Автор
Содержание
Назад
Далее
Главная
1.3 Развитие инноваций в период НПР (1955-1991гг.)

Период с середины 50-х до середины 80-х гг. - этап послевоенного подъема народного хозяйства и дальнейшего развития производства. Эта была стадия превращения науки в непосредственную производительную силу, на которой она начала оказывать решающее значение на промышленное производство. Наука и техника слились в единое течение - научно-технический прогресс. Грандиозные научно-технические достижения Советского Союза в этот период сделали его одной из сильнейших научных держав мира, показав, что государственные приоритеты в образовании и науке оборачиваются открытиями и успехами в технологии и производстве. Среди наиболее ярких достижений: строительство первой в мире атомной электростанции в Обнинске и первого ледокола с атомной силовой установкой; запуск первого искусственного спутника земли и первого человека в космос, ознаменовавшие начало нового периода в жизни человеческой цивилизации и многие др. Начали развиваться новые отрасли промышленности - электронная и микроэлектронная (СССР в 1951 г. имел одну из самых передовых, в то время, ЭВМ в мире), атомная промышленность, производство синтетической продукции, биотехнология и др.

Советский Союз по показателям финансирования науки, по количеству научных публикаций, по подаваемым заявкам на изобретения прочно удерживал второе и третье место в мире, а по количеству занятых в НИОКР - первое.

В 1985 г. начало "Перестройки" повлекло за собой существенное изменение в развитии всей социально-экономической жизни общества.

Эти изменения глубоко затронули и научную деятельность, проводимую в стране. Одной из приоритетнейших задач стало, прежде всего, научно-техническое обновление производства и достижение высшего мирового уровня производительности труда. Интенсификация научной деятельности была направлена на достижение определенных экономических результатов.

Значительно усилились тенденции объединения науки и производства. Было проведено организационное слияние значительной части отраслевых НИИ с предприятиями и образование различных типов научно-производственных объединений (НПО). В машиностроительный комплекс, например, в состав НПО было включено более 80% НИИ и опытно-конструкторских организаций. [10]

Получили также распространение территориально-отраслевые научно-технические программы, направленные на использование всех имеющихся предпосылок и факторов для успешного экономического роста. Первой из таких программ стала "Интенсификация-90", одной из задач которой было содействие повышение роли мелких и средних предприятий в ускорении экономического роста. И, как следствие, образование этих предприятий в различных областях экономики, в том числе и в научной отрасли.

Такие тенденции существовали и промышленно развитых странах. Мелкие и средние инновационные предприятия осуществляли значительную часть всех НИОКР. Они были более чувствительными к изменениям рынка и мобильны. Кроме того, в них период превращения изобретения в конечный продукт имел минимальные сроки.

Однако, несмотря на широко декларируемые программы по развитию и обновлению научного комплекса страны, интеллектуализации всех сторон жизни общества, правительство на деле ослабило свою заботу и внимание к нему. Начиная с 1985 г. показатели финансирования отрасли в постоянных ценах непрерывно падали. Так, объем финансирования науки в 1990 г. составлял уже только 60% от объема 1985 г.. [4] Уменьшение выделяемых средств отразилось и на результативности науки. Численность публикаций с 1986 г. перестала расти и в последующие годы непрерывно снижалась. [45] Число авторских свидетельств, выданных национальным заявителям, уменьшилось в том же году по сравнению с 1980 г. на 25%, сократился и удельный вес СССР в мировом фонде изобретений.

Бурное развитие науки в СССР, её достижения в различных областях знаний в послевоенный период сопровождались постоянным ростом финансирования и увеличения численности научно-технических кадров во всех областях НИОКР. Анализ динамики расходов в период 1950-1985 гг. показывает, что темпы ежегодного прироста финансовых затрат на НИОКР составляли около 11% и были выше, чем в среднем по развитым странам (5,5%). В абсолютных величинах инвестиции в НИОКР возросли в этот период более чем в 33 раза - с 1 млрд в 1950 г. до 33,2 млрд руб. в 1987 г. Советский Союз, согласно разработанной Госкомстатом методики сравнения советских и зарубежных расходов на науку, занимал второе место в мире по валовым затратам на научные исследования (70 млрд долл.), инвестируя больше, чем все развитые страны Европы вместе взятые, в полтора раза больше чем Япония и уступая по этому показателю только США (120 млрд долл.).

СССР достиг самых грандиозных достижений в разнообразных сферах НИОКР, особенно в области освоения космического пространства, изучения новых источников энергии, квантовой физики и многих др.

Рост финансирования науки в послевоенное время шел не только в валовом, абсолютном исчислении, но и сопровождался постоянным увеличением доли отчислений от ВВП. В период 1961-1985 гг. этот показатель увеличился на 1,2% - с 2,6 до 3,76% ВВП СССР. По данному показателю Советский Союз обогнал все другие страны мира, в том числе такие высоконаучные державы как ФРГ, Японию и США.

Финансирование НИОКР в СССР было сильно централизованным и осуществлялось главным образом из двух основных источников: государственного бюджета и средств министерств и ведомств. В 1985 г. из 28 млрд руб., затраченных на развитие науки, 13,4 млрд руб. (около 50%) составляли средства государственного бюджета и еще половина - финансовые ресурсы министерств и др. народнохозяйственных структур. Средства из государственного бюджета использовались преимущественно для проведения фундаментальных и прикладных исследований в области естественных и социальных наук в академическом секторе НИОКР. Кроме того, бюджет СССР был основным источником финансирования научной работы в вузах. Финансирование индустриальных, экспериментальных и опытно-конструкторских работ шло за счет средств министерств и отраслевых ведомств, которые для улучшения финансирования промышленных НИОКР создали в 1968 г. "Единый фонд развития науки и техники, " объединив, тем самым, ресурсы многих министерств. Средства этого источника шли, в основном, на развитие исследований отраслевого сектора НИОКР СССР.

Также как и в Советском Союзе, в США и других развитых странах в послевоенный период увеличилась государственная поддержка научных исследований и опытно-конструкторских разработок. Так в США поддержка была направлена промышленному и академическому сектору, хотя и неправительственные учреждения продолжали свои исследования в различных областях. Государственное финансирование укрепило возможности научных исследований. В основном государственные ассигнования были обращены на исследования в коммерческом и военном секторе. Исследования в промышленности осуществлялись в частных фирмах. В 1985 около 73% исследований было выполнено в частном секторе.

Во Франции наблюдалась обратная ситуация. В период с 1945-1958 гг. проведение научных исследований и распространение новых технологий полностью принадлежало государству. Внедрение технологий происходило только на государственных предприятиях. Доля государственного сектора составляла в 1985г. 56% (1,26% от ВВП), на частный сектор приходилось 42%, а остальные средства поступали из других стран.

В Японии государственная поддержка была связана с отставанием в технологическом развитии от западных стран и отсутствием финансовых средств у частного сектора для проведения НИОКР.

Важной особенностью финансирования науки в СССР является не прекращавшейся более 40 лет гонкой вооружений было резкое преобладание расходов на научные исследования в области военных НИОКР над затратами в гражданском секторе. В середине 80-х гг. военно-промышленный комплекс поглощал в среднем около 71% всех ассигнований на науку. [1] Такая вынужденная диспропорция в финансировании гражданских и оборонных НИОКР углубляла разрыв между уровнем проводимых исследований, техническим уровнем производства, материально-технической базой и квалификацией кадров, а, следовательно, и научными достижениями, сделанными в ВПК и гражданском секторе.

В США в тот же период наблюдалась практически схожая диспропорция в финансировании государством военных и гражданских НИОКР. В послевоенный период, до 1990 гг., финансирование военного сектора преобладало над другими областями исследований. В 1960-х годах военные исследования составляли 80% всех государственных инвестиций, затем эта доля сократилась до 50% в 1965 году и оставалась на этом же уровне до 1980 года, а потом снова увеличилась до 65% в 1990 году.

Однако в США, в отличие от СССР, был хорошо налажен механизм передачи результатов исследований из военного сектора в гражданский, посредством многочисленных правительственных программ, направленных на сближение этих секторов. В 1960-х годах в США началось внедрение военных технологий в гражданских целях, реактивный двигатель явился главным примером этого. Также примерами благоприятного взаимодействия секторов в США может служить передача новейших компьютерных технологий, производства чипов для компьютеров и биотехнологий из оборонных лабораторий в гражданские промышленные предприятия и последующим массовым производством данной продукции.

Рисунок 3

Источник: [43]

В СССР секретность оборонного комплекса, взаимоизоляция структур приводили к тому, что трансферт технологий из одного сектора в другой практически отсутствовал, что негативно влияло на развитие передовых гражданских технологий и отразилось на его отставании в новейших отраслях индустрии от других промышленно развитых стран.

Особенности финансирования НИОКР в Советском Союзе наблюдались также в структуре распределения средств по видам и целям исследования. В структуре расходов по видам НИОКР преобладали затраты на прикладные исследования. В середине 80-х гг. финансирование этой части НИР в 2 раза превышало затраты на опытно-конструкторские разработки и в 5 раз на фундаментальные исследования. Как правило, прикладные исследования служат поиску путей практического применения открытых ранее явлений и процессов, мостом при переходе инновации из области абстракции в конкретную конструкторскую разработку. Именно в этом направлении были сконцентрированы основные ресурсы Советского Союза.

Таблица 2: Структура финансирования по всем видам НИОКР в СССР и США в 1985 г.
Виды исследовательских работСССРСША
Фундаментальные исследования 12,814
Прикладные исследования60,322
Опытно-конструкторские разработки26,964
Источник: [46]

По сравнению с СССР, структура НИОКР США и других развитых стран выглядела иначе. При почти одинаковых долях затрат на фундаментальные исследования в развитых государствах наибольшие ресурсы направлялись в конечную, самую дорогостоящую и эффективную часть НИОКР - опытно-конструкторские разработки. Это было прямо связано с высокой долей частного капитала в структуре исследований и разработок (более 60%), чьи ресурсы были нацелены на проведение опытно-конструкторских разработок с целью их дальнейшей коммерциализации и получения прибыли.

Распределение научно-технических кадров по отраслям науки, концентрация их в отдельных, немногих областях служит индикатором значимости той или иной отрасли в развитии народного хозяйства страны, приоритете научно-технологического развития страны, целевой ориентации науки. В СССР структура занятых в НИОКР отличалась от подобной структуры развитых стран. Если в развитых странах в 1980 г. наибольшее количество исследователей (в США 25%) было сосредоточенно в области наук о жизни (биология, медицина), то в Советском Союзе подавляющее большинство ученых (47,5%) было занято исследованиями в области технических наук. Эта же отрасль имела и самое большое абсолютное количество докторов и кандидатов наук.

К основным количественным показателям, оценивающим степень развития научно-технического потенциала, относится также и число научных учреждений, проводящих НИОКР. В СССР в 1986 г. насчитывалось более 5070 научных учреждений различных типов, выполнявших научные исследования и разработки. Из них более 3200 являлись научно-исследовательскими институтами, принадлежавшие академиям и отраслевым министерствам; порядка 350 - исследовательских и экспериментальных станций; примерно 70 - исследовательских лабораторий; около 15 - конструкторских бюро; 15 - обсерваторий и около 60 других учреждений. Высших учебных заведений, осуществлявших исследования и разработки, насчитывалось около 900. Для сравнения: в США в тот же период насчитывалось около 25 тыс. проводивших НИОКР научных организаций, что практически в 5 раз превосходило численность советских научных учреждений. Однако большинство из них (20 тыс.), принадлежало частному сектору (мелкие промышленные предприятия) и занималось в основном коммерческими конструкторскими разработками. Государственных научных центров и лабораторий в США было до 800 и около 4000 других экспериментальных заведений, что в целом было равно такому же количеству аналогичных организаций в СССР.

Динамика научных учреждений в период 1940-1986 гг. показывает их постоянный рост. В этот период их количество выросло более чем в 2 раза: с 2359 в 1940 г. до 5070 в 1986 г., а численность научно-исследовательских институтов увеличилась больше чем в 4 раза (с 786 до 3200). Следует отметить, что даже в критические годы Великой Отечественной войны численность научных учреждений не только не сократилась, но даже увеличилась.

Отраслевой сектор выполнял наибольший объём НИОКР в стране. На его долю приходилось около 78,5% (1990 г.) проводимых исследований и разработок, большая часть которых (64,2%) являлась заключительной стадией НИОКР -опытно-конструкторскими работами. Роль сектора в выполнении фундаментальных исследований была мала и не превышала 3% в общей структуре исследований в стране. В отраслевом секторе науки было сосредоточено более 73% научно-технического персонала. Однако специалистов высшей квалификации - докторов и кандидатов наук было относительно мало. Среди всего занятого в НИОКР персонала доля докторов наук составляла 1%, а кандидатов - 11,2%. [1] В структуру отраслевого сектора входило более 700 научных учреждений, из них около 400 являлись научно-производственными комплексами, остальные - НИИ, проектные институты, конструкторские бюро. Несмотря на сильную концентрацию научно-технического потенциала в этом секторе, его роль в проведении НИОКР в стране, всё же подавляющее большинство исследований носило военный характер и меньшая его часть оказывала влияние на развитие гражданских НИОКР.

В США 80% федерального финансирования в 1984 году приходилось на самолето- и ракетостроение (более 50 %) и на производство электрических механизмов (более 25%). На третьем и четвертом местах были производство неэлектрических механизмов и транспортное оборудование.

В Великобритании резко увеличились затраты на исследования в области электронной промышленности, при этом доля других направлений исследований (электротехника, космос и др.) сократилась. В 1986 г. Великобритания была лидером по затратам на НИОКР в электронной промышленности (34%), Франция - 23%, Германия - 27%.

Во Франции около 87% НИОКР проводилось в таких направлениях как автоматизированная обработка данных, электронная промышленность, самолетостроение, автомобилестроение, химическая промышленность, фармацевтика. На них в 1987 г. приходилось 73% всех затрат на исследования. Основная государственная поддержка оказывалась исследованиям в области космоса и электронной промышленности. В 1987 г. 83% всех государственных ассигнований было затрачено на развитие этих направлений.

Академический сектор также являлся одним из главнейших исполнителей НИОКР в СССР. Хотя доля его в общей структуре финансирования и выполнения исследовательских работ в 1990 г. составляла всего 11%, именно этот сектор проводил наибольшую часть фундаментальных исследований СССР. На академический сектор приходилось около 52,3% теоретических исследований, что в 4 раза больше его доли в общем объеме НИОКР. Доля же прикладных исследований и опытно-конструкторских разработок в этом секторе была мала и находилась на уровне соответственно 34,8 и 12,9%.

В США расширение академических исследований было огромно, с 420 млн в 1935-1936 (в постоянных ценах 1982 г.) до 2 млрд в 1960 и 8,5 млрд долларов в 1985 году. Увеличение государственной поддержки университетского исследования преобразовало главные университеты США в основные центры научных исследований. Большинство запросов на исследования исходили от федеральной власти. Помимо увеличения запросов на исследования правительство США увеличило штат научного персонала и поддержали приобретение оборудования, необходимого для выполнения высококачественных исследований. Политика была направлена на укрепление связи между исследованием и обучением. Это является отличительной чертой США, т.к. в Европе и Японии большая часть исследований выполнялась в специализированных научно-исследовательских институтах, не связанных непосредственно с высшим образованием.

Особенности организационной структуры НИОКР СССР, динамика финансирования и роста научного персонала позволяют сделать вывод о том, что наука в СССР была одной из наиболее динамичных и приоритетных отраслей народного хозяйства, "локомотивом" технологического и экономического прогресса нашей страны. Но в то же время она носила ярко выраженный технократический и военный характер с преобладанием исследований в отраслевом секторе НИОКР. При этом наибольшая доля финансовых ресурсов и научного персонала этого сектора были сконцентрированы на исследованиях оборонного комплекса. Кроме того, часть фундаментальных исследований, проводимых в академическом секторе, особенно в области ядерной физики, физики высоких и низких температур и др. отраслях знаний, прямо или косвенно оказывали влияние на создание новейших систем оружия массового уничтожения. Именно военная детерминация развития научных исследований привела к тому, что военная наука намного опережала в своем развитии другие сферы и области научных исследований и была самой продвинутой во всем мире. По мнению ряда экспертов, советские достижения и разработки новых видов ядерного оружия по уровню технологий опережали весь остальной мир более чем на десятилетие, а в области авиационной и космической техники не уступали ведущим военным державам.

Автор
Содержание
Назад
Далее
Главная
Hosted by uCoz