоотношений между государством в лице министерств и ведомств и частнопредпринимательским сектором в лице десятков и сотен тысяч фирм, работающих на государство. ФКС характеризуется строгим правовым регулированием, осуществляемым на основе Конституции, федеральных законов, исполнительных приказов президента, инструкций и административных распоряжений ведомств.

Каждый контракт - подробнейший правовой документ с указанием сроков, объемов и методов финансирования, параметрами заказанного изделия или услуги, требованиями к их качеству. Получение компанией контракта является, как правило, результатом победы в конкурентной борьбе, ход которой дает возможность курирующему ведомству получить и сравнить всю необходимую информацию о потенциале фирм-конкурентов.

Основная форма предоставления бюджетных средств университетам - система безвозмездных субсидий, грантов под исследовательский проект. Гранты рассматриваются как одна из наиболее эффективных форм финансирования фундаментальной науки. Они предусматривают:

  • научную оценку каждого проекта, обеспечивающую строгий контроль за использованием государственных средств
  • конкуренцию ученых на национальном уровне, свободную от ограничений местного характера
  • единообразие критериев отбора и финансирования
  • национальное признание заслуг каждого ученого, важное для научного роста

Таблица 8: Структура бюджетного финансирования научных исследований в США

1975 г.1995 г.
млрд долл.%млрд долл.%
Федеральный научный бюджет, всего18,1100,060,7100,0
из него поступило в лаборатории:
федерального правительства5,429,916,727,5
частного сектора8,647,522,136,4
университетов2,312,713,021,5
федерально-университетских центров1,05,55,38,7
прочих бесприбыльных организаций0,84,43,65,9

Источник: Science & Engineering indicators, 1996

Повышение эффективности использования бюджетных средств идет по разным направлениям. Одним из них, популярным во многих развитых странах, является перераспределение научного бюджета в пользу мелких инновационных компаний. Исторически сложившаяся концентрация бюджетных средств в ограниченном круге крупных корпораций рассматривается как фактор торможения НТП.

Считается доказанным, что наиболее эффективным в плане создания новых продуктов и технологий, изобретений и патентов в расчете на единицу затрат на исследовательские разработки является мелкий наукоемкий бизнес. Однако мелкое инновационное предпринимательство - очень рискованная сфера с традиционно высоким уровнем банкротств и хронической нехваткой средств. В этих условиях помощь государства во многих случаях является единственным источником выживания мелких инновационных компаний.

В США в 1982 г. началась программа поддержки инновационных исследований малого бизнеса (Small Business Innovation Research - SBIR), в соответствии с которой 11 федеральных ведомств, финансирующих науку, должны были целевым порядком финансировать SBIR в объеме 0,2% своего научного бюджета. В 1989 г. этот процент вырос до 1,25%, а с 1992 г. ежегодно увеличивался. С 1 октября 1996 г. его ставка подскочила с 2 до 2,5%. В результате скромная 50-миллионная программа 1983 г. выросла в бюджете 1997 г. до 1 млрд долл. Поскольку это произошло на фоне сокращения большинства других статей научного бюджета, программа SBIR привлекла к себе пристальное внимание. Но данная программа не принесла желаемого результата, т.к. она была нацелена на поддержание небольших компаний с целью, чтобы она наращивала собственные затраты на НИОКР. Анализ расчетов показал, что чем больше грантов получает компания, тем меньше растут ее собственные затраты на исследования.

Налоговое стимулирование в государственной поддержке НИОКР используется относительно недавно. Впервые в 1966 г. налоговые скидки были предоставлены японским компаниям. В США их ввели в 1981 г. В 80-е - начале 90-х годов налоговые привилегии, стимулирующие организацию и финансирование собственных научно-исследовательских подразделений, получают компании большинства развитых стран.

Налоговое стимулирование НИОКР в рыночной экономике имеет ряд преимуществ по сравнению с бюджетными субсидиями, поскольку оно:

  • сохраняет автономность частного сектора и его экономическую ответственность за выбор направлений научно-исследовательских разработок и их реализацию;
  • не создает искусственно поддерживаемого государством рынка знаний и нововведений, далеко не всегда экономически целесообразных;
  • требует меньшей бюрократической работы на всех уровнях государственной власти, не привязано к ежегодному бюджетному процессу с необходимостью утверждения ассигнований, согласования интересов различных ведомств и принятия законодательных решений;
  • поощряет компании различных отраслей на основе равного принципа достигнутой эффективности, соответствующей целям и компании, и экономики в целом;
  • имеет психологические преимущества как с точки зрения получения льгот самими компаниями в результате их собственных усилий, так и с политической точки зрения (обычно налоговые льготы общего характера вызывают меньшее общественное сопротивление, чем субсидии избранным компаниям).

Существуют два основных вида налоговых скидок - объемный и приростной. Объемный принцип действия скидки дает льготу пропорционально размерам затрат. В данном случае при установленной законом скидке, например в 25%, компания получит возможность вычесть из общей суммы налогооблагаемого дохода 25 долл. из каждых 100 долл., затраченных на НИОКР. В Нидерландах объемную скидку применяют не ко всем затратам на научно-исследовательские разработки, а только к трудовому компоненту, т.е. к сумме заработной платы ученых и инженеров, занятых в этой сфере.

Приростная скидка определяется исходя из достигнутого компанией увеличения затрат на исследовательские разработки по сравнению с уровнем базового года или среднего за какой-то период. В этом случае при ставке скидки в размере 25% сумма налоговых платежей компании будет уменьшена на 25 долл. из каждых 100 долл. прироста затрат на НИОКР в данном году. Максимальная приростная ставка - 50% - во Франции. В США и Японии она составляет 20%.

Некоторые страны используют одновременно оба принципа, но по отношению к разным видам расходов. Так, в США общая приростная скидка дополнена объемной в размере 20% для затрат частного сектора на финансирование фундаментальных исследований.

Существует и практика установления потолка размера списания налогов по скидкам на НИОКР. В Японии он не должен превышать 10% суммы корпоративного налога (для мелких и средних японских компаний - 15%). В Испании потолок существенно выше - 35%. Во Франции, Италии и Нидерландах установлен стоимостный предел налоговой скидки. В США используется оригинальный подход - компания не может удваивать затраты на НИОКР в течение года и средняя наукоемкость (отношение затрат на НИОКР к стоимости продаж) не может превышать 16%. Эти ограничения имеют по крайней мере две взаимосвязанные причины: не допустить резких колебаний в суммах налоговых платежей частного сектора и исключить возможность манипуляции с корпоративной отчетностью для получения неоправданно высоких льгот.

Специалисты большинства стран, где были введены налоговые льготы, сходятся на положительной оценке их результатов, так как они в основном обеспечивают достижение целей, ради которых вводились. Косвенное подтверждение этому - продление действия льгот, вводившихся обычно в качестве временно действующих мер.

Сравнить масштабы и значение налоговых льгот в развитии сферы НИОКР разных стран достаточно сложно. По имеющимся оценкам, коэффициент покрытия затрат на исследовательские разработки налоговых льгот в большинстве стран очень мал. В США и Японии он составляет менее 1%, во Франции - 4-6%.

Если же сравнивать данную льготу с объемом государственного финансирования, получится несколько иная картина. Так, в Японии сумма льгот достигает 2/3 бюджетного финансирования, в Нидерландах почти равна ему. Это свидетельствует о том, что высокие и действующие продолжительное время налоговые льготы становятся не просто стимулом к инновационной деятельности частного сектора, а важной составляющей научной политики. В странах с традиционно низким уровнем бюджетного финансирования налоговые льготы могут обеспечивать финансовые потоки в сферу НИОКР, превышающие бюджетные ассигнования.

Автор
Содержание
Назад
Далее
Главная
Hosted by uCoz