|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.3 Россия на мировых рынках наукоемких вооружений В течение последних лет Россия стала одним из ведущих игроков на мировом рынке вооружений и военной техники. На сегодняшний день по экспорту вооружений Россия занимает четвертое место в мире после США, Великобритании и Франции. Доходы от экспорта оружия стали одной из важных приходных статей российского бюджета. СССР занимал первое место на мировом рынке вооружений. В 1990 г. Советский Союз осуществлял поставки в 58 стран мира на сумму 16 млрд долл., из которых лишь 900 млн долл. вернулись в страну в виде реальных денег. Это было связано с тем, то после возведения "железного занавеса" СССР был очень обеспокоен укреплением позиций США на мировой арене. Тогда Советский Союз начал поставлять вооружение в страны третьего мира. Так советскому ВПК удалось сформировать целую группу стран, получавших большую часть военной техники и вооружений из СССР. Помимо стран социализма (вся Восточная Европа, Куба, Вьетнам, Северная Корея и на начальном этапе КНР), это были Индия, Бирма (с начала 50-х гг.), Египет, Ливия, Алжир, Сирия, Южный Йемен (с 60-х гг.), Ирак, Эфиопия, Мозамбик, Ангола, Афганистан, Лаос, Кампучия, (с 70-х гг.), Гренада и Никарагуа (начало 80-х гг.). Закупая вооружения в СССР, все эти страны привязывались к советскому ВПК по экономическим причинам: вооружению и военной технике требовалось сервисное обслуживание. Таким образом, часть рынка сбыта нынешней российской оборонной промышленности досталась в наследство от СССР. Согласно отчетам Стокгольмского международного исследовательского института SIPRI мировой рынок вооружений оценивается в настоящий момент в 40 млрд долл. Около 50% всего экспорта вооружений (т.е. на сумму в 20 млрд долл.) производится из США, где расположены крупнейшие компании мира по производству вооружений и военной техники (Lockheed, MD Douglas, Martin Marietta, Northrop, Loral). Еще 30% рынка экспорта оружия принадлежат странам ЕС (в первую очередь, Великобритании, Франции, Германии и Италии). Следовательно, всем прочим экспортерам остается примерно 8 млрд долл.
Таблица 9: Экспорт оружия и военной техники СССР (Россией) и США (млрд долл.)
Начиная с 1995 г. наметилось устойчивое увеличение экспорта вооружений. В результате на рынке оружия доля России достигла 17%, доля США сократилась с 56 до 43%. Отстала Германия - 9%, Великобритания - 7%, Франция - 4%, Китай - 4%.
Таблица 10: Ведущие экспортеры вооружений (млрд долл.)
В 2000 году сумма экспорта российских вооружений достигла 3,68 млрд долл. На сегодняшний день общая сумма контрактов "Рособоронэкспорта" составляет 13 млрд долл. Как и в 1990 г., российский ВПК сегодня осуществляет продажи в 58 стран мира. Но география поставок сейчас существенно меняется. Важнейшим фактором для экспорта стала платежеспособность стран-покупателей: Россия продает технику лишь тем, кто готов платить. В течение последних лет России удалось захватить определенную нишу на мировом рынке вооружений и военной техники. Это было достигнуто не в последнюю очередь благодаря высокому качеству российской техники при более низкой цене на нее. Россия делает смелые шаги в области расширения экспорта авиационной техники в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, считаясь со следующимиреалиями: на долю стран этого региона приходится около 35% стоимости импортируемого оружия; темпы роста импорта оружия и авиационной техники в этом регионе превосходят соответствующие темпы в других государствах; возрастает емкость рынка стран АТР вследствие ряда постоянно действующих факторов (отсутствие многосторонней системы безопасности, обострение противоречий между странами региона); динамичное развитие производства, высокие темпы прироста объемов производства, а, следовательно, и источников для закупок военной техники. В Японии, например, затраты на оборону ежегодно растут на 2-3%, в Китае - на 5-7%. Один Тайвань ежегодно расходует на оборону 105 млрд долл. (для сравнения - суммарные ежегодные расходы на оборону в Чили, Аргентине и Бразилии составляют лишь 9 млрд. долл.). В Южной Корее, в Малайзии и на Тайване ежегодный прирост затрат на оборону прогнозируется на уровне 6% - до 4-5% к объему ВНП. Все вооружение дорабатывается отечественным ВПК, до потребностей конкретных покупателей. В частности, по контракту на поставку в Малайзию МИГов-29 СЭ завершена программа создания системы дозаправки самолетов в воздухе - по стандартам НАТО. [28] Крупнейшими рынками сбыта для оборонной промышленности РФ в последние годы стали Китай и Индия. КНР в течение последних лет закупала в России атомные подводные лодки (на сумму в 1 млрд долл.), эсминцы, а также ракеты для этого типа военных судов, военные самолеты. Общая сумма поставок вооружения из России в Китай составила в течение 1991-1997 гг. 3,3-3,5 млрд долл. Индия остается постоянным партнером России в Южной Азии. Долгий опыт использования советской военной техники привел к тому, что и после обретения Россией независимости военно-технические связи между двумя странами сохранились. Индия закупает в РФ подводные лодки, ракетные системы для различных классов военных кораблей, военные самолеты МиГ и Су. Закупленную ранее советскую технику Индия ремонтирует также на российских предприятиях, обеспечивая их заказами на значительные суммы.
Таблица 11: Сравнение удельного веса стран - экспортеров основных видов ВВТ в их поставках в отдельные регионы мира в 1987-1991 и в 1995-1999 гг., % *
**В 1987-1991 гг. страны Центральной Азии входили в состав СССР. Источник: Рассчитано по [47] и [48] Российское вооружение неплохо продается и в других странах Азии. Военные и военно-транспортные самолеты поставляются в Индонезию, Пакистан, Бангладеш и Малайзию, а танки Т-80 и БМП-3 - в Южную Корею. Укрепляются связи России и с одним из крупнейших импортеров вооружения в мире - Турцией, куда поставляются вертолеты Ка-50 и Ка-52 и другие виды военной техники. В течение последних лет стремительно расширяются позиции отечественного ВПК в Латинской Америке. Бразилия, Венесуэла, Аргентина, Чили, Перу проявляют значительный интерес к российской авиационной технике (вертолеты Ка-50 и Ка-52, истребители-бомбардировщики МиГ-27 и МиГ-29). Так, например, на третьей международной выставке по оборонным технологиям для Латинской Америки ЛАД-2001 были заключены соглашения по модернизации устаревших версий французских самолетов "Мираж" российскими двигателями, состоящих на вооружении ряда стран региона. Это позволит довести летные и боевые характеристики старых французских машин до сравнимых с лучшими образцами современных боевых самолетов. На бразильском рынке хорошие перспективы имеют тяжелые вертолеты Ми-26, а также переносные зенитно-ракетные комплексы "Игла". [24] Определенные успехи имеются у России на некогда закрытых для нее рынках - в Западной Европе. Например, Финляндия закупила в России зенитные установки и боевые самолеты, Швеция планирует приобрести российские вертолеты. Греция, возможно, приобретет ракетные комплексы С-300, которые недавно были закуплены в России Кипром. Но Россия не только расширяет свой рынок вооружений, но и теряет позиции в некоторых регионах. Практически прекращены поставки оружия из России в Африку. Страна уже не может отдавать военную технику задаром. Практически потерян рынок Восточной Европы и Балтии. Эти страны сейчас заняты активной модернизацией своих вооруженных сил, чтобы соответствовать стандартам НАТО. В результате новая техника закупается ими преимущественно в США и Западной Европе. Это сильный удар по конкурентной стратегии России, так как раньше вооружение в эти страны поставлялось прежде всего из России. Некоторые страны, которые ранее закупали у СССР значительное количество вооружений и военной техники и в принципе могли бы остаться важным рынком сбыта для российской оборонной промышленности, сейчас стали объектом международных санкций (Югославия, Ирак, Ливия). Еще одним фактором, влияющим на положение России на мировом рынке вооружений, является тот факт, что производимое в стране вооружение почти не закупается собственным Министерством обороны РФ. Финансирование не позволяет ему производить модернизацию своей военной техники. А отсутствие оружия в арсеналах страны-производителя всегда ухудшает его шансы быть проданным за рубеж. На мировом рынке вооружений идет постоянная и жесткая конкуренция. Так, в 1996г. министерствами обороны Франции, Германии, Великобритании и Италии было создано агентство вооружений - "Совместная организация по сотрудничеству в области вооружений" - для обеспечения совместного производства на основе кооперации труда франко-германского боевого вертолета "Тигр", ракеты класса "воздух-земля" (Франция, Великобритания), предназначенного для ПВО фрегата "Горизонт" (Франция, Великобритания, Италия). [28] В свою очередь, Россия возобновляет военно-техническое сотрудничество с такими странами как КНДР и Иран. В 1999 г. ВВП КНДР составил 14,7 млрд долл., военные расходы1, 3 млрд долл. На вооружении сухопутных войск состоит около 3500 танков от Т-34 до Т-62. ВВС включают 107 истребителей МиГ-17, 156 МиГ-19, 130 МиГ-21, 46 МиГ-23, 46 МиГ-29, 35 штурмовиков Су-25. Северокорейская армия нуждается в масштабном перевооружении. [21] Намечаются контракты в области военно-технического сотрудничества между Россией и Ираном. По оценкам российских экспертов, Россия от ВТС с Ираном может получать до 300 млн долл. в год. При этом параллельно с Россией на оружейном рынке Ирана сейчас активизируется Франция. Не исключено, что на этом рынке может появиться Германия. [36] В обозримой перспективе на отечественном и мировом рынках могут оказаться достаточно конкурентоспособными легкие вертолеты. При значительной разнице в цене - МИ-34 весной 1996 г. стоил 350 тыс. долл., а его западный аналог "Робинсон" - 500 тыс. долл., российские вертолеты превосходят все имеющиеся по техническим характеристикам. При условии создания сервис-центров в странах-импортерах вертолета производящей компанией АО "Легкие вертолеты МИ" спрос на эти машины может быть устойчивым. Считаясь с этим, южнокорейская фирма "Самсунг аэроспейс" заключила контракт на поставку вертолета МИ-26 - мирового лидера по грузоподъемности (20 т при скорости 250 км в час и дальности полета 800 км, а с подвесным баком - 1900 км). В дальнейшем предполагается продажа техники во всей Юго-Восточной Азии, создание центра технического обслуживания вертолетов. Известна высочайшая конкурентоспособность самолетов СУ-27, МИГ-29, танков Т-72, Т-80, системы залпового огня "Смерч", зенитных ракетных комплексов "Тунгуска", "Тор", "Бук", подводных лодок типа "КИЛО" и др. Пока что непревзойденная конкурентоспособность и спрос на МИГ-29 подтверждены тем, что эта машина имеет беспрецедентные летно-технические характеристики, а обусловленные техническими причинами аварии по сравнению с американским аналогом F-16 за один и тот же период эксплуатации случаются в 15 раз реже, эксплуатационные расходы на час полета также существенно ниже. Покупателями уже стали Австрия, Малайзия, Индия, где уже имеются совместные фирмы по сервисному обслуживанию МИГов. В России в КБ Сухого создан не имеющий аналогов в мире многоцелевой ударный комплекс СУ-32 ФН, способный удовлетворять сразу несколько родов войск, вертолет КА-50 с безаналоговой винтовой схемой, признанный специалистами машиной следующего века. Нигде в мире, кроме России, пока еще не производятся полностью бронированные вертолеты (воздушные танки), всепогодные вертолеты МИ-28 М. Нет аналогов летающего танкера ИЛ-78, амфибии БЕ-200. Перспективен экспорт истребителей-перехватчиков, оснащенных реактивными двигателями четвертого поколения, созданными еще в 1985 г. Машина может выполнять маневры типа "кобры Пугачева" и не имеет себе подобных в воздушном бою. Теперь уже создан реактивный двигатель пятого поколения - с поворотным соплом, благодаря чему МИГи и СУ способны осуществлять полный поворот через себя против направления полета. Вдвое сокращена взлетная дистанция. В России умеют производить вертолеты, способные вести бой в абсолютной темноте и летать на высоте всего лишь 5 метров, - таких машин во всем мире ни у кого больше нет. В настоящее время доля авиационной техники в военном экспорте составляет 55-60%. С учетом этого в конкурентной стратегии приоритет должен быть отдан именно этому направлению. По зарубежным прогнозам, в 1997-2006 гг., то есть за десять лет, на мировом рынке будет предложено самолетов всех видов порядка 25,5 тыс. ед. на сумму около 656 млрд. долл., в том числе административных самолетов - 4331 ед. на сумму 42,3 млрд. долл., реактивных пассажирских авиалайнеров - 5867 ед. на сумму 367,2 млрд. долл., вертолетов - 7139 ед. на сумму 38,3 млрд. долл., военно-транспортных самолетов - 677 ед. на сумму 34,7 млрд. долл. Статистика впечатляющая. Но впечатляющи и масштабы сокращения авиационного производства в России. В 1997-2006 гг. она могла бы поставить на мировой рынок авиационной техники на сумму порядка 192-194 млрд. долл. А это почти треть предполагаемого объема продаж на мировом рынке. При всех трудностях поставки техники на внутренний рынок указанная величина считается реальной, что очень сильно тревожит конкурентов. И все же ситуация пока далека от критической. Однако ясно, что Россия без инвестиций на эти рубежи не выйдет. Так что проблема - в инвестициях. [12] Согласно Концепции реструктуризации авиапромышленного комплекса, до 2007 г. планируется загрузить авиационные заводы настолько, чтобы выпускать 15-20 военных самолетов в год. Но при сложившемся финансировании военные заказы могут быть в пределах 5-10 самолетов ежегодно, в течение 7-10 лет. Видимо, долгое время все это продолжаться не может. В России в составе ВВС и ПВО осталось 2200 истребителей, тогда как в США - более 4000, в Китае - 3650. В случае изменения отношения к финансированию Вооруженных Сил спрос на отечественную технику на внутреннем рынке будет расти очень быстро, существенно ограничивая возможности экспорта. В целом, можно вполне обоснованно оценивать, что Россия может довести объем своего экспорта вооружения в ближайшие годы до 5 - 6 миллиардов долларов. Однако для этого необходимо создать условия для оперативного и правильного выявления спроса зарубежных стран на ВВТ и соответствующие услуги, разработки эффективных схем продвижения на экспорт необходимой продукции и расчетов за нее, которые устраивали бы обе стороны, быстрого принятия необходимых и грамотных решений по ним, а также обеспечения безусловного и четкого выполнения контрактных обязательств, которые должны предусматривать оперативное удовлетворение потребностей заказчика в послепродажном обслуживании техники. Следует использовать и такой механизм продвижения российской военной техники за рубеж, как совместное с другими странами создание соответствующих ВВТ и их продвижение на мировой рынок. Примерами в этом плане могут служить программы разработки учебно-боевых самолетов МиГ-АТ (с Францией), Як-130 (с Италией) и вертолета Ка-50/52 "Эрдоган" (с Израилем). Кроме того, необходимо решить вопрос с надежным финансовым обеспечением предприятий российского оборонного комплекса, продукция которых нужна собственным ВС и обладает экспортным потенциалом. Россия должна сохранить за собой приоритетность в оснащении самой современной техникой собственных ВС. Иначе в погоне за деньгами на сегодняшнее выживание национального ВПК она за счет продажи "ноу-хау" создаст условия для быстрого развития военной промышленности нынешних импортеров, что может создать угрозу ее долгосрочным интересам. [35]
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|